Среда, 21:09 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок"

1 класс, литературное слушание
01.03.2014, 20:11

Методическая информация

Класс, предмет

1 класс, литературное слушание

Тема урока

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

Авторы учебника, по которому ведется обучение

Автор Л.А. Ефросинина

Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующими уроками)

Урок усвоения новых знаний.

Это четвертый урок в разделе «Мир сказок». 1 урок –Сказки зарубежных писателей. Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». 2 урок – Сказки о животных. В.Бианки «лесной Колобок- Колючий бок». 3 урок – Народные сказки. Русская народная сказка «Терешечка». Следующий раздел «Мир родной природы».

Цель урока

Знакомство с особенностями русских народных сказок на примере русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

Задачи урока

Образовательная: - познакомить с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк».

Развивающие: - развивать умение сравнивать поступки и характеры героев сказки;

- развивать умение классифицировать сказки (русские народные и авторские, о животных и волшебные);

- развивать критическое мышление учащихся через использование приемов ТРКМЧП (синквейн, «Верные и неверные утверждения»).

Воспитательная: - воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс

Личностные УУД:

Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.

Регулятивные УУД:

Формирование умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности.

Познавательные УУД:

Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; работа с двумя источниками информации.

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; чтение по ролям; работа в парах; адекватно оценивать себя, работу других учеников.

Необходимые материалы и оборудование

1.​ Литературное чтение. Уроки слушания. Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений» (авт.- сост. Л.А. Ефросинина).

1.​ Литературное чтение. Уроки слушания. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений» (авт.- сост. Л.А. Ефросинина).

1.​ Выставка книг.

1.​ Ноутбук, интерактивная доска, проектор, индивидуальные карточки.

Подробный конспект урока

Этапы урока

Приём ТРКМЧП

Описание действий участников образовательного процесса

Примечание

Стадия вызова

1.Вхождение или погружение в тему.

«Верные и неверные утверждения»

1.​ Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята, начнём урок с хорошего настроения, поделимся им друг с другом, посмотрите на соседа и улыбнитесь ему.

1.​ Этап актуализации знаний

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

На интерактивной доске написана пословица:

«Сказка – ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!»

- Как вы ее понимаете?

- Любите ли вы сказки?

- Что вы знаете о сказках?

- Составим таблицу:

- о животных

- волшебные

- бытовые

- Поиграем в игру «Верные и неверные утверждения». На листочках, у вас на столах, вы должны проставить под каждым номером вопроса «плюс» - если верите, и «минус»- если не верите.

На доске появляется название сказки: «Лисичка-сестричка и волк »

Вопросы:

1)Верите ли вы, что эта сказка авторская?

2)…, что героями сказки будут лиса и волк?

3)…, что лиса добрая, отзывчивая, никогда не обманывает?

4)…, что волк хитрый и умный?

5)…, что сказки учат уму, добру, пониманию жизни?

6)…, что тайное всегда становится явным?

7)…, что в сказке добро всегда побеждает зло?

1

2

3

4

5

6

7















- Ребята, кто хочет назвать тему нашего урока?

Включается презентация. Слайд 2.

Слайд 3.

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

2.Эмоциональная разрядка


2.Физкультминутка. Под песню «Зарядка»

Слайд 7.

Стадия осмысления

3.Первичное восприятие текста

4.Анализ текста (обсуждение содержания, определение темы, работа с иллюстрациями)

5.Моделирование обложки


3.Знакомство с произведением «Лисичка-сестричка и волк», учитель читает сказку, дети слушают.

Словарная работа:

-Какие слова вам непонятны?

-Что такое «прорубь»?

-Объясните, как вы понимаете смысл выражений «насилу плетусь», «убежать без оглядки»

4.Беседа после слушания

-Произведение какого жанра вы прослушали?

-Как вы думаете, кто бы мог написать эту сказку?

-Как лисе удалось полакомиться рыбкой?

-Для чего деду понадобилась лиса?

-Как вы думаете, что чувствовал дед, когда подъезжал к дому?

-Изменились ли его чувства, когда он обнаружил пустой воз? Если да, то как?

-Как вы думаете, какие чувства испытывала лиса, когда обманула деда?

-Кто из героев сказки вызывает сочувствие, почему?

-О чем разговаривали при встрече лиса и волк?

-Что посоветовала лиса волку?

-Что же случилось с волком?

-Справедлив ли конец сказки?

А теперь познакомимся с книгой, которую я вам прочитала.

Дети рассматривают художественную книгу «Лисичка-сестричка и волк» в следующем порядке:

1.Рассматриваются иллюстрации на первой и последней странице обложки.

2.Прочитываются все надписи на первой странице обложки.

3.Постраничное рассматривание книги.

У каждого ребенка на парте лист бумаги.

-Скажите, дети, что вы слушали?

-Какой геометрической фигурой обозначим это произведение? Почему?

-А кто автор этой сказки?

Обозначьте это на модели.

-Как называется эта сказка? Обозначьте это на модели.

- Проверьте написанное вами с доской.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

6.Эмоциональная разрядка


6.Физкультминутка.

Слайд 11.

7.Дифференцированная работа


7.Работа по учебнику и в тетради

Работа с хорошо читающими учащимися

Читают в учебнике описание последней встречи лисы и волка самостоятельно

Чтение слов из прослушанного произведения и диалога волка и лисы в тетради

- Вызывают ли у вас уважение эти герои?

- Что значит выражение «Битый небитого везет»?


8.Работа в парах


8.Инсценировка эпизода сказки.

Ребята делятся по парам и сначала читают диалог из рабочей тетради. Затем хорошо читающие дети инсценируют данный эпизод сказки.


9.Рефлексия


9. Самооценка игры «Верные и неверные утверждения»

- А теперь вернемся к вопросам нашей игры «Верные и неверные утверждения», снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.
- Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак.
Учитель читает вопросы, дети отвечают.
- По каким вопросам ваше мнение совпало?
- Объясните, почему вы так решили?
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

Слайд 12.

Стадия рефлексии

Синквейн

10. Обобщение и систематизация изученного материала.

- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

- Назовите главных героев сказки.

- Я предлагаю вам написать синквейны о лисе и волке. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.

Дети: Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.

Первая строка - тема синквейна.

Вторая строка – характерные признаки предмета.

Третья строка – характерные действия или состояния предмета.

Четвертая строка - что автор думает? (фраза из трех-четырех слов).

Пятая строка - новое звучание темы (синоним).

- Для составления синквейна мы разделимся на 6 групп (по 4 человека). Три группы составляют синквейн «Лиса» и три «Волк».

Дети работают в группах, учитель направляет и помогает. Синквейны каждой группы заслушиваются, лучшие записываются на доске.

Составление синквейна «Лиса»

1.Лиса.

2.Хитрая, сообразительная, умная.

3.Обманывает, хитрит, притворяется.

4. Она всех обхитрила.

5.Плутовка.

Составление синквейна «Волк»

1. Волк.

2. Глупый, доверчивый, простодушный, наивный.

3. Пострадал от своей глупости.

4. Битый небитого везет.

5. Простофиля.

11. Итог урока.

- Какие выводы, сделанные на этом уроке, вам пригодятся в жизни?

- Ребята, если кто-то из вас захочет нарисовать иллюстрацию к этой сказке, то я буду очень рада.

- Сегодня мы закончили изучать раздел «Мир сказок», давайте вспомним, с какими сказками мы познакомились.

- На следующем уроке литературного слушания мы начнем изучать раздел «Мир родной природы». Подумайте, какие произведения могут входить в этот раздел. Прочитайте самостоятельно произведение, которое может относиться к этому разделу, и принесите это произведение в класс.

- У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся Лисичка и плачущий Волк. Если вам было интересно на уроке, то поднимите Лисичку, а если грустно, неинтересно, то Волка.

Слайд 13.

Слайд 14.

1.​ Полянская Наталья Михайловна

2.​ ГБОУ СОШ №1 города Кинеля

3.​ Литературное слушание (Работаю по УМК «Начальная школа 21 века». Один раз в неделю в течении года проводятся уроки литературного слушания. Главной задачей уроков литературного слушания является обучение искусству слушать – сказку, рассказ, стихотворение. Особенностью уроков литературного слушания является – слушание произведения (чтение произведения учителем), знаково-символическое моделирование и самостоятельная творческая работа детей.)

4.​ 1 класс

5.​ Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»


Список литературы

1.​ Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011.

2.​ Викентьева И. Ода синквейну// Перемена. – 2002.- № 3.

3.​ Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.

4.​ http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена».

5.​  http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена».

6.​  http://ps.1september.ru/2001/03/6-4.htm Вопросы и ответы после занятия.

7.​  www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657 Шубенко О.М. Использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения.

8.​  http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками»

9.​  http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200200312 Шум в классе: помеха или новая возможность?

10.​ http://www.simvol.biz/uploadfiles/File/exp/kaft/Augest2006/Sbornik.pdf Мастерство учителя – успех ученика. Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Уроки с использованием приемов ТРКМЧП. – с. 62 – 68, 90 – 100.

11.​ http://konf-sot-2011.ucoz.ru Интернет-конференция "Современные технологии, позволяющие реализовать компетентностный подход в образовании". 

12.​  http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html Сайт Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.

Приложение 1. Презентация Microsoft Power Point (Офис- 2007).

Категория: Всероссйиский конкурс "Мой лучший урок" | Добавил: Администратор
Просмотров: 1703 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА