Воскресенье, 06:20 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Методика формирования понятия «Человек». Конспект занятий. Темы: Природа человека.
27.05.2015, 14:08

ФГБОУ ВПО Калужский филиал МИИТ.

Методическая работа.

Методика формирования понятия «Человек». Конспект занятий.

Темы: Природа человека.

Биологическое и социальное в человеке.

Разработал: преподаватель обществознания Шевлякова Надежда Анатольевна.

 

Методика формирования понятия «Человек». Конспект занятий.

Темы: Природа человека.

Биологическое и социальное в человеке.

Продуктивно применять на уроках передачи и усвоения новых знаний, так как первый предполагает передачу преподавателем готовых выводов науки в ходе лекции или рассказа, применение знаний в известной ситуации, а второй – сообщение новых понятий, способов познавательной и практической деятельности в условиях преднамеренно создаваемых ситуаций.

Предполагают:

• Сообщить учебный материал;

• Дать установку на запоминание;

• Показать образец действий или суждений;

• Создать проблемную ситуацию в ходе беседы;

• Привлекать учащихся к формулированию проблемы.

 

Разработка уроков по обществознанию.

Раздел: Природа и сущность человека – 2часа.

Тема урока: Природа человека.

Цель урока. Начать формировать у учащихся представление о природе человека, о его биологических и социальных свойствах.

Задачи:

Образовательная. Познакомить учащихся с понятиями «природа человека», «биологические свойства», «социальные свойства», показать их соотношение и взаимосвязь, раскрыть значение общества в формировании основных социальных признаков.

Развивающая. Способствовать формированию умения излагать свои мысли обоснованно и с использованием нового материала. Развивать познавательные интересы студентов в приобретении новых знаний. Научить выдвигать гипотезы, делать выводы, сопоставлять, сравнивать.

Воспитательная. Воспитание культуры речи, уважения к мнениям своих сокурсников, научить осуществлять самоконтроль, активной познавательной деятельностью вызвать интерес к изучаемому материалу.

Тип урока. Урок по передаче новых знаний.

Методы обученияМонологический. Диалогический.

Вид занятий: Лекция с элементами беседы.

Время занятий: 45 мин.

 

Ход урока.

 

Организационный момент.

·                     Приветствие.

·                     Проверка присутствующих.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Термин «природа человека» употребляется для обозначения некоторого биологического начала, присущего всем представителям человеческого рода. Давайте запишем определение.

Запись в тетрадь: Природа человека – это его стойкие, неизменные анатомо- физиологические черты, задатки и свойства, которые выражают особенности человека как живого существа (разумность, прямохождение, членораздельная речь.)

Каждый человек, будучи представителем биологического вида «Homo Sapiens» (Человек разумный), характеризуется совокупностью таких признаков.

Представим, что перед нами находятся новорождённый негритёнок, пятилетний китаец, шестнадцатилетний индеец, девяностолетний грузин. Они значительно отличаются друг от друга по внешнему виду, однако, мы уверенно причислим всех к человеческому роду. Как правило, мы можем безошибочно опознать человека, то есть определить, что перед нами находится объект, который является человеком , а не деревом, животным или каким либо неодушевлённым предметом.

Однако, определить понятие «человек» не так просто. В первую очередь это значит ответить на вопросы «Что такое человек?» «Чем он отличается от животных?».

Многие мыслители пытались дать такое определение. Вот пример из истории древнегреческой философии.

Это предание о споре двух философов. Платон предложил определить человека как «животное о двух ногах и лишенного перьев» Эта формула привела его учеников в восторг. Те признаки, которые указал Платон, действительно являются общими для большинства людей. На следующий день философ Диоген принёс ученикам Платона ощипанного петуха и объявил «Вот человек Платона».

Через две тысячи лет французский физик Б. Паскаль сказал, что «Человек без ног остаётся человеком, а петух без перьев человеком не станет».

Из этой истории мы можем сделать важный вывод:

Казалось бы, определение Платона верно и всё-таки выглядит смешно. Причина проста. Видовых признаков может быть много, но они не раскрывают сущности человека, поэтому определение Платона звучит не серьёзно.

Данный вывод студенты формулируют самостоятельно под руководством преподавателя.

ВыводОпределение должно быть кратким и точным, должно перечислять не все видовые признаки, а наиболее существенные из них, составляющие сущность объекта, которому мы даём определение. В нашем случае это понятие «человек».

Далее для примера преподаватель зачитывает учащимся несколько определений человека, как серьёзных так и не очень.

1.                     Человеку свойственно стремиться к новизне – учёный Гай Плиний.

2.                     Человек отличается от других созданий способностью смеяться.

3.                     Способность краснеть – самое характерное и человеческое из всех человеческих свойств – Чарльз Дарвин.

4.                     Нет в мире существа более дерзкого, чем человек – японский писатель Ихара Сайкаку.

5.                     Человек – животное, производящее орудия труда – Бенджамин Франклин.

6.                     Главное отличие от животных – это пристрастие к лекарствам – академик Тареев.

7.                     Человек – это единственное животное, которое должно работать – Иммануил Кант

8.                     Только человек впервые поднимается к знаниям о самом себе, к постижению… своего Я, одним словом – только человек есть мыслящий дух и этим отличается от природы – Гегель человек убивает себе подобных.

Задание классу: Попытайтесь сами оценить насколько существенными являются указанные признаки и в какой мере приведённые высказывания могут считаться определениями понятия «человек».

Варианты ответов, которые могут прозвучать - № 5, 7, 8.

Из этих определений можно выделить два существенных признака – деятельность (работает) и думает (мыслит), характерных для человека.

Задание: Почему бы нам самим не попытаться сформулировать своё определение понятия «человек».

Для этого мы заполним таблицу и выделим признаки наиболее существенные (отличающие нас от животных).

Свойства/объект

Неживой предмет

Растение

Животное

Человек

живёт

нет

да

да

да

дышит

       

питается

       

растёт

       

передвигается

       

самостоятельно

       

заботится о потомстве

       

разговаривает

       

осуществляет деятельность

       

спит

       

мыслит

       

 

Далее таблица заполняется по аналогии, напротив каждого свойства в столбце – объект - учащиеся, под руководством преподавателя заполняют её.

Выделяются в таблице свойства, плюс у которых стоит только в колонке последней, то есть у человека (7, 8, 10).

Вопрос к студентам: Какой можно сделать вывод? Какое мы можем сформулировать определение? Какие мы выделяем признаки?

Ребята могут предложить несколько вариантов. Здесь самое главное для преподавателя не потерять контроль над группой в плане поведения и решения познавательных задач, так как такая форма работы активизирует мыслительную деятельность, поведенческую активность.

Вывод, к которому ребята должны подойти, работая над таблицей:

Человек – это существо мыслящее, обладающее речью и целенаправленной деятельностью

Таким образом, мы с вами подошли к биологическому и социальному в человеке. Подробнее об этом поговорим на следующем уроке.

Закрепление. Вопросы на закрепление.

·                     Что включает в себя понятие «природа человека»?

·                     Давая определение понятию «человек», что мы должны в первую очередь учитывать?

·                     Назовите существенные признаки, характерные для человека.

 

Домашнее задание: На основе таблицы выписать признаки характерные только для человека, дополнить недостающие.

Выписать в словарь основные понятия.

Используемая литература:

Введение в обществознание. Учебное пособие для 8-9 кл. Под ред. Боголюбова Л.Н. – М. Просвещение, 1998г.

Введение в обществознание. Мещеряков Б.Г. Мещерякова И.А. - М.,РГГУ, - 1994г.

 

Тема урокаБиологическое и социальное в человеке.

Цель: Продолжить формирование представления учащихся о природе человека, о его биологической и социальной сущности.

Задачи:

Образовательная. Продолжить знакомство с понятиями «биологические признаки», «социальные признаки», показать их соотношение и значение общества в формировании человека и его социальности.

Развивающая. Продолжить формирование аналитических способностей студентов, умений сравнивать, самостоятельно формулировать выводы, организовывать свою учебную деятельность, контролировать.

Воспитательная. Формирование у учащихся понимания человека как единицы социума.

Тип урока: Комбинированный

Методы обучения: Информационный. Исследовательский.

Время занятия: 45 мин.

Ход урока.

Организационный момент.

·                     Приветствие.

·                     Проверка присутствующих.

·                     Проверка готовности к уроку – наличие конспектов и словарей.

 

Проверка глубины понимания и прочности знаний.

·                     Индивидуальный опрос: Что необходимо учитывать, давая определение понятию «человек»?

·                     Что включает в себя понятие «природа человека»?

·                     Перечислите видовые признаки и существенные признаки человека как живого существа.

 

 

 

 

Сообщение – усвоение новых знаний.

Итак, мы с вами выяснили, что, давая определение человеку, мы должны в первую очередь учитывать не все видовые признаки, а только существенные и что понятие «природа человека» содержит в себе определение биологических и социальных свойств человека.

Вопрос к группе: В чём же проявляются биологические свойства человека?

Ответ: В анатомии и физиологии человека. Далее приводятся примеры самими ребятами.

Запись в тетрадь: Человек принадлежит биологическому виду «Homo Sapiens» (Человек разумный). Биологическое проявляется в анатомии и физиологии человека.

Например: Прямая походка. Строение мозга. Форма рук. Потребность дышать, питаться, спать.

Но, главный признак человека заключается в том, что он существо социальное.

Давайте вспомним таблицу. Свойства, которые мы выделили и которые характерны только для человека – это?

Ответ: мышление, речь, целенаправленная деятельность.

Вопрос: Где приобретаются эти свойства человеком?

Ответ: В обществе, в процессе взаимодействия с другими людьми.

 

Попробуем проследить, каким же образом общество повлияло на формирование человека как существа социального, и почему социальность является определяющим свойством.

Труд был определяющим условием превращения животного в человека. А труд возможен только в коллективе. Лишь в обществе труд повлёк за собой формирование новых качеств:

Язык – как универсальное средство общения и выражения мысли.

Мышление – позволяет не приспосабливаться как животное, а преобразовывать мир.

Деятельность – с помощью мышления приобретает творческий целенаправленный характер.

Например, если муравьи, пчёлы строят, так как у них врождённый инстинкт, то человек сначала подумает, а потом воплощает в жизнь.

Например, ребёнок, попадающий в среду животных в детстве, становится последним. Далее приводится пример из книги Маугли. Ребёнок становится человеком только в обществе. Детёныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в мире. Человек учится всему в семье, в обществе.

Поэтому можно сделать вывод, что человек существо социальное и это является существенным признаком.

Итак, мы выделили в понятии «человек» биологические и социальные признаки. Это является основными составляющими понятия «человек».

Но, каждый ребёнок обладает послушными пальцами, он может взять кисть и краски, однако рисовать он учится в обществе.

У каждого родившегося есть голосовой аппарат и мозг. Но научиться мыслить и говорить он может только во взаимодействии с другими людьми, в обществе.

Вопрос. Что нам показывает эти факты? Какую взаимосвязь? Исходя из этого, какое мы можем дать определение понятию «человек»?

Ответ. Человек – это биосоциальное существо.

 

Давайте с вами всё обобщим и сделаем выводы. Назовите основные отличия человека от животных – вопрос группе.

Студенты перечисляют:

·                     Человек способен производить орудия труда и их использовать.

·                     Он обладает мышлением и речью.

·                     Способен к целенаправленной творческой деятельности.

 

Запись в тетрадь. Человек – это биосоциальное существо, представляющее особое звено в развитии живых организмов на Земле.

Закрепление.

Вопросы группе:

·                     Дайте определение понятию «человек»?

·                     Какие признаки в себя включает это понятие?

·                     Что такое биологические свойства?

·                     Что такое социальные свойства?

·                     В чём между ними разница?

·                     Приведите примеры и тех и других свойств.

·                     Каким образом общество влияет на формирование человека?

·                     Почему социальность является существенным признаком человека?

·                     Каким образом связаны между собой биологически и социальные свойства?

·                     Приведите примеры.

·                     Назовите свойства, которые отличают нас от животных? Почему? Объясните.

 

Домашнее задание:

Составить таблицу. Примеры свойств человека. (не менее пяти примеров).

Работа со словарём.

Лекции 1 и 2.

 

Используемая литература:

Введение в обществознание. Учебное пособие для 8-9 кл. Под ред. Боголюбова Л.Н. – М. Просвещение, 1998г.

Введение в обществознание. Мещеряков Б.Г. Мещерякова И.А. - М., РГГУ, - 1994г.

Клименко А. Экзамен по обществознанию. – М.: НТУ «Университетский», 2000 г.

 

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: Shevlyakova
Просмотров: 839 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 fedoseeva-u   (24.12.2016 17:28)
Материал соответствует заявленной теме. Шевляковой Надежде Анатольевне удалось решить поставленные задачи и создать проблемную ситуацию в ходе урока.
Удалось раскрыть понятие «человек»- биологические и социальные признаки на всех этапах урока.
В заданиях классу и группам учеников продумана самостоятельная работа учащихся.
Вывод: работа заслуживает положительной оценки.

1 fraudumchenko   (28.10.2016 14:43)
Совершенно не понятно для какой целевой аудитории данная методическая разработка. Эту тему так или иначе изучают на уроках обществознания как в 6, в 8, так и в 10 классе, естественно в разном объеме. Крайне удивил подбор учебной литературы (учебник Л. Н. Боголюбова 1998 года выпуска очень давно не используется). Задания, предлагаемые группам учащихся, не способствуют развитию ключевых компетенций, они научат лишь передаче знаний на репродуктивном уровне. Было бы целесообразно дать учащимся опережающее задание по теме - это позволило бы сэкономить учебное время и внесло бы в занятие некий элемент исследовательской работы

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА