Суббота, 05:32 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2018-2019 уч.г » Всероссийский педагогический конкурс "Инклюзивное образование"

Организация коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений речи у детей, посещающих разновозрастную группу с ЗПР
14.12.2018, 12:17

Марина Владимировна Кокина, воспитатель МБДОУ «Детский сад №5» МО «г. Усолье-Сибирское»

 

Организация коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений речи у детей, посещающих разновозрастную группу с ЗПР

Напротив, мы должны работать с каждым ребёнком индивидуально, используя весь арсенал имеющихся у нас средств и методов обучения и коррекции. Для эффективного управления инклюзивным процессом в условиях массового детского сада необходима реализация такой командной формы работы, которая позволит проводить необходимую диагностику, коррекцию и мониторинг результативности инклюзии комплексно. Командное взаимодействие позволяет также оптимально согласовывать интересы всех участников образовательного процесса – детей, родителей, педагогов.

Работа над развитием разных сторон речи у дошкольников – одна из главных задач педагога-воспитателя. Наличие общих нарушений речи (ОНР) у посещающего детский сад ребёнка обуславливает необходимость целенаправленного коррекционного воздействия в зависимости от недостаточности у него той или иной речевой компоненты. В то же время в массовом детском саду не предусмотрены часы коррекционных занятий с детьми с тем или иным вариантом дизонтогенетического развития, в частности, нарушениями речи. Поэтому коррекционно-развивающие игры и упражнения либо включаются в обязательные занятия, предусмотренные образовательной программой детского сада (например, игры на развитие связной речи, расширение и активизацию словаря), либо проводятся между обязательными режимными моментами в свободное от других занятий время.

Новые ФГОС дошкольного образования учитывают индивидуальные потребности ребёнка (особые образовательные потребности), связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. Это значит, что дошкольное образовательное учреждение должно строить свою работу с учётом особых образовательных потребностей детей с различными вариантами дизонтогенеза. Как предупреждение, так и преодоление речевых нарушений у ребёнка в дошкольном возрасте должно осуществляться при активном участии родителей, особенности речевого поведения которых являются образцом для ребёнка, а их помощь в коррекции является важной и необходимой.

Однако в последние годы возникло серьёзное осложнение: несмотря на устойчивую динамику роста речевых нарушений у дошкольников, в муниципальных системах дошкольного образования наблюдается тенденция свёртывания логопедических служб. Поэтому вся работа по формированию у детей правильной речи должна быть подчинена теперь главной задаче – подготовки к успешному обучению в школе, и успех в этой работе может быть достигнут только в тесном контакте воспитателей и родителей. В то же время анализ литературы и практический опыт показывают, что проблема преодоления речевых нарушений у дошкольников в условиях массового детского сада при отсутствии логопеда является малоразработанной. Можно констатировать недостаточное количество специальных рекомендаций по данной проблеме.

Таким образом, актуальность моих педагогических поисков в условиях массового детского сада была обусловлена высокой значимостью и недостаточной разработанностью вопроса коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями усилиями воспитателей при отсутствии логопеда. Направлением моей методической работы стало выявление нарушений речи у старших дошкольников с целью разработки комплекса коррекционно-педагогических мероприятий по их преодолению.

В своей работе я использую преимущественно групповые (или подгрупповые) формы работы, реже – индивидуальные, поскольку индивидуальные занятия проводятся в основном в утреннее или вечернее время. Время занятий варьируется от 5 до 15 минут, в зависимости от целей, содержания игры, а также самочувствия детей. Частота занятий – 2–4 раза в день, в зависимости от плотности занятости дошкольников и воспитателя другими занятиями, а также степени тяжести ОНР у отдельных детей.

Коррекционно-педагогическая работа строится с учётом структуры и степени тяжести речевого нарушения, особенностей неречевых психических процессов, развития общей и мелкой моторики. Таким образом в течение года используются следующие виды работ, направленные на овладения письменной речью:

  1. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики: «Собери бусинки в разные коробочки», «Волшебная шнуровка», «Лего», «Конструктор»; пальчиковые игры, собирание пазлов, мозаик, нанизывание бус и пуговиц; разнообразные виды ручного труда, особенно работа с иголкой и штампами (карандаши, ниткопись, бисерография, лепка).
  2. Игры для развития дыхания: «Ветерок», «Загони ватный шарик в ворота», «Игра на дудочке», «Бабочка – лети» и др.
  3. Логоритмические упражнения с использованием детских музыкальных инструментов (ложки, бубенчики и др.).
  4. Настольно-печатные, дидактические игры: «Звонкий-глухой», «Назови одним словом», «Ребусы», «Читаем и составляем слова», «Развиваем речь», «Из чего мы сделаны», «Подбери слова к рассказу», «Кто как устроен», «Противоположности», «Прочитай по первым буквам» и др.
  5. Игры-инсценировки, инсценировки сказок, конкурсы «Кто лучше изобразит героя сказки», где дети упражняются в правильной интонации, темпе, громкости речи.
  6. Индивидуальное рассказывание, по ролям, описание картин, прослушивание сказок, заучивание и рассказывание стихов, потешек, скороговорок. Такие упражнения также способствуют развитию интонационной и темпо-ритмической стороны речи.
  7. Артикуляционная гимнастика.
  8. Самомассаж кистей и пальцев рук.
  9. Игры на развитие связной речи: «Пойми меня», «Распространи предложение», «Закончи сам» и др.
  10. Игры на формирование грамматического строя речи: «Подбираем рифмы», «Чьё всё это?», «Кузовок» и др.
  11. Игры на развитие звуковой культуры речи: «Строим дорожку», «Придумай слово», «Ловушка», «Поймай слог» и др.

Все предложенные игры и упражнения находят живой отклик у детей. Игровые формы работы вызывают интерес к речевым и неречевым упражнениям. Их разнообразие поддерживает мотивацию к речевой работе, развивает внимание к собственной речи.

Рассматриваемые игры и упражнения чередуются, частота применения зависит от состояния трудностей и динамики их преодоления. Так, например, с ребёнком, у которого выявлены достаточно грубые нарушения всех сторон речи (лексики, грамматики, несформированность слоговой структур слова, понимание речи), недостаточность внимания, произвольной регуляции деятельности, сниженная работоспособность, проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия. Индивидуальные занятия занимают, как правило, 5–10 минут. На групповых занятиях осуществляется индивидуальный подход к ребёнку.

Однако центром приложения сил должна стать семья. Я глубоко убеждена, что именно ей ежедневно создаваемые условия становятся профилактикой нарушений речи и фактором, содействующим успешному преодолению ОНР. Поэтому в практике коррекционно-педагогической работы с этой категорией дошкольников мной используются индивидуализированные домашние задания, «закрепляющие пройденное» на занятиях.

А вот для того, чтобы родители наших подопечных становились активными участниками коррекционно-развивающего процесса, необходима уже системная теоретическая и практическая информационная поддержка как со стороны воспитателя, так и со стороны педагогического коллектива детского сада: беседы, лекции, тренинги, консультации, в том числе в дистанте, мастер-классы, организация и проведение совместных мероприятий.

 

 

 

Категория: Всероссийский педагогический конкурс "Инклюзивное образование" | Добавил: Администратор
Просмотров: 64 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА