Понедельник, 22:01 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Открытый урок по предмету «Общее фортепиано» на тему «Тайны и загадки музыкального текста»
22.04.2015, 09:07

Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования

« Детская школа искусств №1»

п.Дубки Саратовского района, Саратовской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок

по предмету «Общее фортепиано»

на тему «Тайны и загадки музыкального текста»

с учащимися 1 класса

дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Хореографическое искусство»

преподавателя Сытовой М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015г

Содержание

 

1.Методическое введение.

 

2.Цели и задачи урока.

 

3. Структура урока.

 

4. Ход урока.

 

5.Материально-техническое обеспечение урока.

 

6Дидактический материал к уроку

 

7. Список литературы


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Методическое введение

Проблемы работы на уроках общего (дополнительного) фортепиано с учащимися, не ставящими целью профессионализацию в игре на рояле

Инструмент фортепиано занимает одно из главных мест в системе музыкального воспитания и образования детей. Но цели и задачи занятий на уроках общего (дополнительного фортепиано), и специального фортепиано – разные. Специальное призвано готовить пианистов – виртуозов, общее фортепиано, являясь дополнительным образованием должно всесторонне развивать учащегося.

На уроках дополнительного фортепиано, обучающиеся должны овладеть простейшими элементами музыкального языка и умениями их практически применять. Лимиты времени для занятий на уроках общем фортепиано достаточно ограничены. Не располагая необходимым временем, а, также, не имея инструмента для занятий дома, учащиеся порой просто отстраняются от занятий.

Самый ответственный этап в работе преподавателя, фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика - это начальное обучение игре на фортепиано.

Маленький ученик пришёл в школу учиться танцевать и музыка для него (в его понятии) – танец. А тут спервого урока: ноты, длительность, аппликатура, Так много нового, а главное трудно постижимого. И не понятно: пришёл учиться танцевать, а тут «фортепиано»? И стоит ли оно таких терзаний? Занятия становятся мучительными, интерес пропадает, гаснет. В этот период легко «потерять» ученика. Вселить в него страх перед занятиями музыкой.

Задача преподавателя организовать уроки таким образом, чтобы формирование устойчивых слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и накопление у детей активных “словарей” музыкальных элементов для дальнейшего самостоятельного использования проходило для детей интересно, легко и радостно.

Осуществляя музыкально – эстетическое воспитание, необходимо в уроки включать различные формы работы– слушание музыки, творческие и игровые упражнения, использовать компьютерные технологии.

И параллельно, ненавязчиво, в игровой форме давать упражнения для выработки правильной посадки за инструментом, на постановку руки.

С первых уроков стараться включать в занятия не упражнения, а маленькие ансамбли. Когда ученик играет пьесу с одной единственной нотой, но в ансамбле с учителем, он слушает не только себя, но и аккомпанемент и уже с первых уроков ощущает себя музыкантом.

 

 

 

 

2.Цели и задачи урока

Цель урока: создание условий для формирования первоначальных теоретических знаний, умений и навыков игры на фортепиано.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Освоение музыкальной грамоты в процессе обучения игре на фортепиано.

Развивающие:

  • Развитие навыка игры по нотам.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса  и любви к предмету и инструменту

  • Воспитание интереса к классической музыке

 

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного.

 

3.Структура урока:

I. Организационный этап.

Название темы урока.

Постановка цели урока

II. Основной этап.

Закрепление теоретических знаний пройденного материала.

Слушание музыки

Исполнение на фортепиано песен учащимися в ансамбле с преподавателем и индивидуально.

Музыкально – компьютерная игра.

III. Подведение итогов.

Домашнее задание.

4.Ход урока:

I.Организационный этап

1. Приветствие.

Тема нашего урока «Тайны и загадки музыкального текста»

На уроке мы продолжаем осваивать нотную грамоту, которая поможет разгадывать загадки музыкального текста.

II. Основной этап.

1.Посмотрим на экран

(На экране 1 страница партитуры пьесы «Пианисты» из сюиты «Карнавал животных» К.Сен-Санса)

Что мы сможем сказать? Что мы видим?

Что здесь за музыка здесь зашифрована?

Давайте начнем разгадывать.

Для начала сыграем упражнение на легато на 2 клавишах – до и ре. 2Исполняется упражнение в 4 руки с преподавателем

А вот мы и сыграли начало пьесы, ноты которой вы видите на экране.

В пьесе «Пианисты» композитор Сен-Санс с юмором изображает утомительные упражнения пианистов. Давайте послушаем эту пьесу

3.Видео слайды с музыкой пьесы «Пианисты» из сюиты «Карнавал животных» К.Сен-Санса

Приходится много потрудиться, чтобы освоить игру на фортепиано, а чтобы разгадывать музыкальные тексты обязательно нужно знать нотную грамоту.

4.Просмотр мультимедийной презентации «Когда появились ноты»

А теперь немного истории. Вы когда-нибудь задумывались, откуда взялись названия нот? Произошло это около 1000 лет назад, точнее в 986 году. В городе Ареццо неподалёку от Флоренции жил монах Гвидо. Он был учёный, музыкант и учитель пения. В монастыре Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений. Полный курс обучения занимал 10 лет. Видимо, порядком намучился Гвидо со своими учениками, втолковывая им премудрости музыкальной грамоты.

До каких пор музыканты будут страдать! –

Решительно произнёс он. –

Мириться с этим более невозможно:

Фальшивые звуки, разнобой, разноголосица.

Сольные партии ещё ничего, но ансамбли!..

Ляпсус за ляпсусом, ошибка за ошибкой.

Сил больше нет никаких…

И сочинил Гвидо новую мелодию молитвы, в честь Святого Иоанна. Этот святой покровительствовал всем певцам! В молитве каждая строчка начинается названием ноты.

Так появились ноты, которые сначала записывали в виде закрашенных квадратов на четырёх линейном нотном стане, а затем перешли к известной нам записи на пяти строчном нотоносце.

5.Просмотр Видео слайдов со звучанием «Молитвы в честь Святого Иоанна»

6.Игра учащихся на фортепиано в ансамбле с преподавателем

Давайте сыграем от каждой клавиши 1октавы, песенки.

  • «Андрей-воробей»

  • «Тили бом»

  • Солнышко»

  • «Заяц»

  • «Фасоль»

  • «Лягушки»

  • «Белочка»

(детские песенки под редакцией И.Корольковой)

7.Нахождение и игра на фортепиано клавиш до диез и ре диез. Отправляемся разгадывать тайны - дальше.

Для того, чтобы получались песенки, кроме нот, нам еще нужны знаки альтерции.(Повторение знаков диеза и бемоля)

8.Исполнение преподавателем русской народной песни «Калинка», с аккомпанементом учащейся в определенном ритме.

Чтобы правильно выполнять ритм нужно знать длительности и уметь решать музыкальные задачки.

9.Повторение длительностей.

(На магнитной доске таблица с длительностями)

Музыкальные задачки мы отправляемся решать в «музыкальную школу Домовенка Бу» (компьютерная игра на закрепление понятий - длительности)

 

III. Подведение итогов.

Домашнее задание. Письменное задание на правописание знаков альтерации.

 

 

5.Материально-техническое обеспечение урока.

 

  1. Фортепиано

  2. Ноутбук

  3. Проектор

  4. Экран

  5. Магнитная доска

  6. Стулья

 

6.Дидактический материал к уроку

  1. Диск с компьютерной игрой «Школа домовенка Бу»

  2. Видео слайды с музыкой пьесы «Пианисты» из сюиты К.Сен-Санса «Карнавал животных» (Составитель Сытова М.В.)

  3. Мультимедийная презентация «Когда появились ноты?»

  4. (Составитель Сытова М.В.)

  5. Наглядные иллюстрации «Длительности», «Знаки альтерации»

  6. Видео слайды со звучанием «Молитвы в честь Святого Иоанна» (Составитель Большакова Т.Е.)

 

6.Список литературы

 

  1. А. Артоболевская, « Первая встреча с музыкой»

Из-во"Композитор" Санкт-Петербург 2004

  1. Л.Баренбойм, Н. Перунова «Путь к музыке»

Из-во" «Советские композиторы» Ленинград 1988

  1. М.Торопова «Первые нотки»

Из-во" Ростов на Дону «Феникс»2015

  1. И.Королькова «Нотная азбука для самых маленьких»

Из-во"Ростов на Дону «Феникс»2014

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: Администратор
Просмотров: 1609 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА