Среда, 11:28 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

конспект открытого урока по теме: «активизация творческого воображения при формировании игрового аппарата на начальном этапе обучения в к
06.04.2015, 14:35

«Методическое сопровождение и программное обеспечение деятельности фортепианных отделений

в формате предпрофессионального обучения в ДМШ и ДШИ»

 

 

конспект открытого урока по теме:

 

«активизация творческого воображения при формировании игрового аппарата на начальном этапе обучения в классе фортепиано»

 

 

 

Автор – Фролова Валентина Михайловна,

преподаватель МБОУ ДОД г.о. Самара «Детская музыкальная школа имени П.И.Чайковского»

 

 

 

Открытый урок

преподавателя Фроловой В.М.

 

Тема: Активация творческого воображения при формировании игрового аппарата на начальном этапе обучения в классе фортепиано.

Класс: подготовительный.

Место урока в системе уроков: 2 четверть, ноябрь.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Вид урока: традиционный.

 

Цель: Повышение внутренней мотивации младших школьников к обучению игре на фортепиано в музыкальной школе, активизация творческого воображения  учащегося.

 

Задачи:

Обучающие:

  • формирование музыкального мышления учащихся через творческое музицирование;
  • формировать начальные игровые и двигательные навыки учащегося;
  • закрепление знания аппликатурного принципа.

Развивающие:

  • формирование у учащегося эмоциональной отзывчивости, воображения, увлеченности, стремления передать художественный образ в дидактических заданиях и упражнениях;
  • развитие музыкально-слуховых навыков (умение слушать себя и своего учителя в процессе совместной работы);
  • развитие координации движений.

Воспитательные:

  • воспитание навыков взаимодействия в ансамбле в различных формах работы;
  • воспитание внимания;
  • воспитание коммуникативной культуры поведения и общения.

 

Методы: словесные, наглядные, репродуктивные, эвристичесике.

Оборудование:фортепиано, стулья, подставка для ног, карточки, иллюстрации.

Деятельность учащегося на уроке: практическая работа, работа с карточками, фортепианной клавиатурой.

 

Ход урока

 

  • Организационный этап (5 минуты).

Приветствие. Организация рабочего места.

 

  • Основной этап (23 минут). Определение цели и задач урока.

 

Послушай, пожалуйста, пьесу. (Педагог исполняет "Польку" П.И.Чайковского). Ты узнала это произведение? Какой характер у музыки? Какое настроение? В каком ладу звучит "Полька"? Какое домашнее задание было задано по этой пьесе? (Рисунок).

 

Направление внимания на выполнение упражнений.

Разминка.

Упражнение 1 «Мельница» (для плечевого сустава). Вытянуть руку вперед и делать круговые движения всей рукой, сбоку туловища. Махи вперед, назад делать по очереди всей рукой, затем двумя руками вместе.

«Мельница» (для кистевого сустава). Круговые движения в кистевом суставе сначала в одну сторону, затем в другую.

Упражнение 2 «Часики». Наклониться вперед. Голова и шея «висят». Руки раскачиваются, имитируя тиканье часиков. В завершении упражнения корпус медленно «раскручиваем» в исходное положение.

Упражнение 3. Медленно сделать вдох и одновременно поднять обе руки вверх. Кисти «висят» свободно и «смотрят» вниз. Затем руки стремительно падают вниз (выдох) и болтаются, как плети.

Упражнение 4 «Боксик». Выброс всей руки «из лопатки» (по очереди каждой рукой).

Упражнение 5 «Маляры». «Красят домик маляры для веселой детворы.

                                               Если только захочу, вам я тоже помогу».

Ручками «красим» воображаемую стену. Слова совпадают с движениями.

 

Упражнения для пальчиков.

Движения ритмичные, совпадают со словами.

Упражнение 1. «Повстречал ежонка еж:

                           «Здравствуй, братец! Как живешь?»

Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

 

Упражнение 2. «Есть у солнышка дружок, голосистый петушок.

                             Хорошо, когда дружок - голосистый петушок!

                              Есть у солнышка друзья – это мы, и ты, и я.

                              Хорошо, когда друзья – это ты, и мы, и я!»

Пальцами правой руки по очереди « здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

 

Упражнение 3. «Лодочка». Плавно двигаем ладошки вправо – влево.

       «Долго лодочку качало.

       Ветер стих, и лодка встала».

Ладонь руки – вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно двигать кисть руки влево-вправо.

 

Упражнение 4. «Кисточка».

«Мягкой кисточкой покрашу                                                

Стульчик, стол и кошку Машу».

Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо – пальцы раздвигать, влево – мягко соединять подушечки пальцев.

 

Путешествие в деревню Фортепьянино

А теперь отправляемся в деревню Фортепьянино, где живет бабка Клавиатура, у которой живут черные кошки и белые мышки (черные и белые клавиши). Кто более дружный: кошки или мышки? Кошки дружат по двое и трое. Собираем пальчики в кулачки и плавно переносим их по черным «кошкам».

- вверх л.р. III, вниз –пр.р. II

- вверх л.р. II через II

- вниз пр.р. III через III

- по очереди л.р. и пр.р. по III вверх и вниз.

 

Упражнение «Ладушки».Для развития координации хорошо поиграть в «Ладушки», начиная с простых движений и постепенно усложняя их. Все упражнения делаются ритмично, под счет.

а) хлопок в ладоши – хлопок с партнером: «раз» - ладоши, «два» - с партнером, «три» - ладоши, «четыре» - с партнером; «раз-два» - ладоши, «три-четыре» с партнером; «раз-два-три» ладоши, «четыре» - с партнером и наоборот;

б) хлопок в ладоши – хлопок с партнером – хлопок по коленям: «раз-два» - ладоши, «три-четыре» - с партнером, «пять – шесть» - колени;

в) «раз» - ладоши, «два» - с партнером, «три» - колени, «четыре» - клавиатура.

 

  Игра «Кашалот».

«Вот из темных вод

Поднимается с волною кашалот.

         А вокруг тепло, светит солнышко,

         Стайки птичек летят в вышину…

         Ночью звездочки, днем ни облачка,

         Ветерок чуть колышет волну…

         Но кашалоту все равно,-

         Он уплывает опять на дно…

Играть 3-им пальцем обеих рук снизу вверх и обратно по черным клавишам. Стараемся ставить пальчик "на косточки" и не допускать резких движений руками.

 

  Игра «Кто идет» и «Кто там?». Сначала учитель задает вопрос, играя по трем черным клавишам, а ученик отвечает, играя на двух белых клавишах 3 пальчиком. Затем ролями учитель и ученик меняются.

 

  Игра «Пятачок и Винни-Пух».

Пр.р. (Пятачок) 3 пальчиком «шагает» вверх от «до» по 4 звука, затем от «ре» и т.д.

Л.р. (Винни-Пух) 3 пальчиком «шагает» вниз от «до» по 4 звука, затем от «ре» и т.д.

Пр.р ил.р. расходятся по 4 звука от «до», «ре», «ми» и т.д.

 

  Гамма до мажор.

Ребенку предлагается сыграть гамму 2 пальчиком вверх левой рукой, а вниз - правой.

А теперь послушай пьесу. (Педагог исполняет "Вальс" С.Майкапара). Тебе понравилась пьеса? Подумай, что удобно делать под эту музыку? Какой характер у этого произведения? Какой танец можно исполнить? Кто бы мог танцевать под эту музыку? Давай попробуем сыграть нашу гамму в ритме вальса. Послушай, какое вступление будет звучать в моей партии. Оно готовит твое начало. (Сыграть гамму-вальс в ансамбле).

Все ли получилось? Красивым ли звуком сыграла? Что помешало? Постарайся брать звук подушечкой пальца бережно, глубоко и мягко погружай его в клавишу всей рукой, как мы делали это в упражнении. Не забываем слушать друг друга.

 

 

Работа с карточками.

Ребенку предлагается карточка с ритмическим рисунком и проставленной аппликатурой. Прохлопать ритм с ритмослогами «ти» и «та». Как ты думаешь, для какой руки написана мелодия? Почему? Как будет двигаться мелодия? Простучим пальчиками ритм. Вспоминаем аппликатурное правило (через ноту - через пальчик, нотки подряд – пальчики –подряд). Поставить первую нотку на нужный пальчик. Сыграть мелодию, которая «спряталась» во второй октаве. Затем карточку перевернуть ( для другой руки ).

 

Предложить ребенку несколько карточек, на которых графически записан ритм ранее выученных попевок. Карточки перевернуты вверх "рубашкой". Надо выбрать одну. Необходимо по ритмическому рисунку узнать песенку. Сыграть ее. Предложить подобрать от любой другой нотки (домашнее задание).

 

Разучивание новой попевки "Паровоз"

- прохлопать в ладоши слова песенки;

-прохлопать ритмический рисунок на слоги «ти» и «та»;

- назвать первые пять нот, определить, как движется мелодия, затем сыграть их;

- сыграть следующие пять нот (точно такие же);

- сыграть целиком обе фразы;

- назвать последние четыре нотки,определить, как движется мелодия, сыграть их;

- сыграть песенку целиком;

- какой характер у песенки, каким звуком надо сыграть?

- исполнить еще раз;

- дома подобрать попевку от ноток "соль" и "ре".

 

  • Рефлексивный этап (2 минуты).

Все ли получилось? Что понравилось? Что ты запомнила?

  • Оценка проделанной работы (1 минута).
  • Информационный этап (2 минуты).

Задание к следующему уроку.

 

Характеристика участника урока

 

Ксюше 5 лет. В подготовительный класс музыкальной школы поступила в сентябре. Ксюша - живой, эмоциональный, непосредственный ребенок. Имеет средние музыкальные данные. У девочки округлая, мягкая кисть, пальчики с хорошими "подушечками". В работе добросовестная, ответственная, но на уроке не всегда хватает внимания, усидчивости. Дома занимается под контролем мамы.

 

 

Список литературы

 

  • Артоболевская А.Первая встрече с музыой. – М., 1989.
  • Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию. - Изд. 2-е, Л., 1979.
  • Геталова О. В музыку с радостью. Для детей 4-6 лет.
  • Елена ФабиановнаГнесина. Воспоминания современников. – М., 2003.
  • Москаленко Л. Методика организации пианистического аппарата в первый год обучения. – Новосибирск,1989.
  • Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., 2004.
  • Серия «Мастер-класс». «Как научить играть на рояле». – М., 2005.
  • Теплов Б. Избранные труды: Психология музыкальных способностей. – М.,1985
  • Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – Изд. 2-е., Л., 1985.
  • Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез. – Спб.,1996.
  • http://festival.1september.ru/articles/598435/

 

 

 

 

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: ИммортелиР
Просмотров: 347 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА