Вторник, 04:44 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Конспект урока химии в 8 классе (МКОУ СОШ №2 г. Малмыжа Кировской области, учитель Брагина Римма Зиннуровна)
16.03.2015, 05:32

Конспект урока химии в 8 классе (МКОУ СОШ №2 г. Малмыжа Кировской области, учитель Брагина Римма Зиннуровна)

Тема: «Растворы. Применение и физические свойства воды»

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация к уроку; плакаты: «Три агрегатных состояния воды», «Запасы воды на Земле. Расход воды», справочники по химии; глобус, лабораторное оборудование и посуда, водопроводная и дистиллированная вода, раздаточный материал.

Раздаточный материал: лист самоконтроля, рефлексивный лист.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Общая дидактическая цель урока по типу: расширить знания по теме «Растворы. Применение и физические свойства воды»; обобщить знания учащихся о воде и дополнить их новыми сведениями,изучить ее физические свойства.

Задачи:

Образовательные: сформировать понятия о растворе, растворителе, диссоциации, гидратации; дать классификацию растворов по признаку растворимости; уметь отличать растворы от взвесей; доказать, что вода - уникальное природное соединение, которую необходимо беречь и защищать от загрязнений.

Развивающие: развить интерес к химии, экспериментальные исследования и творческие навыки, мышление; развивать универсальные учебные действия, коммуникативные умения в ходе парной и групповой работы.

Воспитательные: воспитывать общую культуру, бережное отношение к окружающей среде; научить применять знания, полученные на уроке химии, в повседневной жизни.

Методы обучения: беседа, лабораторная работа, фронтальная работа с классом, парная, групповая и индивидуальная работа обучающихся; контроль и самопроверка знаний обучающимися.

Структура урока:

1 Организационный момент.

2 Мотивация и целеполагание.

3 Актуализация опорных знаний.

4 Изучение нового материала.

5 Проверка понимания изученного.

6 Закрепление (Тест)

7 Домашнее задание.

8 Итог урока.

9 Рефлексия.

Ход урока

1 Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Для работы на уроке нам понадобятся: учебник, лист самоконтроля, рефлексивным лист, лабораторное оборудование.

2 Мотивация и целеполагание.

Ребята 9 класса приготовили для нас интересный сюрприз - это поднос с растворами и взвесями. Но к нему мы вернемся позже.

Эпиграф:

«Нет предела человеческому разуму, нет предела его возможностям; и то, что мы теперь так много знаем о природе и свойствах поистине самого удивительного в мире вещества – о воде, открывает перед вами … еще большие, неограниченные возможности. И кто может сказать, что вы еще узнаете, что откроете нового, еще более необычного. Умейте только видеть и удивляться. Вода, как и все в мире, неисчерпаема»

И.В. Петрянов.

Как вы думаете, о чем мы узнаем на уроке?

Учащиеся: о растворах и воде.

Вода - это удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета, и возникло все живое на ней. Показываю на глобус.

Ребята, а если бы на Земле не было воды, что бы изменилось? Верно, не было бы растений, животных и нас с вами.

Тема урока – «Растворы. Применение и физические свойства воды». Запишите тему урока в листе самоконтроля.

Взгляните на тему урока. Какова цель урока? О чем нам предстоит узнать?

Учащиеся: Что такое растворы, какие они бывают. Применение воды, ее физические свойства. Читают слайд.

Узнаем:

- о растворах и растворителе;

- какие бывают растворы;

- где встречается вода в природе, каково ее применение;

- об очистке питьевой воды;

- о физических свойствах воды;

- о проблемах нехватки чистой воды.

В ходе урока мы научимся отличать растворы от взвесей.

3 Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания:

Фронтальный опрос

В каждой группе веществ, формулы которых на слайде, найдите «пятое лишнее» и объясните почему?

1. H2O, Al2O3, H2CO3, Cu, NaCl

2. Cl2, H2O, S, H2, Fe

3. CO2, FeO, Al2O3, H2SO4, H2O.

Обучающиеся находят лишнее вещество в каждой группе, объясняют ответ, дают определения понятиям «простое вещество», «сложное вещество», «оксиды».

А теперь выполняем задание в листе самоконтроля. Работаем в парах, совещаемся.

Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и укажите тип реакций.

H2+O2→H2O

Fe2O3+H2→Fe+H2O

H2O→H2+O2

Проверка - слайд. Оцениваем себя в рефлексивном листе по пятибалльной системе. Под номером один закрашиваем то количество кружков, которое соответствует оценке за выполненное задание. Если все верно, оценка «5», если одна ошибка – «4», если три ошибки – «3».

Какая формула присутствует во всех уравнениях?

Учащиеся: Формула воды, H2O.

Формулу воды знаем, а молекулу сможем нарисовать? Один из учеников рисует на доске. Смотрим на слайд.

4 Изучение нового материала

Какой новый термин прозвучал в теме урока?

Учащиеся: Растворы

Найдите и зачитайте из учебника определения термина растворы §24. растворение, диссоциация и гидратация.

Растворы – это однородная система, состоящая из молекул растворителя и частиц растворенного вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия.

Растворение – это физико-химический процесс, включающий в себя разрушение кристаллической решетки вещества (диссоциацию) и взаимодействие образовавшихся частиц с молекулами растворителя.

Диссоциация - распад вещества на составные части.

Гидратация – химическое взаимодействие вещества с водой.

Прочитайте страничку учебника 86.

(Фронтальный опрос)

Дайте классификацию растворов по агрегатному состоянию и приведите свои примеры. Учащиеся отвечают.

Как я уже говорила, ребята из 9 класса приготовили для вас растворы (насыщенные, ненасыщенные) и взвеси (суспензия, эмульсия), чтобы мы научились их отличать.

Внимательно прослушаем доклады трех обучающихся.

К дисперсным системам относятся обычные (истинные) растворы, коллоидные растворы, атакже суспензии и эмульсии. Все они отличаются друг от друга размером частиц, т. е. степенью дисперсности.

При смешивании некоторых частиц с водой образуются не растворы, а мутные смеси, которые называются взвесями.

Взвеси, в которых мелкие частицы твердого вещества равномерно распределены между молекулами воды, называются суспензиями. Например, зубная паста, белила для стен, пульпы, буровые промывочные жидкости, цементные растворы, эмалевые краски.

Взвеси, в которых мелкие капельки какой-либо жидкости равномерно распределены между молекулами другой жидкости, называют эмульсиями. Например, сливочное масломаргарин, молоко, производство лекарственных и косметических средств.

Ненасыщенный раствор - раствор, в котором концентрация растворенного вещества меньше, чем в насыщенном растворе, и в котором при данных условиях можно растворить ещё некоторое его количество.

Насыщенный раствор - раствор, в котором растворённое вещество при данных условиях достигло максимальной концентрации и больше не растворяется. Осадок данного вещества находится в равновесном состоянии с веществом в растворе.

Пересыщенный раствор - раствор, содержащий при данных условиях больше растворённого вещества, чем в насыщенном растворе, избыток вещества легко выпадает в осадок. Обычно пересыщенный раствор получают охлаждением раствора, насыщенного при более высокой температуре (пересыщение).

5 Проверка понимания изученного.

(Индивидуальная работа) Соотнесите в листах самоконтроля определения. Проверка - слайд. Обратимся к рефлексивному листу, порядок действия тот же.

(Групповая работа) Разделимся на 5 групп по три человека.

Возьмите по одному предмету из подноса (учитель подходит к каждой группе) и подчеркните то определение, которое ему соответствует.

Проверка – слайд.

Физкультминутка: поиграем в известную игру «съедобное-несъедобное. Только поменяем правила. Я мысленно бросаю вам мяч, если это эмульсия – вы ловите, если суспензия, то руки опускаете.

Примеры. Эмульсии: молоко (капельки жира в воде), водно-эмульсионные (латексные) краски, а также косметические кремы, лекарственные мази; суспензии: известковое молоко; гуашевые краски и другие краски, содержащие минеральные пигменты; фруктовый сок с мякотью.

Какой универсальный растворитель используют для приготовления водных растворов? Учащиеся: вода.

Вода - это самое распространенное вещество на нашей планете. Посмотрите на глобус.

(Фронтальный опрос) Зарисуем диаграмму, и поделим ее на две области: вода и суша. Сколько процентов приходится на воду? (75%). Смотрим слайд.

В каких агрегатных состояниях может находиться вода? Назвать их нам помогут загадки и плакат «Три агрегатных состояния воды».

Отгадайте загадки:

Приходил – стучал по крыше,

Уходил – никто не слышал. (Дождь)

Чист и ясен, как алмаз

Дорог не бывает.

Он от матери рожден,

Сам ее рождает. (Лед)

Что видно, когда ничего не видно? (Туман)

 

Учащиеся: Вода бывает жидкой (дождь), твердой (лед) и газообразной (туман).

Где встречается вода в природе, каковы ее запасы?

Используя плакат «Запасы воды на Земле. Расходы воды», обучающиеся отвечают на вопрос: в морях и океанах (1,4 млрд. кв3) – соленая; в ледниках, снегах горных вершин (30,0 млн. км3); в реках, озерах (2,0 млн. км3); в атмосфере в виде водяного пара (14,0 тыс. км3).

Какое применение имеет вода, где ее используют?

Учащиеся: Вода необходима для животных, растений и человека. Используется в промышленности и сельском хозяйстве.

Какую воду человек использует для питья?

Учащиеся: Очищенную

(Индивидуальная работа) Проверка дополнительного домашнего задания (поиск через интернет). Запишите в листе самоконтроля способы очистки воды. Проверка - сайд.

(Фронтальный опрос)

Что используют для обеззараживания воды?

Учащиеся: хлор, озон.

В некоторых случаях используют химико-биологическую очистку воды. Отстойники заселяют хлореллой. Это одноклеточное растение, быстро размножаясь, поглощает из воды углекислый газ и некоторые вредные вещества. В результате вода очищается, а хлореллу используют в качестве корма для скота.

Учащиеся кратко рассказывают о способах очистки воды.

(Индивидуальная работа)

Испытайте лабораторным способом, какая вода течет из наших кранов. Вывод запишите в листе самоконтроля.

Перед проведением опыта обучающиеся вспоминают правила работы со спиртовкой. Затем зажигают ее, капают из пипетки на предметное стекло капельку водопроводной воды, подносят стекло к самой горячей (какой?) части пламени спиртовки и дают воде испариться. Водопроводная вода содержит не только полезные человеку растворенные соли, но в некоторых случаях вредные для его организма вещества.

Что используют для очистки воды в быту?

Учащиеся: фильтры

А какую воду используют химики для опытов?

Учащиеся: дистиллированную

Проведите опыт с дистиллированной водой. Выводы записываем в листе самоконтроля. Несколько обучающихся по очереди зачитывают оба вывода.

Обратимся к рефлексивному листу. Оцените себя по пятибалльной шкале, закрасив кружки под номером 3, 4 и 5, в зависимости от того, легко или трудно получилось зарисовать диаграмму, записать способы очистки воды, провести лабораторные опыты и составить выводы.

Охарактеризуйте физические свойства чистой воды. У вас в листе самоконтроля есть схема, доработайте ее в парах, используя справочник по химии. Рассчитайте относительную молекулярную массу и массовые доли элементов в воде. Проверка - слайд. Обратитесь к рефлексивному листу.

Вода – универсальный растворитель. Она растворяет многие газообразные (газированная вода), жидкие (раствор уксусной кислоты), и твердые (сахар) вещества.

Все ли водные растворы полезны для человека?

Учащиеся: нет

Какие дожди бывают опасными?

Учащиеся: кислотные

Откуда они появляются?

Учащиеся: Дождь растворяет содержащиеся в воздухе оксиды азота и серы

Зачитаем текст Ю.Томилина. Карусель над городом.

«На вид это была вполне невинная река. Еще не так давно в ней водились окуни и плотва и даже раки, которые, как известно, любят чистую воду. Но несколько лет назад фабрика игрушек начисто перевела в ней всякую живость. Дольше всех, говорят, продержалась старая щука. Но и она, не выдержав, сплыла вниз по течению и ушла в другую реку, где погибла от тоски и одиночества: у этой щуки была красная голова, зеленое брюхо, синий хвост, и другие щуки не хотели с ней разговаривать».

Почему воды на Земле много и в тоже время очень мало?

Учащиеся: Много: реки, моря, океаны. Мало, потому что человечество больше загрязняет воду, чем очищает.

Кто-то сказал: «Мы живем, словно на пороховой бочке, бомба замедленного действия – вода».

На обратной стороне листа самоконтроля запишите, какую задачу мы должны поставить перед собой, чтобы решить эту проблему.

Например, задача каждого из нас…

Зачитаем.

6 Закрепление (тест - слайд) Решаем совместно.

7 Домашнее задание:

Для всех: §24, упр. 6

На выбор. Подготовить презентацию или кроссворд по теме: «Вода в моей жизни».

8 Итог урока.

Какую тему мы изучили? Что нового узнали?

Учащиеся: узнали о растворах и растворителе. Определили, какие бывают растворы, и научились отличать их от взвесей.

Древние римляне говорили: «Трудно хорошо выразить известные вещи». Сегодня мы постарались это сделать, приведя в систему сведения о воде.

Узнали…

- где встречается вода в природе, каково ее применение;

- об очистке питьевой воды;

- о физических свойствах воды;

- о проблемах нехватки чистой воды.

Поставьте себе за урок общую оценку, еще раз просмотрев лист самоконтроля.

Рефлексия

Взгляните на вашу оценку за урок и рефлексивный лист. У кого все молекулы цельные и оценка за урок «5»? Молодцы. У кого молекулы разрушены, надо поработать над собой, чтобы пополнить копилку ваших знаний.

 

 

Используемая литература

1.Научно-методический журнал: Химия в школе, 5 , 1998г.

2. Химия 8 класс. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., 2011г.

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: ammir8787
Просмотров: 442 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА