Вторник, 21:28 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Методическая разработка урока географии «Реки», 6 класс»
11.01.2017, 15:19

Тема: Реки

Материал в полном объеме представлен в архиве 

Ф.И.О.  Сидоркина Ольга Валентиновна

Должность  учитель географии

МБОУ ООШ д. Старое Мелково

Программа  и УМК: В.П. Дронов; Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова «География начальный курс»

Класс: 6

Предмет  география

Цель: Сформировать целостное представление о реке, её частях, речной системе и её роли в жизни человека.

Задачи:

Обучающие:

 познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;

научить устанавливать причинно- следственные связи между направлением течения реки и характером рельефа;

начать формировать представление о реках и их частях,

создать образ реки различного типа.

Развивающие:

 развить умение определять географическое положение реки, показывать реку на географической карте;

развивать познавательный интерес к предмету;

 продолжить формирование умения работать с географической картой, учебником;

составлять описание географического объекта.

Воспитательные:

способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе, посредством межпредметных связей;

 воспитывать любовь к природе.

Форма урока:

Урок – исследование, урок изучения нового материала с использованием ИКТ, словесных, наглядных и практических методов обучения.

Оборудование:

 Традиционное: физическая карта России и мира, глобус, контурные карты, учебник для 6 класса, слова – термины (ведущие понятия), магниты с магнитной доской, атласы.

Современное: компьютер, проектор, экран, мультимедийный проектор,  ресурсы сети Интернет.

Межпредметные связи

На данном уроке используются межпредметные связи с экологиейЗдоровье и психосберегающая среда  создается на основе комфортных условий, активных  форм изучения материала, смены видов и форм организации деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических требований.

Образовательные результаты:

 знакомство с новыми терминами, практические навыки работы с картами, с мультимедийным оборудованием, расширение кругозора.

Тип урока (по дидактической цели) – урок – усвоение новых знаний.

В основе урока – технология личностно – коммуникативного обучения.

Ведущие понятия: река, речная долина, русло, пойма, терраса, исток, устье, речная система, водосборный бассейн, горная река.

Ход урока (структура урока)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

I.Организационный

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя

 

II. Мотивационно - целевой

Вступительная речь: Вода – одно из начал существования всего живого на Земле.  «Вода! У тебя нет     ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, непонимая, что ты такое», - писал Антуан де Сент–Экзюпери, известный французский писатель.

Предлагает отгадать загадки:
-Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.

-Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.

-Между гор, между дол
Бежит белый конь.

 

Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока …(Реки)
 

 

 

Предлагают варианты ответов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадки

 

 

 

Называют тему урока.

 Записывают  тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель записывает тему урока на доске.

 

 

III.Актуализация знаний

Задаёт вопросы:

1. Назовите различия между морем и рекой?

 

 

2. Что же такое река?

Отвечают на вопрос, опираясь на личные знания, впечатления

 

Формируют понятие:

Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.

 

 

 

 

 

 

Записывают определение в тетрадь.

IV. Усвоение новых знаний:

1. Работа с физической картой России

 

2.Знакомство с правилом показа реки и её частей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Показ рек на карте (от истока к устью).

 

 

 

 

 

 

 

4.Физминутка

 

 

5.Работа с интерактивной доской и с тетрадями

 

 

 

 

 

6.Работа с учебником (с.87, рис. 57, с.88)

Задаёт вопрос: Используя карту, найдите реку Лена

 

 

 

 

 

 

 

Объясняет:

Все реки имеют исток -начало реки.

Русло – углубление, где течёт река.

Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан.

Важно: Исток не может находиться в море или океане, т.к. реки текут «сверху вниз», а отсчёт абсолютных высот идёт от уровня океана, принимаемого за «0»  (в России – Балтийский футшток).

 

 

 

Задаёт задание:

А.Найдите на карте истоки разных рек.

Б. Покажите на карте следующие реки:  Ангара, Обь, Енисей, Терек, Нил, Инд, Днепр, Ока, Кама, Иртыш, Амазонка, Конго.

 

 

 

 

 

Объясняет как определить правый и левый берег.

 

 

 

 

 

 

1. Знакомит с характеристикой профиля реки:

Речная долина – углубление, в котором располагается русло.

Пойма – часть долины, которая затопляется водой в половодье .

2. Задаёт задание:

Найдите на с. 88 определение речной системы и покажите на карте речную систему реки Лена.

 

3. Задает вопросы:

- Что такое бассейн реки?

- А водораздел?

- Уральские горы для каких рек являются водоразделом?

4. Задаёт задание:

На своих схемах обозначьте границу бассейна реки.

В своих атласах находят реку (один учащийся находят реку Лену на проекции карты на экране, использует мультимедийный проектор).

 

По желанию ищут на столе учителя карточку с новым понятием и прикрепляют её к доске с помощью магнита.

 

 

 

 

 

 

 

Слушают объяснение

 

 

 

 

 

Ищут в атласах, показывают на карте.

Работа в парах. Показывают в атласах друг другу.

Затем по очереди на экране (от истока к устью).

Выполняют

 

 

 

Выполняют упражнения за ведущим

 

Чертят в своих тетрадях схему

 

 

 

Ищут определение речной долины в учебнике.

Ищут террасы на рисунке.

 

 

 

 

Читают определение и показывают бассейн реки Лена (с.89, рис).

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

(для Волги и Оби)

 

 

Выполняют задание в контурных картах

Слайд на мультимедийном проекторе.

(Приложение 1).

 

 

 

 

 

 

Учитель прикрепляет на магнитную доску карточку со словом исток.

Аналогично по мере знакомства с новыми понятиями на доске появляются новые слова.

(Приложение 2.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На экране – слайд «Физическая карта Евразии»

 

 

 

 

 

 

Слайд Приложение 6.

 

Учитель Чертит на интерактивной доске схему реки (с комментариями Приложение 3.).

 

Слайд Приложение 4.

 

5. Показывает видеофильм «Горные и равнинные реки».

Рассказывает о режиме и питании рек.

 

 

 

 

 

 

Проверяет правильность выполнения работы.

равнинные реки

 

текут быстро большая скорость долины узкие

падение большое

 

текут спокойно

 небольшая скорость

 долины широкие

падение небольшое

 

горные реки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно смотрят.

Самостоятельно знакомятся с особенностями равнинных и горных рек,  работая  с текстом учебника стр. 91 -92, рис. 57,60.

В тетрадях чертят схему.

Презентация «Горные и равнинные реки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V .Закрепление знаний

Организует деятельность по применению новых знаний: практикум «Описание реки по плану»  (стр. 94)

2.Конкурс знатоков.

 

 

 

Выполняют работу

 

 

 

 

 

 

Слайд Приложение 5

 V I. Домашнее задание

Предлагает домашнее задание на выбор:

1.     § 30, составить к материалу параграфа 6-7 вопросов.

2.     Составить кроссворд по терминам темы.

3.     Нанести на К/К  крупные реки мира

 

Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.

 

 V II. Подведение итогов. Рефлексия

1. Ставит перед учащимися задачу:

Продолжите эти предложения:

1.Сегодня я узнал…….

2. Было интересно……

3. Было нелегко………

4. Я понял, что………..

5.Мне понравились задания……………….

6. Я научился…………

7. Меня удивило………

 

2. Выставляет оценки в журнал

 

Выполняют поставленную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимооценка

 

 

 

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: Администратор
Просмотров: 195 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА