Воскресенье, 12:06 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (международный) конкурс "Педагогический проект"

Программа социально-педагогической направленности "Мудрый педагог"
07.04.2018, 17:31

Согласована для апробации заместитель руководителя МБОУС(К) Н/Ш- ДС №3
____________________
Программа социально-педагогической направленности
«Мудрый педагог»

Контингент, на который рассчитана дополнительная образовательная программа. Срок реализации Автор программы Место реализации
Семьи с детьми посещающими ОУ.
20014-2016г.г. Зенкова Т.Н.
Учитель-дефектолог
г. Нерюнгри, республика Саха (Якутия)МБОУ С(К)Н/Ш - Д/С №3

Пояснительная записка.

Задачи, стоящие перед современным образованием, не могут быть решены в условиях традиционно сложившейся системы управления образовательными учреждениями. Они требуют привлечения дополнительных ресурсов, к которым, в частности, относится сотрудничество с семьями детей.
Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических, экономических… Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Деятельность педагогического коллектива ОУ не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме.
Работа с семьёй должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «Педагог – родитель», требует усилий от педагогического коллектива ОУ.
Такое управление способствует согласованию усилий ОУ и семьи по созданию условий для оптимального развития ребенка. Учитывая это, педагоги дошкольного образовательного учреждения должны содействовать повышению компетентности родителей, повышению их психолого-педагогической культуры. Родители готовы к сотрудничеству, многие активно стремятся к психолого-педагогическому самообразованию, ждут квалифицированной методической помощи по вопросам воспитания и развития детей. Получить такую помощь они могут в рамкам систематических занятий, организованных в виде всеобуча для родителей.
Общее положение программы.
 Программа является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги ОУ могут получить знания и развить свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребёнку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.
 Работа в группе «Мудрый педагог» основывается на соблюдении международных и российских актов и законов об обеспечении защиты и развития детей, законов РФ в области образования, нормативных документов ОУ.
 Цель программы: развитие в ОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, повышение психолого-педагогической компетентности родителей, и подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада.
Задачи программы:
 Повысить эффективность коррекционного воздействия на развитие психических процессов у детей с нарушением зрения, через совместное участие родителей и педагогов в развитии познавательных возможностей каждого ребёнка.
 Раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребёнка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства.
 Дать родителям представление об особенностях развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста;
 Показать родителям значение развития познавательных процессов для успешного обучения детей в школе;
 Познакомить родителей с современными представлениями об особенностях мышления старших дошкольников, сложившимися в психологической науке;
 Сформировать у родителей практические умения создавать условия для развития познавательных процессов детей;
 Стимулировать активность родителей по развитию познавательных процессов у детей;
 Научить планировать систему развивающих занятий, учитывая индивидуальные особенности ребенка;
 Убедить родителей в том, что их взаимодействие с педагогами является важнейшим условием всестороннего развития детей;
 Познакомить родителей с различными вопросами возрастной педагогики и детской психологии на конкретных примерах (лектории, дискуссии, игры, упражнения, конкурсы, праздники, и пр.);
 Развить у родителей способности рефлексии собственных возможностей в организации продуктивного воспитательного воздействия на детей.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих:
Традиционно в детских садах собрания с родителями проводятся 2 раза в год. Они включают в себя организационные вопросы и встречи с логопедом, дефектологом, психологом. С них начинается знакомство и работа с родителями. Консультации, советы, ответы на вопросы – вся эта работа персонала – текущая, повседневная проходит в группах при общении воспитателей с семьей. Одни воспитатели беседуют планомерно и регулярно, другие – по необходимости, по мере возникновения проблем. В работе по программе «Мудрый педагог» встречи с родителями могут быть поставлены на научную основу, возведены в ранг систематических.
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на родителей всех возрастных групп.
Занятия проводятся в форме лекций, дискуссий, группового консультирования, тренинга умении, совместных практических занятий родителей и детей.
В ходе занятий могут проводиться индивидуальные консультации, если в этом возникнет необходимость. Возможны также дополнительные индивидуальные задания для родителей: прочитать литературу, разработать систему упражнений, подготовить фотосессию и др. В этом случае о выполнении задания участник рассказывает группе, а группа должна оказать поддержку участнику в его активности. Желательно встречи проводить в неформальной обстановке, помещение для проведения занятий оборудовать соответствующим образом:
 столы или жесткие подставки для письма и рисования;
 освещение — необходимое для работы, но не утомляющее;
 магнитофон (во время занятий могут звучать музыкальные записи, которые прослушиваются в перерыве или звучат фоном при выполнении заданий).
 Компьютер, проектор и экран для просматривания видеоматериалов.
Занятия будут более эффективными, если группа будет укомплектована людьми примерно одного возраста, со сходными проблемами, и если родители этой группы будут посещать все запланированные занятия.
Педагоги, участвующие в этой группе должны быть специалисты с высшим образованием, первой или высшей квалификационной категории, имеющие опыт коррекционно-развивающей работы.
Занятия проводятся 1 раз в 2 месяц (для одной возрастной группы) в течение учебного года, продолжительность каждого: один час. Между занятиями регулярно даются рекомендации и консультации, закрепляющие знания предыдущего занятия или подготавливающие родителей к следующей теме.
Принципы организации занятий:
 добровольность участия;
 активность участников;
 исследовательская творческая позиция участников;
 сотрудничество, партнерское общение участников;
 конфиденциальность.
Программа занятий четко структурирована, от занятия к занятию выстроена логическая цепочка тем. Занятия проходят по определённому алгоритму: приветствие, актуализация знаний, теоретическая часть, практическая часть, рекомендации родителям, возможно домашнее задание.
Заключительное занятие может пройти в виде круглого стола, посвященного обсуждению достигнутых успехов, преодоленных трудностей, оставшихся нерешенными вопросов, дальнейших перспектив развития, выработке методических рекомендаций.
Оценку эффективности занятий можно провести с помощью анкетирования родителей на первом занятии и в конце последнего, что может свидетельствовать о происшедших изменениях.

Тематический план программы.

Первый год.
Развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников.
1. Занятие. « Путешествие в загадочный мир».
Цель: знакомство родителей с особенностями развития мышления у
старших дошкольников сложившимися в современной психологии.
2. Консультация для родителей: « Наглядно-образное мышление в жизни
человека».
3. Занятие. «Наглядно-образное мышление сквозь очки»
Цель: знакомство родителей с проблемами развития детского мышления
в условиях зрительной патологии у старших дошкольников.
4. Консультация для родителей: «Наглядно-образное мышление как основа
овладения учебным материалом в начальной школе».
5. Занятие. «Занимательная лаборатория мудрецов».
Цель: сформировать у родителей практические умения создавать
условия для развития наглядно-образного мышления старших
дошкольников как предпосылка для успешного обучения в школе.
6. Рекомендации для родителей по подбору необходимой литературы и
игр для развития у детей наглядно-образного мышления.
7. Занятие. «Родительский брифинг»
Цель: развитие у родителей способности рефлексии собственных
возможностей в организации продуктивного воспитательного
воздействия на детей.

Второй год.

I. Развитие внимания и памяти у старших дошкольников.
1. Занятие. «Будьте внимательны».
Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями развития внимания дошкольников; донести важность своевременного развития основных свойств внимания – устойчивости, концентрации, переключаемости, объёма – в старшем дошкольном возрасте.
2. Консультация. Роль взрослого в развитии произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
3. Занятие. «Внимание и его роль в учебной деятельности».
Цель: раскрыть перед родителями важную роль внимания для развития
учебной деятельности.
4. Консультация. Характеристика игр и упражнений, направленных на развитие внимания и возможности их использования в домашних занятиях с детьми.
5. Занятие. «Особенности памяти дошкольников».
Цель: познакомить родителей с особенностями развития памяти дошкольников.
6. Консультация. Игры для развития различных видов памяти.
7. От чего зависят способности к запоминанию.
8. Занятие. Совместная работа педагогов и родителей по развитию памяти и внимания у детей старшего дошкольного возраста. Круглый стол.

II. Развитие речи детей дошкольного возраста. (для родителей младших и средних групп).
1. Занятие. «Речь и речевое общение».
Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями развития речи детей.
2. Консультация. Особенности воспитания в семье ребёнка с проблемами речи.
3. Занятие. «Как наше слово отзовётся».
Цель: раскрыть перед родителями важные стороны развития культуры речи детей дошкольного возраста.
4. Занятие. «Движение и речь».
Цель: познакомить родителей с классическими и нетрадиционными формами развития речи.
5. Консультация. Развитие речи в семье с двуязычием.
6. Занятие. «Практикум по развитию речи».
Цель: раскрыть возможности переноса полученных знаний в условия семейного воспитания

Третий год.

Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

1. . Занятие. «Мойдодыр».
Цель: раскрыть важность гигиенического воспитания как элемента культуры поведения.
2. Занятие. Культура поведения ребёнка в семье.
Цель: Культура общения с взрослыми и сверстниками - составляющая основа культуры поведения
3. Консультация. «Воспитание привычек у ребёнка».
4. Занятие. «Береги природу».
Цель: раскрыть важность формирования у детей культуры деятельности, бережного обращения к вещам и к природе.
5. Занятие. «Уроки вежливости».
Цель: раскрыть важность социально-нравственного воспитания дошкольников.
Ключевые слова: гуманность, нравственно-волевые качества, коллективизм, патриотизм, мужественность и женственность, культура поведения, экономическое воспитание.
7. Занятие. «Уроки красоты».
Цель: раскрыть особенности эстетического воспитания дошкольников, важность развития у детей эстетической культуры. Влияние различных видов детской художественной деятельности на разностороннее развитие ребенка.

Литература
1. Алиева М.А.; Гришанович Т.В.; Лабанова Л.В.; Травникова Н.Г.; Трашихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. – СПб.: Речь, 2002 г.
2. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: Методруководство для работников ДОУ/ Т.И. Доронова; Е.В. Соловьева; А.Е. Жичкина; С.И. Мусиенко – М.; Ликна – пресс, 2001 г.
3. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй. – М.; Творческий центр, 2004г.
4. Осипова А.А., Диагностика и коррекция внимания. Программа для развития детей 5-9 лет. М.; Творческий центр 2004г.
5. Соколова Е.И., Тарибарина Т.И. Если ребенку от 3 до 7 лет. Советы родителям / Ярославль: Академия развития, 2002 г.
6. Севостьянова Е.О. Хочу всё знать! Развитие интеллекта детей 5 - 7 лет. М.; Творческий центр 2006г.
7. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. – СПб.: Дельта, 2000. Е.Н. Краузе. Логопедия – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002 гЕ. Лякско. Развитие речи малыша / Под. ред. А.С. Батуева – М.: Айрис – пресс, 2003 г.

Категория: Всероссийский (международный) конкурс "Педагогический проект" | Добавил: misszenkova
Просмотров: 67 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА