Пятница, 01:59 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Многоцветная палитра музыки. Путешествие через века
30.03.2015, 08:49

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОЯСНЕНИЕ ОТКРЫТОГО УРОКА

преподавателя МБОУ ДОД г.о. Самара

"Детская музыкальная школа имени П.И. Чайковского"

Матасовой Марины Николаевны

 

 

 

Тема урока:

«Многоцветная палитра музыки. Путешествие через века»

 

 

 

Цель урока - развитие творческого воображения, художественно исполнительских навыков учащихся через включение их в вокально-хоровую и проектную деятельность, активизация музыкально-творческих исполнительских навыков.

 

Задачи урока: Обучающие:

Дать основы знаний о стилистических особенностях, средства музыкальной выразительности произведений различных эпох.

Закрепить понятия «стиль», «тембр», «либретто».

Развивающие:

  • Развивать навыки осмысленного восприятия музыкального произведения через осуществление интегрированных связей с предметами сольфеджио слушания музыки.

  • Способствовать комплексному развитию вокально-хоровых навыков в соответствии со стилистическими особенностями исполняемых произведений.

  • Развить исполнительские качества - артистизм, эмоциональность воспроизведения.

 

Воспитательные:

  • Воспитывать интегративные качества восприятия, способность к обобщению и комплексному усвоению искусств, осознанию их внутренней связи.

  • Способствовать формированию у учащихся творческого воображения, увлеченности, стремления передать художественный образ как в речевом упражнении, так и в музыкальных произведениях.

  • Развивать способности чувствовать, осознавать и передавать свои ощущения через звук, движения, эмоции, цвет.

  • Воспитывать интерес к музыке, хоровому исполнительству.

 

Жанр урока: тематический.

Тип урока: углубление и закрепление темы.

Вид урока: интегрированный урок (хоровое пение, слушание музыки, сольфеджио).

Музыкальный ряд:

  1. Е. Поплянова. Речевой канон «Бормотало-булькоток».

  2. Дж. Каччини, русский текст неизвестного автора. «Ариетта» («Мотылек»).

  3. С. Мышкина, ст. А. Введенского. «Загадка».

  4. И. Габели, ст. К. Ибряева. «В добрый час».

 

Литературный ряд: либретто сказки «Утро в лесу» (творчество учащихся 2 класса).

Зрительный ряд: иллюстрации к сказке (рисунки учащихся) «Утро в лесу», эмблемы героев сказки, рисунок палитры.

Оборудование: фортепиано, подставка для плакатов, стулья.

Методы:

  • словесный, наглядный, практический методы;

  • метод сравнения;

  • метод моделирования художественно-творческого процесса;

  • метод проблемных ситуаций;

  • игровые методы.

Структура урока:

  • Вступление. Определение цели и задач урока. Беседа о тембрах-красках.

  • Дидактические упражнения. Работа над речевым каноном.

  • Работа над поставленными задачами:

1) Дж. Каччини, русский текст неизвестного автора «Ариетта» («Мотылек»).

2) С. Мышкина, ст. Л. Введенского «Загадка».

  • Заключение. Подведение итогов урока.

  • Исполнение фрагмента музыкальной сказки «Утро в лесу».

 

Ожидаемые результаты урока:

  1. Более качественное осознание и исполнение стилистических особенностей изучаемых произведений.

  2. Овладение тембральной окраской голоса при декламировании речевых упражнений, пении хоровых произведений.

  3. Закрепление умения эмоционально передавать художественный замысел исполняемых сочинений.

 

Предварительная работа:

В течение года учащиеся на уроках слушания музыки, сольфеджио и хорового пения знакомились со средствами музыкальной выразительности, учились определять тональности произведений, отклонения. В беседах о музыке использовались понятия тембр, стиль, модуляция, родственные тональности.

Для более яркого эмоционального восприятия учащимся было предложено нарисовать рисунки-иллюстрации к произведениям.

В процессе знакомства с музыкальными образами, средствами выразительности, иллюстрациями у учащихся возник сюжет, а потом и вся музыкальная сказка «Утро в лесу».

 

 

 

План-конспект урока

 

IМузыкальное приветствие. Вступление. Беседа о тембрах-красках.

  • В начале урока я хочу показать вам один рисунок. Кто знает, что это?
    (Палитра).

  • Для чего и кому палитра необходима? (Художнику для рисования).

  • Но ведь у нас урок хора, как вы думаете, почему появилась в нашем классе палитра?

  • Наш голос - замечательный художник, он своими красками может передавать разные настроения. Только рисует он не красками. А чем?
    (Звуками).

  • Для того, чтобы наш голос звучал выразительно, мы будем менять его окраску, т.е. тембр.

 

IIДидактические упражнения.

Е. Поплянова, сл. Н. Шилова «Бормотало-булькоток», речевой канон.

Цель:

  • формирование умения передать эмоционально-образное содержание речевого упражнения с использованием интонационного разнообразия оттенков звучания голоса;

  • исполнение речевого канона при точном соблюдении метрической пульсации.

 

IIIРабота над поставленными задачами.

А сейчас мы совершим небольшое путешествие в прошлое. Мы отправляемся в Италию. Середина XVI века. В Риме родился Джулио Каччини. Он рано изучил игру на музыкальных инструментах, хорошо пел. Однажды его услышал великий герцог Флоренции Франческо де Медичи, и был настолько впечатлен талантом мальчика, что предложил ему обучение во Флоренции для дальнейшего обучения в 1560-х. Имея хороший голос и возможность самому себе аккомпанировать на виоле, он стал известным певцом, часто выступал перед публикой.

  • Кто из вас назовет инструменты, на которых играли музыканты в XVI веке? (Струнные инструменты: лютня, виола, арфа. Клавишные: клавесин, клавикорд, чембало, вёрджинел).

  • Представим себя музыкантами, играющими смычком, и постараемся так же спеть, как звучит мелодия в исполнении скрипки.

 

Дж. Каччини, русский текст неизвестного автора «Ариетта» («Мотылек»).
Цель:

  • работа над приемом деташе, добиваясь ровности звучания голоса;

  • единая манера звукообразования при пении с текстом (I предложение).

 

  • Каким вы представляете себе мотылька?

  • Какой танец напоминает это произведение? (Менуэт).

  • А сегодня танцуют менуэт? Какие тайны танцуют? (...и рок-н-ролл).

- Музыка звучит ярко, современно, благодаря быстрому темпу, активному
ритму, современными инструментам: ударным, синтезатору.

 

С. Мышкина, ст. А. Введенского «Загадка».
Цель:

- работа над тембральной окраской звучания, добиваясь разнообразия эмоциональных оттенков в соответствии с содержанием песни.

 

IVОбобщение:

Сегодня мы работали над двумя произведениями, различными по стилю. Давайте еще раз повторим, как давно было написано первое произведение? А второе? Как вы считаете, получилось ли у пас работа над разными стилями произведений?

Можно объединить их в одно целое, такие разные по стилю?

Мы уже объединили наши песни в одну сказку, музыкальный спектакль, мюзикл. Что такое мюзикл?

Помогли нам объединить эти песни ваши рисунки. Поднимите руки, кто рисовал их. На самом деле много ребят приняли участие в этом проекте, видно, что у каждого свой почерк, свой стиль. И на следующих занятиях мы будем готовить наш творческий проект к показу.

А сейчас давайте исполним фрагмент сказки.

 

VФрагмент музыкальной скачки «Утро в лесу».

Солнечный лучик: Первые солнечные лучи пробежали по траве. Цветы открыли свои яркие разноцветные бутоны, встряхнули листочками и заулыбались новому дню.

Одуванчик: Проснулись и колокольчики, встряхнули нежными лепестками и запели свою песенку.

Утром солнца яркий свет

В лес пробился: "Всем привет!"

Вот уже звенит капель.

Колокольчик: "Динь-дилень".

Колокольчик: В своей цветочной постельке спал Мотылек. Лучик солнца нежно пощекотал его, и Мотылек открыл глазки. Он умылся росой, расправил крылышки и полетел навстречу солнышку.

Мотылек:

Радо солнце песне этой

Все его теплом согрето.

Вот и мотылек порхает,

Капли с листьев собирает.

 

Пение

Дж. Каччини. «Ариетта» («Мотылек»), русский текст неизв. автора

Солнечный лучик: Мотылек легко порхал от цветка к цветку. Вдруг он услышал чье-то громкое пение. Эта музыка так и звала за собой - она была необычная, яркая!

Мотылек:

Что за шум там раздается?

Кто там песенку поет?

Кто танцует, кто смеется?

И немножечко ревет?

 

Пение

С. Мышкина, ст. Л Введенского. «Загадка»

 

Мотылек: Как ты здесь оказался? Я тебя раньше здесь не видел.

Теленок: Я просто шел и пел свою любимую песенку.

Мотылек: Ты не просто пел, ты танцевал. А музыка у тебя такая ритмичная, острая. Вот только мне с гобой вместе неудобно танцевать, ведь я люблю плавно порхать и кружиться. Мне моя песенка больше нравится!

Теленок: Да нет же! Моя песенка все равно лучше!

Птичка: Постойте! Не надо спорить, чья песенка лучше! У каждого свой

голос, своя музыка, свои краски, и это просто замечательно! Иначе наш мир

не был бы таким ярким, было бы скучно жить.

От автора:

Пели разные мы песни,

А теперь давайте вместе

Песню счастья и добра

Мы исполним, мы - друзья!

 

Пение

И. Гавел и. «В добрый час»

 

 

 

 

Глоссарий к уроку

Тембр (франц. timbre) - качество звука (его "окраска", "характер"), которое позволяет различать звуки одной и той же высоты, исполняемые на различных инструментах или различными голосами. В речевой интонации благодаря тембру различают всевозможные оттенки эмоций: радость, неудовольствие, угрозу и т. п. Что такое Тембр голоса? ... индивидуальная звуковая окраска, качество голоса, характерное для каждого человека.

Стиль - в литературе и искусстве, устойчивая целостность или общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приёмов, характеризующих произведение искусства или совокупность произведений.

Либретто (итал. libretto, буквально — книжечка), словесный текст музыкально-драматического произведения — оперы, оперетты, в прошлом и кантаты, оратории, литературный сценарий балетного спектакля, а также краткое изложение содержания оперы, оперетты...

Иллюстрация (от лаг. illustratio — освещение, наглядное изображение)

объяснение с помощью наглядных примеров; изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.); область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений.

Цветная палитра (палитра цвета) — фиксированный набор (диапазон) цветов и оттенков, имеющий физическую или цифровую реализацию в том или ином виде (например, атлас цветов, системная цветовая палитра). В переносном смысле— подбор цветов, характерный для живописной манеры данного художника в определённый период его творчества.

Метод моделировании художественно-творческого процесса -универсальный и общий для искусства метод. Он требует самостоятельности в добывании и присвоении знаний, творчества, развития способности к индивидуальному слушанию и творческой интерпретацией.

Мюзикл (англ. Musical) - музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диадем п. песни, музыка, важную роль играет хореография. Сюжеты часто берутся из известных литературных произведений, из мировой драматургии. Мюзикл — один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров. По форме мюзикл чаше всего представляет собой двухактовый спектакль.

 

Участники урока

Участниками урока являются учащиеся 2-3 классов ДМШ, составляющими группу младшего хора «Колокольчик». Возраст детей 9-10 лет. Хор «Колокольчик» имеет большую концертную практику в школе, участвует в конкурсах детского творчества.

Младший хор «Колокольчик» - активный участник концертной деятельности школы.

В хоре занимаются учащиеся разных специальностей (фортепиано, скрипка, флейта, баян, балалайка, домра). Дети отличаются музыкальными данными и певческими возможностями, разные по артистизму и сценической свободе. Тем не мене, занятия на протяжении двух лет позволили достичь единства хорового коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе.- 1996.- №5. -с. 150-154.

  1. Галанжина Е.C. Некоторые аспекты развития образного мышления младших школьников. // Искусство в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы. - Курск, 2001.

  2. Данилюк Д.Я. Учебный предмет как интегрированная система. // Педагогика. - 1997. - № 4. - с. 24-28.

  3. Кирков Г.И. Музыка на уроках русского языка и литературы. // Русский язык в национальной школе. - 1985. - № 10 - с. 76.

  4. Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования)? //Народное образование. - 1996. -№1.-с. 87-89.

  5. Куденко Н.И. Интегрированный урок чтения и музыки. // Начальная школа.- 1995.-№ 1.-е. 79-80.

  6. Лямина З.Н. Интегрированные уроки одно из средств привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа. - 1995. -№ П. -с. 21.

  7. Нагуманова С.Ф. Музыка и живопись па уроках литературы. // Русский язык в национальной школе. - 1990. - №2. - с. 34.

  8. Психологический словарь /Под общ. ред. Л.В.Петровского. М.: Политиздат, 1990,-497 с.

 

  1. Савенков А.И. Детская одаренность. Развитие средствами искусства. М, 1999.

  2. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. - М.: Владос, 2000.

 

 

 

 

 

Список интернет-источников

  1. http://www.dialog-21.ru/Archive/2004/Valkman.hlm

  2. http://vocabulary.ru/dictionary/30/vvord/

  3. http://www.child-psy.ru/tests/263.html

  4. http://www.edu1779.ru/docs/e07.pdf

  5. http://www.ref.by/refs/62/32843/1.html

  6. http://www.nauka-shop.com/mod/shop/pToductlD/49502/

  7.  
Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: Karino4ka
Просмотров: 439 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА