Вторник, 06:35 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
02.02.2015, 15:09

Образ Пугачева в повести  А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Пугачев: злодей или народный герой?

Цели урока. Путем сопоставительного анализа исторических материалов и художественного текста («Капитанская дочка» А.С. Пушкина) определить отношение к Пугачеву как исторической личности и художественному образу;

  • познание прошлого, увиденного глазами великого поэта;
  • развитие умений школьников видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом;

Задачи. Развивать умение вести исследовательскую работу с историческими документами и художественным произведением; развивать логическое мышление; прививать интерес к изучению истории и литературы; воспитывать гуманность и милосердие.

 

Ход урока

( 1слайд, тема урока)

Здравствуйте.

Сегодняшний урок посвящен Емельяну Пугачеву, человеку-легенде, человеку-загадке. Эта личность всегда особенно интересовала и историков, и государственных деятелей, и писателей, и художников

В литературе образ Пугачева трактуется по - разному. Наша задача - рассмотреть глубину и обаяние личности Пугачева, познать прошлое, увиденное глазами великого поэта; обобщить и систематизировать материал по теме и в итоге ответить на вопрос, кто все же  Пугачев в повести: злодей или  народный герой?

 

                Я читаю       эпиграф         

    Эпиграф:           Кто ты, странник? Что бродишь долом?

                              Что тревожишь ты ночи гладь?

                              Отчего, словно яблоко тяжелое,

                               Виснет с шеи твоя голова?

                                                        С.Есенин «Пугачев».

 

 

Запишем тему урока, эпиграф

 

Прежде чем, начать анализировать образ Емельяна  Пугачева нам необходимо познакомиться с историей создания этой повести.

 

Сообщения  учащихся  ( у доски 4 человека на фоне слайдов)

1) Султан С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций. В его «Архивных тетрадях» сохранились копии именных указов и писем Пугачева, выписки из донесений о боевых действиях с отрядами Пугачева. 

 2) Ваня (слайд 2 карта путешествия Пушкина) В 1833 году Пушкин решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где происходило восстание. Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих событий. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань. «Я в Казани с пятого<… > Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону», – пишет он жене Наталье Николаевне 8 сентября. (слайд 3, памятник Пушкину в Уральске) )Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с современниками событий.

3) Наташа (слайд 4, история пугачевского бунта) Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 под названием «История Пугачевского бунта», которое дал ему император.

Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773–1775 годов. Работа шла медленно. (.Роман был закончен осенью 1836 г. Представив его в цензуру, Пушкин 25 октября 1836 г. писал цензору П. Корсакову: «Имя девицы Мироновой вымышлено. Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших в шайки пугачевские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги. Роман, как изволите видеть, ушел далеко от истины». 1 ноября 1836 г. Пушкин читал свой роман на вечере у П. А. Вяземского.


4) Лида 19 октября 1836 года – дата окончания работы над «Капитанской дочкой».  ( слайд 5 капитанская дочка) «Капитанская дочка» была напечатана в четвертом номере пушкинского «Современника» в конце декабря 1836 года, за месяц с небольшим до гибели поэта. Осталась неопубликованной, вероятно по цензурным соображениям, глава о бунте крестьян в деревне Гринева, которую Пушкин в своих бумагах назвал «Пропущенной главой». Она увидела свет только в 1880 г.
 

Учитель: История и литература настолько переплетены в этом художественном произведении, что, только изучая эти два источника, мы можем разгадать тайну героя Пушкина.

Чтобы выявить причины появления бунтовщика Пугачёва, давайте вспомним, какая обстановка сложилась в России в 60-70-ые годы XVIII века.

(слайд 6 правление Екатерины 2)

B 1762 г. Россию потряс новый государственный переворот. На престол под именем Екатерины II  взошла жена Петра III. Екатерина начала щедро одаривать из государственной казны своих подданных — тех, кто помог ей стать императрицей, а когда деньги кончились, в ход пошли крестьянские души. 

 

(Слайд 7 –указы Екатерины)

Указ первого года правления Екатерины II — «Жалованная грамота дворянству» — предоставил дворянам полную свободу от военной и гражданской службы. Дальнейшие указы власти: о запрете крестьянам жаловаться на помещика, о праве ссылать крепостных в Сибирь и отправлять на каторжные работы — окончательно низвели крестьян на положение рабов. Крепостных продавали, обменивали на скот, проигрывали в карты. Истязания, которым их подвергали, были безмерны по жестокости.

Произвол помещиков достиг крайних пределов, а крестьянство, доведенное до отчаяния, оказывало сопротивление, которое в большинстве случаев носило стихийный характер.

                                                  О самозванстве на Руси

 (слайд 8 – самозванство)

- Частая повторяемость народных выступлений, ожесточенность повстанцев свидетельствовали о неблагополучии в стране, о надвигающейся опасности. О том же говорило и распространение самозванства. Давайте запишем определение этого слова.

Записать определение слова в тетрадь по словарю Ожегова

Самозванство – незаконное присвоение себе чужого имени, звания с целью обмана.

Самозванцы под именем Петра Федоровича появляются в разных местах под разными обличиями. Разговоры о спасении Петра III начались сразу после его гибели в 1762 году. Об этом люди говорили, передавали из уст в уста слухи как в самом Петербурге, так и далеко от него. До 1773 года объявилось шесть самозванцев Петров III. Однако лишь одному из многочисленных самозванцев удалось всерьез потрясти империю.

 ( слайд 9 – 2 Пугачева)

Взгляд на предводителя крестьянского восстания противоречив: одни видели в нем смельчака, бросившего вызов Екатерине II (указывает на портрет Пугачева, написанный на портрете Екатерины II); другие видели умного, проницательного человека (портрет Пугачева неизвестного художника). Так кто же он такой на самом деле

(слайд 10 биография его)

Биография Пугачева

Нас интересует последний период его жизни, когда Пугачев стал предводителем Крестьянской войны

 

Слайд 11   городок, мятежники, пушка

 Восстание началось 17 сентября 1773 года и продолжалось вплоть до середины 1775 года, несмотря на военное поражение казацкой армии и пленение Пугачёва в сентябре 1774 года.

 

Слайд 12 - Карта

Крестьянское восстание охватило земли Яицкого войска, Оренбургский край, Урал, Прикамье, Башкирию, часть Западной Сибири, Среднее и Нижнее Поволжье.                                                                                        

В ходе восстания к казакам присоединились башкиры, татары, казахи, уральские заводские рабочие и многочисленные крепостные крестьяне всех губерний, где разворачивались военные действия.      

    

– А теперь пришло время обратиться к художественному произведению.

 

Слайд 13 – раскрытие образа

Для того чтобы в полной мере раскрыть образ Пугачева в повести, мы с вами будем работать по такому плану.

 

У каждого из вас на парте лежит вот такое изображение солнца, символический образ Пугачева. Солнце разделено на 2 полукруга (благие дела и злодейства Пугачева). По ходу урока вы должны будете подписывать лучики солнца чертами характера Пугачева, кратко записывать его поступки и в итоге составится наше понимание, наш образ Пугачева, каким мы его увидели в повести. (черты характера, поступки)

Слайд 14 -солнце

                                 

По  четырем встречам  Пугачева и Гринева мы будем судить о предводителе крестьянской войны, в какой же последовательности они произошли?

 

Слайд 15   Появление Пугачева ( 4 встречи)

Подпишите,  в какой последовательности эти встречи произошли.  (1 ученик идет к доске и расставляет)

1 встреча

Когда впервые мы встречаем Пугачёва в повести, правда, еще не знаем, кто этот человек. В какой главе?

(откройте главу 2 «Вожатый», найдите встречу Пугачева и Гринева.

  • Каким Гринёв увидел «своего бродягу» в умёте?
  • Какие детали в облике Пугачёва подчеркивает Пушкин? (глаза, лицо – противоречивость образа).  Зачитать с 85.
  • Как отблагодарил Гринёв вожатого за помощь? (с.87)
  • Как принял вожатый заячий тулуп?

– Итак, Гринёв и Пугачёв расстаются довольными друг другом. Гринёв отправляется в Белогорскую крепость, а Пугачёв – собирать войско.

 

Видеофрагмент ( 2встреча)

Экранизацию какого отрывка из повести мы увидели? (гл.7 приступ крепости, 2 встреча)

 

Как изменился облик Пугачева

Сравнить его описание 1 и 2 встречи (одежда, поведение)

Глава «Приступ».

  • Итак, крепость уже взята. Как народ  встречает бунтовщиков?
  • Прочитайте отрывок из «Капитанской дочки» Пушкина. ( с 118-119)

«Нас потащили по улицам; жители выходили из домов с хлебом и солью. Раздавался колокольный звон. Вдруг закричали в толпе, что государь на площади ожидает пленных и принимает присягу. Народ повалил на площадь, нас погнали туда же». Какой глагол в тексте говорит о том, что народ пошел добровольно?

                                                    Слайд 16 присяга

– Народ, встретив с радостью императора Петра III, присягает ему на верность.

Вот текст присяги, которую должен был произносить каждый, принявший сторону Пугачева. Народ, как мы убедились, встретил царя-самозванца с распростертыми объятьями.

 

А еще при помощи каких литературных приемов Пушкин показывает близость Пугачева к народу?
1. Эпиграфы к главам о Пугачеве — народные песни (зачитать только начало эпиграфа).
2. Речь Пугачева просторечная, присутствуют народные выражения, пословицы, поговорки, бранные слова.
(Хрестоматия. «Был тулуп ... заложил вечор у целовальника», с. 85; «чего греха таить», c. 85; «не твоя печаль», c. 86; «одурел от радости», с. 79; «унять старую ведьму», с. 121; «небо с овчинку показалось», с. 125; «узнал старого хрыча», c.126 «казнить так казнить, миловать так миловать», с. 150.)
       

Как поступил Пугачёв с комендантом? Почему он принял такое решение?

Вот воспоминания Стушипина в то время генерал-губернатора Нижегородской губернии

Известный самозванец и бунтовщик Пугачёв… произвёл зверства над

обывателями, чиновниками и помещиками, им захваченными или приводимыми к нему взбунтовавшимися крестьянами, а также убивал священников и церковников. Только в одном Алатырском уезде было убито 250 человек.
Генерал-губернатор Нижегородской губернии А. Ступишин (1773-1783).

В чём ещё проявляется жестокость Пугачёва? Подтвердите текстом. (приказал убить жену коменданта)

А что происходит далее? Наряду с жестокостью проявляется… великодушие.

Когда происходит метаморфоза? Почему Пугачёв пощадил Гринёва? Царь - может дарить самое дорогое - жизнь. Мы видим Пугачёва в двух образах: с одной стороны, это жестоко казнящий не присягнувших ему, с другой – помнящий и ценящий доброе отношение и услугу.

Слайд 17-Манифест

Обратите внимание на экран - это манифест, "собственная подпись", которую рассказчик иронично называет "каракульки"

Прочитайте этот манифест, у каждого из вас он лежит на парте.

МАНИФЕСТ Е.И. ПУГАЧЕВА ПОМЕЩИЧЬИМ
КРЕСТЬЯНАМ О ПОЖАЛОВАНИИ ИХ ВОЛЬНОСТИЮ,
ЗЕМЛЯМИ И ОСВОБОЖДЕНИЕМ ОТ ПОДУШНОЙ ПОДАТИ,
1774 г., ИЮЛЯ 28

Указ Пугачева

Божиею милостию, мы Петр III, император и самодержец всероссийский: и протчая.
Обевляется во всенародное известие.
Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короны и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, владением землями, лесными угодьями и соляными озерами без покупки и без оброку и освобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян и градцких мздоимцов-судей крестьянам и всему народу налагаемых податей и отягощениев.
... Повелеваем сим нашим имянным указом: кои прежде были дворяне в своих поместиях и вотчинах, оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян ловить, казнить и вешать и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами.
По истреблении которых противников и злодеев дворян, всякий может восчувствовать тишину и спокойную жизнь.
Дан июля 31 дня 1774 г.

Учитель . Поработаем с манифестом  Пугачева от 28 июля 1774 г.
УчительКак называет себя Пугачев в Указе?
Ученики. Император.
УчительО каком качестве это говорит?
УченикиО дерзости. записать
(Запись в таблицу.)
Учитель истории. Что обещает Пугачев народу? (Чтение выдержек из манифеста, записать в таблицу.)
— отмену крепостного права;
— отмену налогов, рекрутских наборов;
— дарует крестьянам землю, лесные угодья, соляные озера и т.д.
Учитель истории. О каких чертах характера это говорит?
УченикиШирота души, щедрость.



Учитель литературыА как показывает Пушкин жестокость, можно сказать, зверство Пугачева?
Ученики. По приказу Пугачева были казнены капитан Миронов, его жена Василиса Егоровна, Иван Игнатьич, офицеры Нижнеозерской крепости.
Речь Пугачева наполнена угрозами:
а) «Унять старую ведьму!» (гл. 8, с. 79)
б) «... с тебя живого велю кожу содрать» (гл. 8, с. 87)
в) О Швабрине: «Я его повешу!» (с. 98)
Портретная характеристика: «звериный взгляд», «огненные глаза» УчительГоворится ли в данном Указе о милосердии?
Ученики. Да, «милосердием всех награждаю».
УчительК кому Пугачев проявляет милосердие?
Ученики. К тем, кто его поддержал, — к крестьянам и казакам.
Учитель литературыКакие приемы и средства использует Пушкин, чтобы показать милосердие Пугачева?
1) показывает его поступки:
а) вывел к жилью Гринева и Савельича, дал овчинный тулуп и полтину денег;
б) освободил Машу и принял самое живое участие в ее судьбе.
 

Другим мы видим Пугачёва на совете в Белогорской крепости. Найдите в тексте сцену этого совета. (с.124).зачитать

  • Какие отношения сложились между Пугачёвым и его сподвижниками?
  • Похожи ли их взаимоотношения на отношения императора и царедворцев?

Действительно, между ними дружеские отношения, они связаны единой целью, одним положением, одной судьбой.

 

Что предложил Пугачев Гриневу, когда они остались одни? (перейти к нему на службу)

Что ответил Гринев?

   - Как ведет себя Гринев и какое его ответ на предложение Пугачева «не служить» против него. Давайте прочитаем этот эпизод. С. 127

Вывод: Гринев говорит ему правду. Он понял, что этому человеку нельзя лгать.

   - Что привлекло Пугачева в Гриневе?

 

И в сцене разговора с Гринёвым нам представляется истинное лицо Пугачёва: он прекрасно осознаёт своё положение, и поэтому уважает твёрдость Гринёва и его верность данной Екатерине Великой присяге.

  • С какими словами отпускает Гринёва?

 

3 встреча

         Получив письмо от Маши, Гринёв отправляется на её спасение. И опять встречается с Пугачёвым. И целый «дождь» милосердия проливается на героя романа, - когда Пётр Гринёв уже прямо является просить милости у самозванца. Пугачёв спасает героя и от мужицкой расправы (а ведь Гринёв с сабле в руках налетел на мужицкий отряд), и от гнева своих «енералов».

По-другому предстал перед нами Пугачёв в беседе с Гриневым.

О чём они говорили? (с. 184)  

Гринев предложил Пугачеву сдаться на милость императрицы.

Что на это ответил Пугачев (рассказал сказку)

Прочитать сказку.

 Объясните смысл данной сказки.

  • С кем сравнивает себя Пугачёв?

 

С какой целью Пушкин включает этот эпизод в свое произведение?

(орел – символ свободы и власти.  Чтобы подчеркнуть величие и героизм Пугачева, Пушкин включает в свое произведение калмыцкую сказку, рассказанную Гриневу Пугачевым по дороге в Белогорскую крепость.

Смысл сказки – выражение жизненной позиции Пугачева, заключается в том, что лучше прожить полную жизнь «всего-навсе только 33 года», чем существовать «питаясь падалью», 300 лет.    

 

 

Давайте вспомним, как относятся к Пугачеву герои повести,

Слайд 18 «Пугачев в глазах персонажей повести»

      Соотнесите высказывания о Пугачеве с их авторами.

       Снова мы видим двойственное отношение к Пугачеву.

 

И мы переходим к завершающей встрече   с Пугачевым.

Слайд 19 (казаки сдали Пугачева)

 

Я: Все военные силы были брошены на подавление пугачевского восстания, бежавшие отряды Пугачева  преследовал командующий армией Иван Иванович Михельсон.  Чтобы заслужить прощение императрицы некоторые полковники из армии Пугачева сговорились и, выбрав подходящий момент накинулись и связали Пугачева, и получив обещания о помиловании, доставили его в Яицкий городок.

Для перевозки Пугачева была изготовлена тесная клетка, установленная на двухколесную арбу, в которой закованный по рукам и ногам, тот даже не мог повернуться. (слайд 20 клетка, казнь)

4 встреча Последняя встреча Пугачева и Гринева происходит за минуту до казни плененного бунтовщика. В это страшное мгновение Пугачев узнает того, кого полюбил за честность, храброе и доброе сердце, и кивает ему. "Через минуту его голова, мертвая и окровавленная, была показана народу". Пушкин устами героя сокрушается о позорном конце: "Еме-ля! Емеля! — думал я с досады, — зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся на картечь! Лучшего ничего не мог бы ты придумать".

Фрагмент видеофильма  (3 минуты)

Какие черты характера подчеркивает очевидец во время казни?

За что просил Пугачев прощения у народа?

                    

 

  Оценка личности.

1. Позиция Екатерины.  (слайд Екатерина)

- Екатерина постаралась уничтожить все, связанное с бунтом и ее главарем. Само имя мятежника запрещалось произносить; Пугачевский архив был строжайше закрыт: Пушкину, допущенному к имперским архивам, спустя 60 лет после бунта, так и не удалось увидеть следственное дело самого Пугачева.

Река Яик была переименована в Урал, а Яицкий городок, гнездо смуты – в город Уральск. Дом Пугачева в Зимовейской станице, уже проданный его бедствовавшей женою, был взят у новых хозяев, разобран, сожжен, а пепел – развеян по ветру. нечто шаманское видится в этих попытках укротить дух народного мятежа.

3. Отношение Пушкина. (слайд)

Образ Пугачёва, отраженный в народном сознании, до сих пор продолжает меняться. Некогда бунтовщика предавали церковной анафеме; в советские годы его воспевали как защитника всех угнетенных, в недавние годы уничижения России и русской истории его опять стали «мазать» одной лишь черной краской.

Мы с вами знаем нескольких Пугачёвых.

Два великих поэта – Пушкин и Есенин – обратились к образу легендарного бунтаря.

  • Каким Пушкин представил нам Пугачёва?

Слайд и чтение отрывка о Пугачеве.

  • А почему Пушкин относился так к своему герою?

Ответ мы найдем в статье М. Цветаевой.

Чтение отрывка из статьи М. Цветаевой.

Как вы понимаете слово чара? Подберите однокоренные слова.

Согласны ли вы с суждением М. Цветаевой, определившей суть отношений между Пугачёвым и Пушкиным словом «чара»?

– Образ Пугачёва бессмертен. Уже в XX веке, в 1921 году, Сергей Есенин заканчивает свою поэму «Пугачёв». Он называет его «почти гениальным человеком». Он создает образ сильного, смелого, способного на решительные, обдуманные действия.

Чтение отрывка. Слайд.

Теперь и мы выскажем своё отношение к личности Пугачёва. Каким вы теперь увидели Емельяна Пугачёва: кровавым убийцей или народным героем?

III. Подведение итогов

Ответы учащихся.

Сегодня, проанализировав текст «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, увидев Пугачёва глазами великого поэта, рассмотрев портретные зарисовки и вспомнив исторически реальный образ Пугачёва, мы пришли к выводу, что для большинства из нас Пугачев предстал в образе народного героя.

Учитель литературы. Сопоставляя исторические материалы с текстом повести, мы увидели, что Пушкин не только не отступил от исторической правды, но, пользуясь художественным вымыслом, сделал образ Пугачева живым. Это не только беспощадный и жестокий злодей, но и человек, которому можно доверить жизнь возлюбленной, которого можно пожалеть и за «грешную душу» которого «вечно молить Бога».
Учитель истории. История, основываясь на фактах уже свершившихся, позволяет нам делать выводы, извлекать уроки.
Учитель литературы. А литература указывает путь, по которому надо идти. Это путь милосердия, любви к человеку. Об этом писали многие русские писатели, произведения которых мы будем изучать.

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: Ельник
Просмотров: 807 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА