Среда, 10:16 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Имена существительные собственные и нарицательные
16.11.2017, 13:46

Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные».

Класс: 5

УМК: Cаяхова Л. Г., Альмухаметов Р. В., Закирьянов К. З., Ишимова Р. Г

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Цель: углубить и расширить знания об именах существительных собственных и нарицательных; учиться правильно писать имена существительные собственные.

Задачи:

Обучающие.

  1. Закрепление и систематизация знаний об именах существительных собственных и нарицательных.
  2. Развитие орфографической зоркости, речевого слуха, обогащение словаря учащихся

Развивающие.

  1. Развитие умения анализировать, наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать взаимосвязи, делать выводы.
  2. Развитие воображения в процессе учебной деятельности.

Воспитательные.

  1. Воспитание культуры общения учащихся, интереса к познанию имен  собственных
  2. Воспитание чувства гордости, любви, уважения к родной республике Башкортостан, ее истории и людям.

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день! На прошлом уроке мы повторили тему «Имя существительное». Сегодня мы совершим экспедицию по родной республике.  И поможет нам тема урока, которую я попрошу определить самим.

Слайд 1.     Исправьте ошибки

      республика                                                 «Дуванский вестник»

      село                                                             Ай

      река                                                              Месягутово

     газета                                                            Дуванский

     район                                                            Башкортостан

 

Слайд 2.       Проверьте себя

               республика                                                 Башкортостан

               село                                                             Месягутово

               река                                                              Ай

               газета                                                          «Дуванский вестник»

               район                                                            Дуванский

 

-О каких существительных мы будем говорить на уроке?

 Запишите число и тему урока.

Слайд 3.                                            Двенадцатое марта.

                           Имена существительные собственные и нарицательные.

 

Учитель. Сегодня мы продолжим изучение существительных собственных и нарицательных. Как вы думаете, с какой целью? Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему и используя опорные слова, записанные на доске:

Слайд 4.

– Углубить и расширить знания о …

– Учиться правильно …         

(Углубить и расширить знания о правописании имен существительных собственных и нарицательных; учиться правильно писать имена существительные собственные и нарицательные.

Слайд 5.

На  экране написано высказывание Л. Успенского (эпиграф к уроку).

                                                                Иногда бывает нужно из длинного ряда похожих предметов

                                                           выделить один – единственный…Тут мы оставляем слово (…) в

                                                           стороне и пускаем в ход (… )
                                                                                                     Л. Успенский. Слово о словах.

    Прочитайте высказывание Л. Успенского, вставьте недостающие словосочетания, данные в скобках (имя   нарицательное,  имя собственное).

(Слайд 6).

Словарная работа.   Значение слова, перевод, морфемный разбор

Собственный –  принадлежащий кому-либо  по праву собственности, являющийся чьей-либо собственностью. Прилагательное. В переводе на башк. язык.- янгызлыk исемдэр

Нарицательный – обобщенное название однородных предметов и названий.  

Прилагательное .В переводе на башк. яык.-  уртаkлыk исемдэр

II. Этап всесторонней проверки знаний.

Учитель. Чем отличаются имена собственные от имен нарицательных? (Имена собственные – названия единичных предметов, а имена нарицательные – однородных; имена нарицательные пишутся с маленькой буквы, а имена собственные с большой; для обозначения единичных предметов могут быть использованы не только отдельные слова, но и словосочетания.)

Учитель. Что относится к именам существительным собственным, с которыми мы познакомились на предыдущем уроке? Названия каких предметов являются именами собственными? (Фамилии, имена, отчества, клички животных, географические названия, исторические события.)

          Слайд 7

Собственное – это моё.

У человека это имя, фамилия, отчество.                      - Пишутся с большой буквы(заглавной)

У животных – клички.

У города, реки, деревни, страны – название.

 

У книг ,картин, кинофильмов, газет, журналов, предприятий,санаториев – наименования.    –Заключаются в кавычки и пишутся с большой буквы

А остальные слова – нарицательные: (брат, земляк, писатель, мальчик, деревня, город, река, собака, страна)- пишутся с маленькой буквы( строчной)

 

 

Какие имена существительные относятся к именам собственным?

( слайды) Они являются собственными, потому что называют единичные предметы.

 - Как пишутся имена собственные? ( С большой буквы)

 

Слайд 8    Карта Башкортостана

 

 

- В какой республике мы живём? (Башкортостан)

На что похожа наша республика? Сердце, березовый листок…)

- Столица нашей Башкирии… (Уфа)

- Какие места являются гордостью нашей республики.(Янган-Тау, Шульганташ…)

- В каком районе проживаем мы с вами, ребята?( Дуванский)

 

- Ой, что же произошло? ( Исчезли названия рек, посёлков)

- Для чего нужны  имена собственные?( Отличать одно от другого)

Предположим, что произойдёт, если исчезнут все названия.

Тотчас же остановится работа почты. В напрасных поисках мечутся пожарные машины и скорая помощь – никаких адресов нет. Парализован транспорт: никто не знает, куда едет. Мировое хозяйство распалось, человечество отброшено к первобытному состоянию. И всё из-за такой мелочи, как названия!

 

      Работа с учебником.   Текст упражнения 260 (учебник Саяховой Л.Г.)

=Работа с текстом. Ученик читает текст выразительно.

 

Тема текста :(достопримечательности Башкортостана)

Основная мысль: (Башкортостан богат чудесами природы...)

 

Слайд 9

Словарная работа: отрОг –ответвление основной горной цепи (по башк.-тау тармагы)

- Работать будем в паре, в группе.

Представление:

1гр. Смекалистые

2гр. Сообразительные

3гр. Догадливые

4гр. Старательные

- Вспомнить правила работы в группе помогут нам фразеологизмы?

- Что это? (устойчивое сочетание слов)

1гр. «Чувство локтя». (чувство взаимной поддержки и помощи во всех делах)

2гр. «Ушки на макушке» (внимательно слушать)

3гр. «Стоять горой» (всеми средствами отстаивать, защищать что-либо или кого-либо)

 

 

Работа в группах:  выпишите

1 группа – районы ( Бурзянский , Ишимбайский, Салаватский)

 2 группа – санатории(«Янгантау», «Красноусольский», «Юматово»,«Аксаково»

3 группа – реки и родники (Агидель, Юрюзань,Кургазак)

4 группа- пещеры (Шульганташ, пещера Салавата Юлаева)

 

Слайд 10         Проверьте!

 

 

 1 группа – районы ( Бурзянский , Ишимбайский, Салаватский)

 2 группа – санатории(«Янгантау», «Красноусольский», «Юматово»,«Аксаково»)

3 группа – реки и родники (Агидель, Юрюзань,Кургазак)

4 группа- пещеры (Шульганташ, пещера Салавата Юлаева)

 

Слово учителя:

  В Башкирии 21 город и 40 поселков городского типа, 4,5 тыс. сел и деревень, 54 района, более 1000 озер, более 600 рек. У вас записаны названия только малой части этих мест.

– О каждом из этих мест можно сказать много добрых слов.

Поэтическая минутка. Дети рассказывают стихи.

 Я постаралась найти для вас небольшие тексты – описания красивейших мест Башкортостана. Выпишите из этих текстов словосочетания с именами собственными, например река Белая.

В Башкортостане более тысячи озер. Больше всего их в Абзелиловском и Учалинском районах. Самые большие озера в Предуралье – Белое озеро, Кандрыкуль, Асылыкуль, в Зауралье – Ургун и Банное.

Село Тастуба расположено в очень красивом месте. С одной стороны его виднеется несколько голых гор, а с другой возвышаются живописные горы Уфимского плато, покрытые величественным хвойным лесом.

Около города Дюртюли на противоположном, правом берегу реки Белой находится прекрасный сосновый лес. Особенно красив лес около Венеции, так называется небольшой поселок на берегу реки.

Между городами Стерлитамак и Ишимбай по правобережью реки Белой находятся уникальные горы – одиночки – шиханы. На фоне равнинной местности возвышаются три конусовидные горы – Юрактау, Куштау и Тратау. Еще не так давно была и четвертая гора – Шахтау, но ее начали разрабатывать как сырье для Стерлитамакского содово – цементного комбината.

На территории нашей республики находится гора Янгантау. Она расположена в Салаватском районе.

Это единственная на нашей планете местность, где идет непрерывное выделение из земных недр огромного количества тепла, горячего пара и газов.

Горы Иремель – вторые по высоте на Южном Урале. Они расположены в Белорецком районе. На горах Иремеля насчитали более 100 видов растений, среди которых много редких, они встречаются только на высоких горах.

Белая – самая большая река Башкортостана. Свое начало река берет в Уральских горах, в Учалинском районе. У красавицы Агидель и притоки один красивее другого. Справа в нее впадают Нугуш, Сим, Уфа, слева – Ашкадар, Уршак, Дема.

 

 

 

 

                    

Первичное закрепление изученного.  На карте мы увидели насколько огромна наша Родина, а ведь у каждого из нас есть свой родной уголок на территории большого государства. Для нас таким , милым нашему сердцу, уголком является что? Родная деревня,село. Запись слова Башкортостан в тетрадь на первую пропущенную строку и наш родной город Стерлитамак.

– Она неповторимо прекрасна своими лесами и полями, реками и озерами, городами и деревнями. Башкирия расположена на отрогах Уральских гор (рассказ учителя сопровождается слайдами с фотографиями достопримечательностей Башкортостана).

Физминутка для глаз.    Работа у доски.

Как запишите название реки, горы, города? (Село Тастуба, город Дюртюли, поселок Венеция, города Стерлитамак и Ишимбай, река Белая, шиханы Юрактау, Куштау и Тратау, гора Шахтау, горы Иремель, Уральские горы гора Янгантау, Салаватский район.)

Запись по 2 человека от группы , по цепочке. Район, города, горы,

Групповая работа.

1 группа – районы
2 – города
3 – деревни
4 – горы
5 – озера
6 – реки

Как будем писать названия городов, сел?

2) Работа в парах.

Проверка на слайдах.   Итог урока.

Ребята, посмотрите на свои записи на доске и в тетради. Перечислите существительные, которые записаны с левой стороны доски. Как можно изменить эти слова? Один – много . Раз много, значит это нарицательные имена существительные.

– Как назвать их одним словом? Географические объекты.

– Перечислить слова записанные в графе “ Собственные”. Как можно их назвать одним словом (географические названия). Как пишутся географические названия? Сделайте вывод. Названия стран, …. – это собственные имена существительные. Они пишутся с большой буквы.      Оценки.      

Домашнее задание. Оформить конверт, составить небольшой текст об улице, на которой ты живешь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставляет ветка плод,

Оставляет пчелка мед,

Нивы- золото зерна.

Золотой янтарь- сосна,

Овцы- тонкое руно,

Лозы- пряное питье,

Оставляет человек- имя доброе свое. (О. Дриз)

 

 

 

 

 

 

Этап информации учащимся о домашнем задании.

Вариант1. Составьте рассказ о своем селе. В случае затруднения используйте следующие наводящие вопросы:

  1. В каком селе ты живешь?
  2. На какой реке стоит твое село?
  3. Как называются самые большие, красивые улицы села?
  4. Какие кинотеатры, театры, музеи есть в твоем селе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чудесная природа Башкортостана имеет много достопримечательностей.

На территории Бурзянского района, на правом берегу Агидели, находится знаменитая на весь мир пещера Шульганташ (Капова пещера). Три зала пещеры расположены этажами. На стене одного из них есть рисунки древних людей.

В Башкортостане более тридцати крупных пещер. Излюбленным местом отдыха туристов являются пещеры в Гафурииском, Ишимбайском и Салаватском районах.

Салаватский район известен еще двумя интересными объектами природы. Один из них - знаменитый родник Кургазак, который выходит из отрогов горы Каратау и впадает в реку Юрюзань. Вода Кургазака имеет лечебные свойства. А другой - гора Янгантау. Такого явления природы нет больше ни в одном уголке мира. Здесь в 1937 г. построен санаторий «Янгантау».

Дары природы щедро используются и в других здравницах республики: «Красноусольский», «Якты-куль», «Юматово», «Аксаково».

 

 

 

Задания 1 группе:

 Между городами Стерлитамак и Ишимбай по правобережью реки Белой находятся уникальные горы – одиночки – шиханы. На фоне равнинной местности возвышаются четыре горы – Юрактау, Куштау и Тратау, Шахтау. Сегодня они являются уникальными памятниками природы -остатками древних рифов. В камнях, из которых сложены эти шиханы, сохранились отпечатки древнейших растений и животных.

   Горы Иремель – вторые по высоте на Южном Урале. Они расположены в Белорецком районе. На горах Иремеля насчитали более 100 видов растений, среди которых много редких, они встречаются только на высоких горах.

 

 

 

 

 

Задания 2 группе:

 

В Башкортостане более тысячи озер. Больше всего их в Абзелиловском и Учалинском районах. Самые большие озера в Предуралье – Белое озеро, Кандрыкуль, Асылыкуль, в Зауралье – Ургун и Банное.

 

 

 

 

 

Задания 3 группе:

 

Белая – самая большая река Башкортостана. Свое начало река берет в Уральских горах, в Учалинском районе. У красавицы Агидель и притоки один красивее другого. Справа в нее впадают Нугуш, Сим, Уфа, слева – Ашкадар, Уршак, Дема.

 

 

 

 

 

 

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: Администратор
Просмотров: 73 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Нана5186   (02.12.2017 15:10)
Данное мероприятие имеет большую воспитательно-образовательную ценность. Оно создаёт условия для формирования патриотизма и уважение к культурному наследию страны. Во время проведения классного часа наблюдалась организованность, активность и заинтересованность ребят на всех этапах мероприятия.

Подготовка мероприятия способствовала совершенствованию межличностных отношений в коллективе, росту симпатии к организатору и исполнителям, сплочённости коллектива группы.

Информационная насыщенность была достаточно высокая, но вызывала большой познавательный интерес. В процессе подготовки и проведении мероприятия углублялись имеющиеся у ребят знания, расширялся их кругозор, что способствует совершенствованию их качеств личности.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА