Четверг, 11:49 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

«Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…»
04.01.2014, 17:30
БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА

ЭЛЕКТРОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ –
ПОМОШНИК СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЭКСПРЕСС-КОНКУРС

Номинация:
«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»

Название работы:
«Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…»

Автор:
Кисаханова Елена Львовна

Место выполнения работы:
МБОУ ДОД «ДМШ №3»
п.Лиинахамари Мурманской области

2013-2014
учебный год

Данное мероприятие предназначено для учащихся 7-8 классов.
Цель: рассказать об истории возникновении романса, особенностях и характерных чертах данной музыки.
Задачи: познакомить с историей возникновения романса, особенностями и характерными чертами данной музыки; композиторами и поэтами; заинтересовать красотой и пробудить любовь к вокальной музыке.
Оборудование: музыкальный центр, звукозаписи романсов, фортепиано.

- Здравствуйте. Сегодня наш урок я начну вот с такого вопроса: Скажите, пожалуйста, какую музыку вы любите слушать?
- А эта музыка – «современная» или «модная»? Почему вы так решили?
Как бы ни менялась в последнее время наша жизнь, постоянно остаются вечные ценности. Многие жанры были и остаются не заменимой частью в музыкально-поэтическом творчестве русской художественной культуры.

Звучит любой романс на усмотрение преподавателя.

- Близка ли вам эта музыка? Почему? Вы ее уже где-то слышали? хорошо.
- Скажите, кто знает, как называется этот музыкальный жанр? как называется произведение, написанное для голоса с сопровождением? (романсом).
- А как вы считаете, чаще всего романсы поют под звуки, какого инструмента? (фортепиано).
Для текста романсов, как правило, служить лирические стихи, рассказы или рассказ, повествование. Особенность романса в содержание и музыкально-выразительные отличаются от песен своей сложностью, и часто эти жанры довольно трудно разделить.
- Как вы думаете, давно ли возник романс? И как он появился на свет? Что способствовало рождению этого жанра? (ответы учащихся).
Корни возникновения романса как певческого жанра окунаются далеко в глубину веков, в музыкальный быт XIII–XIV веков. Сердечного плана песни, исполнялись бродячими музыкантами, что привело в дальнейшем рождение такого музыкального жанра как – «романс».
- Назовите мне, каких вы знаете композиторов, которые сочиняли романсы (ответы учащихся). Правильно говорите.
Романсы сочиняли такие знаменитые классики, как Ф.Шуберт, Ф.Шуман, Л.Бетховен, Ф.Лист. Своему камерно-лирическому складу романс нашел благоприятную атмосферу в творчестве и русских композиторов М.В.Глинки, Г.Свиридова, А.С.Даргомыжского, Н.А.Римского-Корсакова, Д.Шостаковича, С.Рахманинова. Наиболее успешно смогли выразить в романсах требования русского народа и добросердечные свойства. Основоположниками русского романса принято считать М.Яковлева, Н.С.Титова, А.Алябьева, А.Варламова, А.Гурилева. Творчество этих композиторов приходится на первую половину XIX века.
- Мы уже сказали, что романс это произведение для голоса, а кто тогда сочинял слова? (ответы учащихся).
Сочиняли музыку на слова М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, А.Кольцова, А.А.Дельвига.
- Какие вы знаете известные романсы? Где вы их слышали? (ответы учащихся). Молодцы, правильно.
Большой популярностью пользуется «Ворон к ворону летит», «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет...»), «Предчувствие» («Снова тучи надо мною...»), «Зимняя дорога» («Сквозь волнистые туманы...»), «Узник» («Сижу за решеткой в темнице сырой...») на стихи А.С.Пушкина. На стихи А.Алябьева написаны такие шедевры «Вечерний звон» Ивана Козлова, «Соловей» А.Дельвига, «Что затуманилась, зоренька ясная» Вельтмана. Весьма популярны такие романсы как «Колокольчики» («Вот мчится тройка удалая…») на стихи Ф.Глинки и «Черная шаль» на стихи А.Пушкина.
Сейчас мы послушаем один романс, который вам непременно всем знаком.

Звучит «Однозвучно гремит колокольчик» сл.И.Макарова, м.А.Гурилева (приложение 1).

Давайте послушаем еще один романс на стихи А.Пушкина, который тоже получил большую популярность.

Звучит «Черная шаль» сл.А.Пушкина, муз. А. Верстовского (приложение 2).

- Знакомы вам романсы? Сравните мелодии этих двух романсов. Что в них сходного и что различного? (ответы учащихся). Правильно говорите.
- Какие чувства вызвала у вас эта музыка? В чем смысл слов? (ответы учащихся). Верно.
Увлекателен переход профессионального романса в романс бытовой. Люди активно поющие романсы вносила изменения, поправки, приближая авторское сочинение к общественным повседневным моделям. В такой степени были взяты в массовую культуру многие «начинающие и молодые» романсы XIX - начала XX века. Обыденная культура при этом тонко относилась к мельчайшим элементам, нередко бракуя творение как романс и его в разряд песни. Например, неизвестный романс «Не слышно на палубе песен» стремительно превратился в известную песню «Раскинулось море широко».

Звучит «Раскинулось море широко» сл.Н.Щербина, муз.А.Гурилева (приложение 3).

Казалось бы видов повседневного романса много: мещанский, сентиментальный, цыганский, старинный. При всем том мещанский романс это не что иное, как надменное суждение обычного бытового романса.
Обратная отметка сопутствует старинный романс. Это наименование старается дать романсу старинность, сказать о благородности его происхождения. Действительно, ведь самому старому романсу не более 150 лет, а большинство из них вообще написаны в начале XX века.
Сентиментальный и жесткий романсы – это крайние точки по эмоциональной шкале. Причем экспансивность тут чаще имеет отношение не к самому произведению, а к его исполнению. Практически все исполнительские образы бытового романса размещаются между жестокостью и сентиментальностью.
Лишь только немногочисленные русские стихотворцы сочиняли главным образом стихи, специально для пения. Поэтами-песенниками были – Н.Цыганов, Ю.Нелединский-Мелецкий, А.Дельвиг, А.Мерзляков, А.Кольцо, М.Попов. Таких поэтов на много больше, чем мы можем представить, и чьи стихи стали известными романсами.
В особенности поразительна и не завидна судьба поэтов в русской поэзии, чьи имена позабыты и стихи утеряны в давних сборниках или нотных изданиях. А все то, что было ими сочинено, остается в памяти потомков и передается из уст в уста, из поколения в поколение, лишь только то, что получило песенное существование. Всем известны слова песни «Вот мчится тройка почтовая», это одна песня, но так известная, что автор слов ее заслуживает, чтобы имя его было с признательностью названо. Сейчас в нынешних сборниках песен и романсов подобные произведения нередко публикуются с пометками: «слова народные» или «слова неизвестного автора». Вот один из таких примеров.

Звучит «Вот мчится тройка удалая» сл.Ф.Глинки, муз.А.Верстовского (приложение 4).

- Какие чувства вызывал у вас прозвучавший романс? Какое настроение у вас появилось7
- Каким строкам поэтического текста ближе всего это настроение?
- Охарактеризуйте музыкальные краски, которые использовал Верстовский для создания музыкального образа (ответы учащихся). Молодцы, справедливо вы все сказали.

Популярность бытового романса остается на высоком уровне почти уже 250 лет, и это говорит о его высоком уровне домашнего любительского музицирования. Наилучшие версии русского романса являются по-настоящему шедеврами.

Звучит «Белой акации гроздья душистые» сл.А.Пугачева (приложение 5).

- Скажите, пожалуйста, какой характер этого романса?
- Какой образ создает музыка?
- Какое бы вы дали название этому романсу? (ответы учащихся). Очень интересно, молодцы.
Предположительно эти строки «Белой акации гроздья душистые» были написаны А.А.Пугачевым, и год создания предоставленного романса точно, не определен, то ли 1902 г., то ли 1916 г.
- Скажите, а кто такие цыгане? Как они выглядят? Какие песни они поют? Где выступают? Могут ли цыгане исполнять романсы, почему вы так думаете? (ответы учащихся).
Во второй половине XIX века начинает появляться новый жанр – цыганский романс. Цыгане, не обладая красивыми песнями, начали наигрывать и исполнять сочинения русских авторов так искусно, что слушатели думали и воспринимали их как цыганские романсы. Это все тот же русский бытовой романс, но оригинально исполненный.
Благодаря этим выступления, цыгане получили широкую популярность. Их стали приглашать петь сначала в рестораны, а затем и в концертные залы. Многие из цыганских музыкантов очень хорошо музицировали и были отличными аранжировщиками различных романсов и песен, конечно же, они сами сочиняли.
Сейчас мы послушаем еще один романс.

Звучит «Мой костер в тумане светит» муз.Ф.Садовского (приложение 6).

Наше время тяжело представить без песенно-романсового бума, который разразился во второй половине XIX – начале XX века. Не самый популярный романс «Почему я безумно люблю» на стихи Б.Гуровича прошел цензуру в 1900 году и до 1915 года вынес около тридцати изданий, то есть выходил в среднем два раза в год. В начале XX века современник А.Блока писал: «о бытовом романсе, пожалуй, и говорить не стоило бы, если бы он, сверх ожидания, не имел колоссального влияния на целую полосу русской жизни. Бытовой романс лучше всего узнается по его содержанию. У романса только одна тема – любовь. Природа, город, даже дружба романсу не нужны сами по себе. Природа лишь помогает или мешает любви, город – только фон любви. А романсовый друг – это всегда «милый друг».
- А вот теперь скажите, чем отличается романс от песни? (ответы учащихся).
- Что главное хочет передать автор и композитор слушателю? (ответы учащихся). Верно.
Вот здесь-то и обнаруживаются разница между романсом и песней. Песня может быть сатирической или лирической, исторической или патриотической. Романс не замечает общественных движений вообще. В романсе нет борьбы и истории, нет революций и войн. Более того, законы романсовой сферы жестко запрещают все официальное, и так же строго культивируют все интимное. Причем все романсовое личное полностью сосредотачивается на состоянии любви. А точнее, на состоянии увлечения и влюбленности.

Звучит «Сияла ночь. Луной был полон сад» сл.А.Фета, муз. Н.Ширяева (приложение 7).

- Как вы думаете, о чем думал композитор, когда писал эту музыку?(ответы учащихся).
- Какие чувства вызвал у вас этот романс? Каков характер основной интонации? (ответы учащихся).
Интонация, это, наверное, самое главное в романсе. Она и ласковая, и доверительная, но не развязная по отношению к слушателю; она – достоинство русского романса. В интонации заключено неуловимая красота романса. Интонация эта находится на стыке двух культур: первая – европейская, от нее галантность и благородство, вторая – русская, от которой неподдельная глубина и искренность переживаемых чувств. А в результате получается элегичное настроение, светлая грусть. «Я вас любил так искренне, так нежно, так дай Вам Бог любимой быть другим» А.С.Пушкина и «в моем письме упрека нет, я вас по-прежнему люблю» Н.Венгерской.

Звучит «Я вас любил… » сл.А.Пушкина, муз.Б.Шереметьева (приложение 8).

- Какое впечатление произвела на вас музыка? Какие чувства и настроения переданы в ней? (ответы учащихся). Молодцы, правильно говорите.
Подъем лирического романса наступает во времена необыкновенно пристального интереса к личным, частным, интимным сторонам жизни. В России можно выделить два момента – конец XIX века и начало XX века. Первый период для русской культуры свойственен тем, что патетика дворянской государственности закончился. Дворянство как социальная сила прекратилось существовать, и все накопленные внутренние душевные ценности были перенесены в сферу частной, личной. Отсюда берет начало и лирика А.Блока, проза и драматургия А.Чехова. Они, как никто другой, правильно ухватили обстоятельство перехода общественных ценностей России в личностные. Если в свое время дворянин – это общественное положение, то теперь – тип личности. И это разъединение воспринималось как судьба, мешающая счастью двух конкретных людей.
В начале же XX века, в годы войны, жизнь человека почти, что целиком зависела «от случая», «от Судьбы». Главное же – война разделила народ на женщин без мужчин и на оборот мужчин без женщин. Интимная близость стала небывалой утопией. Даже лирика обернулась в письмо, послание, переписку.
Собственно в это период советская песня претерпевает стремительное превращение в романс. «Темная ночь», «Жди меня», «В лесу прифронтовом», «Землянка» – все это обычные повседневные романсы советского времени, многие люди пели «Бьется в тесной печурке огонь...», не задумываясь, что такая знакомая печурка попросту подменила здесь традиционный романсовый камин XIX века.

Звучит «В лесу прифронтовом» сл.М.Исаковского, муз.М.Блантера (приложение 9).

Прекрасные и красивые, плавные и лирические мелодии, чувствованные слова романсов без труда запоминаются, слова о том, что умиляет душу любого из нас.
Любовь к романсу вечна. Он звучал много лет назад и звучит сегодня. Романс волновал души великих людей и простых смертных. Но романс не был бы так известен без замечательных исполнителей, приносящих в наши сердца трепет, волнение, глубину чувств.

Звучит «Не пой, красавица, при мне» сл.А.Пушкина, муз.М.Глинки (приложение 10).

Сколько секретов, разбитых судеб и растоптанных чувств хранит в себе русский романс, а сколько ласки, нежности и трогательной любви воспевает!
Время от времени, в течении всей жизни люди обращаются к лирическим творениям, как к методу формулирования своих ощущений и мыслей, этим и обусловливается драгоценность и неповторимость русского романса для современного человека.

Звучит «Я помню чудное мгновенье» сл.А.Пушкина, муз.М.Глинки (приложение 11).

- Какая музыка, какой романс вам больше всего понра¬вились сегодня на уроке? Чем она вас привлекла? (могут прозвучать фрагменты).
- Согласны вы с тем, что музыка, написанная в прошлом веке, написанная в другой эпохе, по заложенным в ней мыслям и чувствам, по своим идеалам может быть очень близка к нам - людям, живущим в XXI веке?
Романс затрагивает в душе самые невидимые струны прекрасного, высокого, необъяснимого.
Сегодня наш урок подошел к концу. До новых встреч.

Список использованной литературы:

1. Васина-Гроссман В.А. Русский классический романс XIX века.
2. Васина-Гроссман В.А. Романтическая песня XIX века.
3. Васина-Гроссман В.A. Мастера советского романса.
4. Васина-Гроссман В.A. Камерная вокальная музыка, в книге: Музыка XX века. Очерки, ч.1, кн.1.
5. Глебов И. (Асафьев Б.В.) Введение, в его книге: Русская поэзия в русской музыке.
6. Гусев В.Е. Вступительная статья в сборнике: Песни и романсы русских поэтов.
7. Жилин А.Д., Кашин Д.Н. Очерки по истории русской музыки.
8. Келдыш Ю. История русской музыки
9. Курышева Т. A. Камерный вокальный цикл в современной русской советской музыке, в сборнике: Вопросы музыкальной формы, в.1.
10. Кюи Ц.A. Русский романс.
11. Левашова О.Е. Романс и песня.
12. Pиндейзен Н. Русская художественная песня.
13. Pиндейзен Н. Важнейшие этапы развития русского романса, в книге: Русский романс.
14. Pиндейзен Н. Русский романс XIX в., в его книге: Русская музыка от начала XIX столетия.
15. Ручьевская Е. О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала XX века, в сборнике: Русская музыка на рубеже XX века.
16. Ручьевская Е. О методах претворения и выразительном значении речевой интонации, в сборнике: Поэзия и музыка.
Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: lmlait | Теги: русский романс
Просмотров: 712 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 fedoseeva-u   (24.12.2016 18:33)
Поскольку, автор работы, Кисаханова Елена Львовна, разработала мероприятие для ДМШ (Детской музыкальной школы), то данный опыт применим и для урока музыки в общеобразовательной школе,и для метапредметных мероприятий музыка-литература. Поставленная цель: рассказать об истории возникновении романса, особенностях и характерных чертах данной музыки достигнута.
Решены все основные задачи: познакомить с историей возникновения романса, особенностями и характерными чертами данной музыки; композиторами и поэтами; заинтересовать красотой и пробудить любовь к вокальной музыке. Прекрасно иллюстрируют тему романса 12 музыкальных композиций в звуковом ряду конспекта.
Вывод: работа заслуживает положительной оценки.

1 halyapina1986   (18.10.2015 20:22)
Системообразующим на уроке является четко отобранное содержание, соответствующее возрастным особенностям.
Учебная деятельность на уроке построена учителем в соответствии с дидактическим циклом: удивление (выделение смысла) - восприятие - осмысление - запоминание - применение по образцу в новой ситуации - обобщение - систематизация.
В течение всего урока активная познавательно-развивающая деятельность учащихся с самооценкой или взаимооценкой по каждому этапу, учащиеся вместе с учителем решают проблемные вопросы.
На уроке учитель применял следующие формы организации познавательной деятельности: фронтальная беседа, индивидуальные сообщения, которые чередовались на разных этапах.
Формы, методы урока литературы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.
Урок литературы направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА