Понедельник, 22:08 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

Элективное занятие Коррупция в России и борьба с ней
18.05.2017, 14:49

 

 

 

 

Элективное занятие

 

Коррупция в России и борьба с ней

 

 

 

 

Разработала:

учитель истории и обществознания,

Мкртумян Т.А.

 

17.10.2016г.

Разработка элективного занятия

Тема:  «Коррупция в России и борьба с ней»

Класс: 8 А

Цель урока:

сформировать у учащихся антикоррупционное мировоззрение и воспитать негативное отношение к коррупции.

Задачи урока:

1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями.

2.Формирование комплекса знаний об исторических корнях возникновения коррупции, особенностях ее проявления.

3.Совершенствование навыки личностной оценки данного социального явления. Формировать негативное отношение к коррупции, собственное мнения.

4. Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подростков.

 

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

-Сегодня мы с вами рассмотрим на  элективном занятии очень актуальную тему.         «Коррупция в России и борьба с ней».

III. Изучение темы.

         1. Вступительное слово учителя:

Коррупция в сегодняшней России  настолько въелась  во все сферы нашего общества, что никакими указами, законами и наказаниями её не искоренить. Коррупция, как коррозия, разъедает даже такие сферы  как здравоохранение, образование, армия, не говоря о правоохранительных органах.

 

         Во времена Ивана III, Ивана IV коррупция процветала среди дьяков, подьячих,  "кормленщиков».  Тогда это называлось "мздоимством», т.е. если чиновник выполнял за подношение какое-то действие (за выполнение своих, прямых обязанностей) - это являлось нормой. Но если чиновник брал взятки и при этом нарушал закон, то это считалось "лихоимством».

                  Предмет нашего обсуждения - коррупция, ее последствия, противодействие коррупционным проявлениям - выбран не случайно. Мы живём с вами в очень сложное время, время экономических реформ и кризисов, время преобразований. Коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.

2. Беседа.
- Я попрошу Вас ответить на вопрос: «Что такое коррупция?»

Учащийся:

- В Толковом словаре русского языка С.И.  Ожегова,  Н.Ю. Шведовой даётся такое определение  данному термину: «Коррупция - это моральное разложение должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами».

         Большинство исследователей сводят определение коррупции к взятке и злоупотреблению служебным положением. В этом же ключе определяют коррупцию и международные организации. Например, в Кодексе поведения должностного лица по поддержанию правопорядка, принятого Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН  от 17 декабря 1979 г., коррупция определена как «злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением».

Учащийся:

 - Коррупция (лат. corruptio - порча, подкуп, упадок) – подкуп и взяточничество, широко практикуемые в современном мире среди высокопоставленных представителей власти, политических деятелей, военных чинов, в сфере образования и здравоохранения. 

         В нашей стране с коррупцией ведётся решительная, бескомпромиссная борьба. Социальная сущность коррупции выражается в деградации аппарата публичной власти. Коррумпированный аппарат не пригоден для выполнения функций государства, и бесполезен для общества. (Краткий политический словарь).

Учитель:

 - Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

3. Исторический экскурс «Коррупция в России и за ее пределами»

(работа с подготовленными учащимися)
- Предлагаю вам совершить исторический экскурс «Коррупция в России и за ее пределами».

Учащийся:

 - Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля.

Учащийся:

- Российские источники упоминают мздоимство еще в XIII в. Начиная с Ивана III известны попытки законодательного ограничения коррупции. Первой попыткой можно считать Белозерскую уставную грамоту, которая установила твердые «кормы» для наместников и их аппарата. В Судебнике великого князя Ивана Васильевича впервые были официально запрещены взятки — «посулы» и зафиксирован размер судебных пошлин.        Хотя взяточничество вызывало недовольство населения, массовых выступлений и протестов именно по этому поводу практически не было. Известен всего один такой эпизод, относящийся ко времени правления царя Алексея Михайловича (бунт 1648 г. в Москве), когда народу были выданы на растерзание наиболее запятнавшие себя «коррупционеры». В дальнейшем наличие коррупции многократно констатировалось, постоянно делались попытки если и не уничтожения, то хотя бы ее уменьшения. Об этом свидетельствуют многочисленные указы Петра I, и других российских монархов.

Учитель:

- Власти в разное время применяли различные наказания для виновных: от легкого штрафа или снятия с должностей до вечной ссылки с вырыванием ноздрей и отнятием «всего имения» или смертной казни путем повешения или даже четвертования. Тем не менее, к началу ХХ в. взятки и прочие проявления коррупции по-прежнему процветали.
- В чем же причина живучести взяточничества?

Учащийся:

-Во-первых, законодательная основа, которая ещё не разработана до совершенства, что создаёт лазейки для оправдания действий тех чиновников, которые берут взятки.

Учащийся:

- Исследователь начала века П. Берлин объясняет это тем, что в России «взяточничество неразрывно сплелось и срослось со всем строем и укладом политической жизни». Продолжавшаяся на протяжении веков практика параллельно осуществлявшихся, с одной стороны, борьбы с взяточничеством, а с другой, развращения высших слоев чиновничества путем щедрой раздачи даров «прислужившимся» способствовала закладыванию психологических основ взяточничества и казнокрадства. Соответственно, низшие слои чиновничества, не имея возможности быть одариваемыми сверху, прибегали к вымогательству по отношению к подчиненным. Кроме того, отмечалась связь взяточничества и казнокрадства с политической благонадежностью. Создавалась ситуация, когда на эти преступления власть смотрела сквозь пальцы в обмен на политическое угодничество.

Учащийся:

- В 1991 г. на территории СССР смертная казнь за получение взятки была отменена. Однако проведение экономических и политических реформ привели к росту корыстных преступлений, включая взятки, что потребовало принятия дополнительных мер. Уже в 90-е годы был принят ряд документов, касавшихся борьбы с коррупцией, но применение (или, скорее, неприменение) обозначенных в них мер никак не изменило ситуацию.

4. Работа в группах по карточкам.

Учитель:

- Перед Вами находятся карточки с вопросом.  Какие сферы российского общества  более всего подвержены коррупции? Вам отводится 5 минут для его заполнения. Работаем в группах.

Ребята озвучивают результаты опроса


Чиновники

 МВД
медицина
образование
судебная система
военкоматы
сфера торговли
армия
Учитель:

- А как вы считаете: каковы причины коррупции? Я предлагаю Вам разделиться на три группы и выделить экспертов, которые выйдут к доске и озвучат свои ответы.

Учитель:

- Как же можно бороться с коррупцией и ее причинами? Есть ли пути её искоренения? Предлагается составить мини-проект по вопросу искоренения этого зла.

Ребята дискутируют, а ответы записываются в тетради

5. Защита проектов

Каждый представитель команды представляет свой проект  на всеобщее обсуждение. В итоге  составляется единый проект

6. Микроитог

Учащиеся приходят к тому, что способы борьбы с коррупцией вытекают из ее причин и предлагают:      

Во-первых, вести широкую работу в СМИ, по вопросу коррупции, разъедающим наше общество.

         Во-вторых, использовать опыт стран с благополучным положением в этой сфере для дальнейшей борьбы с этим злом, которое подтачивает экономику РФ.

         В-третьих, в борьбе с коррупцией не использовать двойных стандартов. Все граждане имеют равные права  и обязанности.

 В правовом государстве, которое мы строим, должно быть, уважение к закону и никакого правового нигилизма. Верховенство закона превыше всего.

         В-четвертых,  для того, чтобы наша экономика процветала, нам необходимо сделать так, чтобы Россия была привлекательной  для вложений иностранных инвестиций, чтобы иностранных партнёров не пугали чиновники всех рангов, берущих взятки.

Учитель:

-Органы власти РФ, которые в той или иной степени противодействуют коррупции,должны тщательно изучить исследования, которые были обнародованы  Всемирной коалицией по противодействию коррупции "Транспаренси Интернэшнл". По уровню коррумпированности  наша страна опустилась в рейтинге на 16 позиций и заняла 143 место.

         Заметно снижается, лишь место России в мировом рейтинге честности (таблица). Место Российской Федерации в мировом ранжире по индексу восприятия коррупции (чем ниже место – чем выше относительная коррумпированность).

         Следует принять во внимание и то, что прямые экономические потери от коррупции, по разным оценкам, составляют от 20 до 40 миллиардов долларов в год. К прямым потерям эксперты относят и вывоз капитала, в большинстве случаев осуществляемый, как они полагают, коррупционным путем. Приводятся стандартные оценки размера ежегодно вывозимого капитала (20-25 млрд. долларов в год). Потери от несовершенства налоговой системы оцениваются примерно в 25 % от ВВП. Выплаты в виде взяток, даваемых чиновникам высокого и низкого ранга, составляют, по оценкам экспертов, до 10 % от суммы сделки. (www.anti-corr.ru) И в целях борьбы с коррупцией в России в июле 2008 г. Президентом РФ был утверждён Национальный план противодействия коррупции.

IV. Итог

Вывод:

- Коррупция это негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозы развитию, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. От нас с вами зависит,   в каком государстве мы будем жить: честном или коррумпированном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        .

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: Администратор
Просмотров: 128 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА