Воскресенье, 04:54 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссийский конкурс ПДД

Внеурочное занятие «Православная традиция празднования памяти Казанской иконы Божией Матери»
05.01.2016, 13:44

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа пос. Ильичевский

муниципального района Алексеевский Самарской области

 

 

 

 

Название предметной области: ОДНКНР

Номинация: учебно – методическая разработка занятия внеурочной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Жаксиликова Наталья Николаевна

                                                         учитель истории

                                                         первая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

                                               2015 г.

                                       Пояснительная записка

 

Внеурочное занятие «Православная традиция празднования памяти Казанской иконы Божией Матери» рассчитано на учащихся 2 класса. Учебное пособие «Духовно – нравственная культура России» по курсу Основы православной культуры (авторы-составители: игумен Георгий (Шестун), Е.П.Бельчикова, Т.М.Сливкина), изд-во Самара, 2015 г. Авторы программы: архимандрит Георгий (Шестун), игумен Киприан (Ященко), М.М. Арбекова, Е.П. Бельчикова, М.В. Захарченко, Т.М. Сливкина. Её содержание построено на основе государственного, народного и православного календарей с учетом требований ФГОСов.

Актуальность

В Древней Руси и в современной России трудно найти православный дом, где  не было Казанской иконы Божией Матери. По количеству храмов, выстроенных в ее честь на земле, Казанская икона занимает первое место. Все это свидетельствует об особом почитании Казанской иконы всем православным народом.

Данная тема актуальна для детей, в особенности ребят нашего района. В с. Алексеевка находится Храм Казанской иконы Божией Матери. Поэтому мы обязаны знать историю не только появления иконы Казанской Божией Матери, но и нашего православного храма в честь ее.

На занятии школьники обретают опыт доброго отношения к святыне, осваивают наследие прошлого родного края.

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Православная традиция празднования памяти

Казанской иконы Божией Матери»

Цель:

ü   способствовать воспитанию любви к историческому и культурному наследию своей малой родины, России

 

 Задачи:

ü   познакомить учащихся  с историей обретения иконы Казанской Божией Матери, 

ü   рассказать о праздновании непереходящего праздника иконы Казанской Божией Матери;

ü   освоение наследия прошлого при посещении храма или виртуальной экскурсии.

 

                                  Планируемые результаты:

Предметные – узнают о православных иконах, об их месте в жизни православного человека

Метапредметные результаты и деятельность учащихся -

Познавательные: ориентироваться в системе знаний; находить ответы на вопросы;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами

Личностные результаты - Учить детей осмысливать нравственные ценности и высказывать собственное суждение; воспитывать бережное отношение к наследию предков;

Тип занятия: комбинированный.

Методы и технологии, используемые на занятии:

- здоровьесберегающие технологии;

- методы стимулирования и мотивации (создание эмоциональных ситуаций);

- методы организации учебно-познавательной деятельности (наглядные, словесные, проблемно-поисковые)

Оборудование: компьютер,   видеофильм «Встреча», Икона Пресвятой Богородицы, музыкальная запись песни  «Молитва  Богородице», презентация «Храм  Казанской иконы Божией Матери» (о храме в с.Алексеевка).

                                                 Ход занятия:

Организационный момент

Учитель: Ребята, я порошу вас  повернуться  друг другу, вспомнить что-то приятное и улыбнуться своему однокласснику. Настроимся на хорошее настроение и начнем наше занятие (можно включить видеоролик «Улыбнись»)

I.             Актуализация знаний учащихся

 

Учитель: На втором  занятии  мы узнали, что такое икона, давайте вспомним  (ответы учащихся)

Правильно, икона – это образ и для православного человека она имела

большое значение. Иконы - это святыни.  Она утешала, воспитывала, укрепляла в беде, давала надежду.  Перед иконами молятся в храме и дома, ими благословляют на брак, защиту Отечества, учёбу и важные дела, их берут с собой в дорогу.

        Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте догадаться о  чем сегодня пойдет речь на занятии.

Калейдоскоп событий в мире

вращает времени рука,

и большинство людей в забвение

уносит памяти река…

А есть еще одна закладка

от Бога в памяти людской:

святые лики в наших храмах

с их неземною чистотой.

Так не похожи на портреты,

они заказаны Творцом,

дающим счастье простым смертным

писать Божественным перстом.

В них только дух, не видно тела.

Портрет магической души

любовью к людям беспредельной

сияет в храмовой тиши.           (авт. Таисия Февронина) Приложение № 1.

Учитель: О чём это стихотворение? (ответы детей) Кто из вас бывал в храме? Какие чувства вы испытывали? Что вы видели в храме? (ответы детей)

  1. Изучение нового материала

Учитель: сегодня мы  познакомимся с православным праздником, который издавна в народе отмечали осенью, в ноябре - «Осенняя Казанская». А почему так назвали этот праздник - послушайте мой рассказ. В этот день Православная церковь отмечает празднование в честь Казанской иконы Божьей Матери. Посмотрите – вот икона с чудотворным образом Пресвятой Богородицы, Богоматери. В ее иконах люди видели защитницу, страдалицу и заступницу, молились перед ней, потому что каждая икона с образом Богородицы наделена чудотворной силой. Мы познакомимся с особо почитаемой православной иконой – иконой Божией Матери, которая получила название Казанская.

Пресвятая Богородица много раз обращалась к людям с просьбой передать очень важные известия. Вот какое удивительное явление произошло очень давно, когда и нас с вами, и даже ваших бабушек и дедушек не было на свете. Произошло это в городе Казани, когда Русью правил царь Иван Грозный.

Послушайте историю обретения иконы: «Впервые эта икона явилась десятилетней девочке Матроне в городе Казани. Трижды Матрона видела во сне Богородицу. Трижды Она указывала место, где в земле на месте пожарища находится икона. Но взрослые не верили маленькой девочке. И тогда мать взяла заступ и пошла вместе с девочкой на то место, которое ей указала Богородица. Девочка взяла у мамы заступ и только сняла верхний слой земли, как увидела сверток. Аккуратно развернув, Матронушка с трепетом вынула из нее икону, ту самую, что видела во сне. Эту иконку люди во главе с архиепископом  перенесли в Благовещенский собор города Казани». Это случилось в июле, поэтому 21 июля мы празднуем Казанскую летнюю. (Приложение № 2)

А второе явление Казанской иконы произошло в октябре (по н.с. 4 ноября) 1612 года, когда Москве угрожали враги. В память чудесного избавления Москвы от поляков, по наставлению царя Михаила Феодоровича и благословению отца его, митрополита Филарета, установлено Церковью ежегодно 22-го октября (4 ноября) совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Такой крестный ход проходит и у нас в селе Алексеевка. (Приложение № 3)

- просмотр мультфильма «Встреча» об иконе Казанской Божией Матери,  снятый при поддержки Министерства культуры РФ

         Учитель: теперь мы с вами знаем, как икона попала к людям, а сейчас предлагаю рассмотреть слайды на ваших ноутбуках с изображением иконы Казанской Божией Матери  (Приложение № 4)

         Учитель: кого вы видите на иконах? Что чувствуете, глядя на них? Какие цвета присутствуют на иконах? (ответы детей)

Физкультминутка «Ветер» (Приложение №5)

Учитель: ребята, у каждого на парте лежат листочки со стихотворением, прочитайте его и ответьте на мои вопросы:

                             «Икона Казанской Божьей Матери»

Великой Божьей Матери иконе

С Спасителем младенцем на руках,

На пепелище посланной Матроне,

Дано спасать святую Русь в веках.

От польских ворогов оборонила

Пожарским с Мининым она Москву.

В те дни Россия волю сохранила,

Не дала русским людям впасть в тоску.

Целительницей и баб заступницей

Иконе быть Казанской суждено,

России от врагов хранительницей

В иконе Божьей силой рождено.          (авт.Михаил Чикин)

 

- О чем говорит автор в стихотворении?

- Какие чувства он описывает?

(ответы детей)

Учитель: (рассказ идет по презентации «Храм Казанской иконы Божией Матери» авт. Жаксиликова Н.Н.)

Мы с вами живем в районе, где праздник Казанской иконы Божией Матери очень почитают. В селе Землянки (так называлось раньше село Алексеевка) в 1876 году  началось строительство церкви, которое продолжалось  долгих 12 лет. Люди, строившие ее, вкладывали не только труд, но и душу.

И когда  церковь была построена, названа она была в честь Казанской иконы Божией Матери. Потянулись в храм  люди: молились за здравие, за упокой, венчались, крестили своих детей. Приходя в церковь, люди находили утешение.

 В 1937 году  наша церковь была закрыта, в это время уничтожали иконы и колокола по всей стране. Но сельские жители успели спрятать иконы в своих домах, и продолжали молиться за спасение  людей. Долгое время в храме был склад зерна, потом и совсем закрыли.

Вторая жизнь нашего храма начинается  в 1991 году, он был вновь открыт. Большое количество людей пришло посмотреть на его открытие. И опять здесь много людей: крестят детей и взрослых, венчаются молодожены.

Каждый год в храме торжественно проходят праздничные службы. И особенно отмечается праздник 4 ноября – осенняя Казанская.(Прил. № 6)

(звучит песня «Молитва Богородице», просмотр фотографий на слайдах)

III. Закрепление        

Скажите, почему православные христиане с такой любовью относятся к иконам? Что они чувствуют, глядя на иконы Пресвятой Богородицы? Как называется церковь в с.Алексеевка? (ответы детей)

IV. Рефлексия «Цветное настроение»

         Я думаю, что  занятие для всех нас не прошёл бесследно. Предлагаю вам выбрать листочек того цвета, который указывает на ваше настроение к концу занятия.

 V. Домашнее задание (по желанию)

- посетите Храм  Казанской иконы Божией Матери в с.Алексеевка

                        Использованная литература:

                                    Литература

 

1. Духовно – нравственная культура России. 2 класс. Самара, 2015. С.46-49.

2. Духовно – нравственная культура России. Основы православной культуры. Книга для учителя. Самара, 2011.

4. Православная культура в школе. Учебно - методическое пособие для учителей. М.: «Покров», 2003. – 317 с.

Категория: Всероссийский конкурс ПДД | Добавил: Хозяюшка
Просмотров: 295 | Загрузок: 1 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 borisova2910   (12.01.2016 19:35)
Методическая разработка внеклассного мероприятия Жаксиликовой Н.Н. посвящена одному из важных звеньев исторического образования и воспитания молодежи, так как ее содержание построено на основе государственного, народного и православного календарей с учетом требований ФГОС.
Актуальность данного урока не вызывает сомнения, на данной территории находится Храм Казанской иконы Божией Матери. Поэтому мы обязаны знать историю не только появления иконы Казанской Божией Матери, но и нашего православного храма в честь ее.
На занятии школьники обретают опыт доброго отношения к святыне, осваивают наследие прошлого родного края.
Преподаватель определил цели и задачи мероприятия. Тип проведения внеурочного мероприятия комбинированный. На занятии используются здоровьесберегающие технологии, методы стимулирования и мотивации и методы организации учебно – познавательной деятельности.
Структура и содержание внеклассного мероприятия соответствует поставленным учителем целям и задачам. Имеется обоснование выбора метода, формы проведения мероприятия. В методической разработке используется учебно – познавательный материал, имеются приложения с по заданной теме. Оформление разработки красочное.
Методическую разработку рекомендовано использовать в образовательном процессе при проведения внеклассного мероприятия для воспитания у школьников нравственных ценностей и бережного отношения к наследию предков.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА