Суббота, 16:00 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Конспект интегрированного урока информатики и литературы в 9 классе «Использование общеучебных знаний и умений (поиска и анализа) на уроках
15.01.2017, 16:37

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МИРОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

Семинар-практикум «Опыт организации инклюзивного образовательного пространства в МКОУ Мироновской СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

Конспект интегрированного урока информатики и литературы в 9 классе
«Использование общеучебных знаний и умений (поиска и анализа) на уроках информатики и литературы»

 

 

 

 

 

 

 

 

Учителя:    Н.В. Гурьева - учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории,
С.П. Ширяев - учитель информатики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мироновка 2016

Тема: «Использование общеучебных знаний и умений (поиска и анализа) на уроках информатики и литературы»

Тема урока литературы: Роль любовного конфликта в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Цель урока литературы: с помощью инфографики определить любовную интригу героев в комедии.

Задачи:

1) образовательные:

- актуализация знаний по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»;

- формирование навыков анализа литературно-художественного произведения;

- выявление степени усвоения и понимания учащимися пройденного материала.

2) развивающие

- стимулирование самостоятельности учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;

- стимулирование мыслительных процессов в ходе анализа произведения;

- формирование рефлексивных умений.

3) воспитательные:

- воспитание уважения к мыслям и высказываниям другого человека;

- соотнесение своей позиции с позицией другого;

- выражение своего отношения к содержанию произведения;

- актуализация познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся;

- воспитание читательской культуры учащихся.

Тема урока информатики:

- представление графической информации методом инфографика.

Цель урока информатики:

- развитие умений стилевого графического оформления презентации. Закрепление правил графического оформления презентации.

Задачи:

-образовательная: учить применять правила создания компьютерной презентации

-воспитательная: развитие эстетического вкуса, воспитание культуры труда и поведения в коллективе;

-развивающая: развитие словесно-логического и образно-символьного мышления алгоритмического мышления, памяти и внимания, творческих способностей.

 

Методические приемы: аналитическая беседа, индивидуальная работа учащихся.

Оборудование: портрет автора, текст пьесы, портреты героев, компьютеры

Ход урока:

  1. Учитель литературы:

Сегодня у нас с вами интегрированный урок по теме «Использование общеучебных знаний и умений (поиска и анализа) на уроках информатики и литературы». Это форма занятия вам уже знакома. Его особенностью можно считать лишь то, что он объединяет два таких, казалось бы, далеких друг от друга предмета, литературу и информатику.

- Мы продолжаем анализировать комедию А.С. Грибоедова. На прошлом уроке, используя инфографику, вы составили классификацию персонажей, определили родственные и дружественные/дружеские связи героев комедии.

Учитель информатики: Давайте разберем созданный первый слайд «Взаимоотношение действующих лиц пьесы (проецирование слайда), возникает вопрос «Как можно описать наглядно взаимоотношение 25 участников пьесы?» . На помощь приходит графическое представление. Определение  «Инфогра́фика - это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Одна из форм информационного дизайна», в чем ее преимущество? (Ответы кчащихся)

Учитель литературы:

Сегодня на уроке центре внимания будет любовная интрига героев комедии, потому что с нее начинается завязываться социально – общественный конфликт пьесы.

Конфликт (от лат. — «столкновение») — столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие; острый спор.    

Конфликт в литературном произведении играет огромную роль, он составляет так называемое «электричество» действия. Именно от конфликта зависит композиция. Уже в экспозиции комедии прорисовывается любовный треугольник: Софья – Молчалин – Чацкий. Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях.

Итак, анализируя сюжетную линию, мы видим, что герои влюблены: годы странствий не охладили чувств Чацкого, Софья влюблена в Молчалина, а Молчалин признается в любви Лизе. Подтвердите репликами из текста.

Ответы учащихся: Чацкий и Софья выросли вместе. Их связывает детская дружба: "...Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; / Привычка вместе быть день каждый неразлучно / Связала детскою нас дружбой..." "...где возраст тот невинный, / Когда, бывало, в вечер длинный / Мы с вами явимся, исчезнем тут и там, / Играем и шумим по стульям и столам..." Когда-то Софья любила Чацкого, а он любил ее: "...Любила Чацкого когда-то, // Меня разлюбит, как его..." 3 года назад Чацкий уехал в путешествие по миру, и Софья быстро о нем забыла. Она влюбилась в подлого "тихоню" Молчалина: "...Молчалин! как во мне рассудок цел остался! / Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!.." Теперь, спустя три года, Чацкий возвращается в Россию (это происходит в самом начале комедии). Его чувства к Софье не изменились - он по-прежнему влюблен в нее: "...И всё- таки я вас без памяти люблю..." "...Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех, // Которые во мне ни даль не охладила, // Ни развлечения, ни перемена мест. // Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!.." Чацкий не подозревает, что Софья разлюбила его и что теперь она влюблена в Молчалина: "...Кого люблю я, не таков: // Молчалин за других себя забыть готов..." Чацкий не догадывается, что Софья тайно встречается с Молчалиным и запирается с ним по ночам в своей комнате: "...Конечно, вам расстаться тяжело? // До света запершись, и кажется всё мало?.." Софья не подозревает, что Молчалин обманывает ее и притворяется влюбленным ради выгоды: "...Ее / По должности, тебя..." "...И вот любовника я принимаю вид..." Действительно, Молчалин не видит в Софье ничего "завидного".

Учитель информатики:

Практическая работа: из элементов предыдущего слайда создать слайд любовных интриг комедии.

Учитель литературы:

Для усиления комического эффекта пьесы автор вводит в нее еще два любовных треугольника (Софья – Молчалин – служанка Лиза; Лиза – Молчалин – буфетчик Петруша). Подтвердите репликами из текста. (Влюбленная в Молчалина Софья и не подозревает о том, что служанка Лиза ему куда милее, о чем он недвусмысленно Лизе намекает. Служанка же влюблена в буфетчика Петрушу, но боится признаться ему в своих чувствах).

Ответы учащихся: Молчалин влюблен в служанку Лизу, к которой пристает, когда никто нет рядом: "...Я в Софье Павловне не вижу ничего / Завидного..."  В конце концов Софья разоблачает Молчалина: она слышит, как тот признается в любви Лизе. Софья понимает, что Молчалин, "ужасный человек", обманывал ее из корыстных побуждений: "...Ужасный человек! себя я, стен стыжусь..." Чацкий в свою очередь разоблачает Софью: он слышит, как она ругает Молчалина за измену. Так Чацкий убеждается, что Софья обманывала его: "Зачем меня надеждой завлекли? // Зачем мне прямо не сказали, // Что всё прошедшее вы обратили в смех?!."

Итак, Молчалин и служанка Лиза (Лизанька) - крепостная крестьянка, служанка в доме Фамусова: "...Лизанька, служанка..."  "...Охота быть тебе лишь только на посылках?.." Лиза - молодая девушка. Ее точный возраст в пьесе не указан. Судя по всему, у Лизы привлекательная внешность:  "...Какое личико твое!.." Лиза - веселая и резвая девушка, баловница и проказница: "...Ой! зелье*, баловница..."(зелье - то есть резвая, неугомонная)  "...Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ..." "...Веселое созданье ты! живое!.."  Лиза - рассудительная девушка. Она называет свои суждения глупыми, но на самом деле она не так глупа: "...моего вы глупого сужденья / Не жалуете никогда..." Лиза старается казаться скромной девушкой, но на уме у нее одни "проказы и ветер": "...Скромна, а ничего кроме́ / Проказ и ветру на уме..."  "...Прошу подальше руки!.."  (Лиза Молчалину) Лиза не "льстится на интересы". Когда Молчалин пытается соблазнить ее подарками, Лиза отвечает ему отказом: "...Вы знаете, что я не льщусь на интересы..." Лизанька - суеверная, боязливая девушка:  "...боишься домовых, / Боишься и людей живых..." В доме Фамусовых Лизе живется непросто. Ей приходится отвечать за проделки своей барышни Софьи. Ветреная Софья впутывает Лизу в свои любовные истории, за которые бедная служанка может быть наказана хозяином, Фамусовым:  "...Вчера просилась спать – отказ..."  "...А что в ответ за вас, конечно, мне попасть..."  "...Мучительница-барышня, бог с нею..."   Господин Фамусов, хозяин дома, заигрывает с Лизой, несмотря на то что он ей годится в отцы: "...Пустите, ветреники сами, / Опомнитесь, вы старики..." В Лизу также влюблен Молчалин, секретарь Фамусова: "...Как я тебя люблю!.." Однако Лиза не отвечает взаимностью ни Фамусову, ни Молчалину. Она любит буфетчика Петрушу: "...А как не полюбить буфетчика Петрушу!.." Критика об образе Лизы в "Горе от ума" "... разбитную горничную Лизу, ... которая только для виду защищается от заигрываний Фамусова, не отвечая положительным отказом на приглашение Молчалина прийти в обед побыть с ним, «любит буфетчика Петрушу» и способна, по мнению Фамусова, «любовников сводить с Кузнецкого моста»..."

 

Учитель информатики:

Наглядное представление может быть «усилено» применением анимации, выделением цветом и т.д. Запомните несколько правил графического оформления (графическая информация, анимация) Правила шрифтового оформления:

1.         Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);

2.         Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.

3.         Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.

Правила выбора цветовой гаммы.

1.         Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.

2.         Существуют не сочетаемые комбинации цветов.

3.         Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст.

4.         Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).

Правила общей композиции.

1.         На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо.

2.         Логотип на полосе должен располагаться справа внизу (слева наверху и т. д.).

3.         Логотип должен быть простой и лаконичной формы.

4.         Дизайн должен быть простым, а текст — коротким.

5.         Изображения домашних животных, детей, женщин и т.д. являются положительными образами.

6.         Крупные объекты в составе любой композиции смотрятся довольно неважно. Аршинные буквы в заголовках, кнопки навигации высотой в 40 пикселей, верстка в одну колонку шириной в 600 точек, разделитель одного цвета, растянутый на весь экран — все это придает дизайну непрофессиональный вид.

 

Выводы

Учитель литературы:

Таким образом, главная особенность конфликта пьесы «Горе от ума» — наличие любовной интриги, которая открывает пьесу и служит поводом для возникновения столкновения Чацкого с «веком минувшим». Любовная линия помогает также фамусовскому обществу объявить своего врага безумным и обезоружить его. Однако социальный конфликт является основным, ведь «Горе от ума» — общественная комедия, цель которой – обличить нравы дворянского общества начала 19 века. Чем и будем заниматься на следующем уроке. Для этого перечитайте монологи Чацкого «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…» Есть ли герои, которых можно отнести к единомышленникам Чацкого?  Используя инфографику, покажите единомышленников Чацкого.

Учитель информатики: Мы познакомились сегодня повторили правила создания презентации, сделали инфографику, и теперь сами можем создать качественную презентацию по правилам. (анализ материала графическим методом).

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: Администратор
Просмотров: 159 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА