Среда, 15:48 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2018-2019 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации"

Творческий проект по мотивам русской народной сказки «Колобок»
28.12.2018, 13:47

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №27»

 

Творческий проект по мотивам русской народной сказки «Колобок» подготовили:

 

Григорян МароШалоновна,

руководитель методического объединения воспитателей начальной школы, высшая квалификационная категория, воспитатель начальной школы;

 

 

ГюлушанянАнуш Сергеевна, руководитель методического объединения учителей начальной школы, высшая квалификационная категория, учитель начальных классов.

 

Шкурко НинаВладимировна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческий проект русской народной сказки «Колобок»является частью единой коррекционно -развивающей технологии оказания специальной педагогической помощи  младшим школьникам с нарушением слуха.

Проектная деятельность ориентируется на создание образовательного продукта (инсценирование сказки «Колобок»).

Данный проект  -  межпредметный. Учащиеся  выполняют познавательные задания. Проект носит групповой характер.

Проблема проектной деятельности обеспечивает мотивацию включения в самостоятельную работу, находится в  области познавательных интересов и в зоне ближайшего развития.

В процессе проектной деятельности формируются  отдельные элементы работы: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации.

В проекте  представлен практический опыт работы  учителя, воспитателя, сурдопедагога класса. Данная работа посвящена одной из важнейших проблем специальной педагогики – развитию психических функцийшкольников (восприятия, внимания, памяти, мышления), компонентов устной  и письменной речи. Работа над проектом продиктована необходимостью пополнения арсенала дидактических средств игрового характера, развития речи учащихся. Представлена чёткая структура изложения материала: цель и задачи, этапы и методы проектной  работы, достигнутые результаты. Материалы адресованы учителям, воспитателям, дефектологам, заинтересованным родителям.

Обеспечивая реализацию основной общеобразовательной программы  образования, определена цель  проектной деятельности – реализация проектного замысла(инсценирование сказки «Колобок»), овладение способами взаимодействия с окружающими людьми, всестороннее развитие психических качеств,  формирование основ культуры личности через творческую деятельность, развитие устной и письменной речи.

Задачи:

  1. Формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками в играх,  драматизациях, позволяющих приобщаться к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений.
  2. Развитие внимания, памяти, мышления, компонентов устной речи детей.
  3. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, побуждение к эмоциональному отклику на литературные произведения.

Для решения поставленных задач использовались следующие формы работы с детьми:

  • организованная образовательная деятельность (дидактические игры, просмотр и обсуждение мультфильма «Колобок», чтение и обсуждение сказки, изготовление атрибутов к сказки, оформление выставок, инсценирование и драматизация, продуктивная деятельность, смотры и конкурсы);
  • самостоятельная деятельность детей (развивающие настольно-печатные игры, предполагающие общение со сверстниками; игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги,  дидактические игры, предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать, рассматривать репродукции картин, иллюстрации);
  • взаимодействие с семьями детей (информирование родителей о ходе образовательного процесса, совместная деятельность).

Проект русской народной сказки  «Колобок» опирается на современные технологии:

  • «Формирование нравственного здоровья  школьника»;
  • игровые технологии «Игры и упражнения по развитию речи школьников» В. Дмитриевой, «Методика проведения подвижных игр» Э.Я. Степаненковой, «Развитие игровой деятельности» Н.Ф. Губановой;Е.Г.Речицкая - «Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы»;
  • установление доверительно – деловых контактов с семьями воспитанников;
  • технология «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы».

Актуальность

Разработка проекта вызвана необходимостью повысить эффективность в развитии познавательных и речевых способностей, психических качеств детей и привлечь в организованную деятельность семьи воспитанников, специалистов  школы-интерната.

У детей с  нарушениями слуха наблюдается незрелость эмоциональной сферыи эстетических чувств, а применение проектной деятельности позволяет получить положительные результаты в формировании эмоциональности,  развитии художественного вкуса,речи учащихся.

Творческий проект продиктован необходимостью пополнения арсенала дидактических средств игрового характера.

Инновации

Проект русской народной сказки «Колобок» является частью единой коррекционно- развивающей технологии оказания специальной психолого-педагогической  коррекционной помощи школьникам с  нарушениями  слуха в условиях специальной коррекционной школы.Организованная деятельность осуществляется в рамках целостного подхода к развитию психических свойств ребёнка,развитию речи.

Творческий проект опирается на принцип интеграции ключевых компетенций:учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, общекультурных, личностных. Такой подход не только стимулирует взаимодействие с окружающими людьми, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

Отличительной особенностью проектарусской народной сказки «Колобок»  является систематизированный набор дидактических и развивающих игр с героями сказки.

Последовательность работы над проектом:

-определение темы проекта;

-поиск проблемы,постановка цели проекта;

-выбор способов, сбор и изучение информации, составление плана  проекта, распределение обязанностей;

-подготовка и защита презентации(выступление учащихся);

-анализ  результатов выполнения проекта, оценка качества проекта.

 

На 1 этапе при знакомстве с содержанием русской народной сказки  «Колобок», используются следующие формы работы:

  • просмотр мультфильмов «Колобок»(сл.5)
  • рассматривание иллюстраций  и чтение  сказки  «Колобок», словарная работа;(сл6)
  • Чтение и разбор содержания сказки(сл.7)

Роль родителей всегда велика, поэтому привлекаем их к чтению сказок в домашних условиях.

На 2 этапе проводится беседа по содержанию сказки с опорой на вопросный план, иллюстрации к сказке.

На 3 этапе формулируются вопросы поискового и аналитического характера - «зачем?»,«почему?» для развития мыслительной деятельности, процессов анализа, синтеза с учётом индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности.

На 4 этапе формируются умения самостоятельно (или при помощи взрослого) передавать содержание сказки (сл.9) Для этого необходимым условием будет:

- создание игровой мотивации;

- создание мотивация общения в условиях помощи взрослого.

Создание игровой мотивации:

  1. Вы рассказываете, что у игрового персонажа - куклы, зайца или мишки …, что- то случилось (заблудился, потерялся или, наоборот, предстоит радостное событие), поэтому крайне необходимо ему помочь. В нашем классе очень добрые и умелые дети, которые наверняка помогут.
  2. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать помощь, и дожидаетесь ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своейготов-ности помочь.
  3. Вы предлагаете детям рассказать сказку товарищу,(медвежонку, зайчику, кукле …).
  4. Самостоятельное рассказывание сказки (отрывка из сказки).
  5. Игрушки используются для оценки умений и навыков детей в рассказывании сказки от лица персонажей.
  6. По окончании необходимо, чтобы дети поиграли с игрушкой, которой они оказали помощь.

Мотивация общения в условиях помощи взрослых.

В этом случае побуждающими для детей мотивами являются общение с педагогом, возможность получить одобрение, а также интерес к тем новым делам, которые ребёнок может совершить вместе с вами.

  1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться таким-то делом, коротко излагаете его суть, говорите, что в одиночку вам будет сложно или неинтересно, и предлагаете всем желающим принять участие.
  2. Таким образом, создаются условия для самостоятельного рассказывания сказки.

На 5 этапе работы со сказкой используется необычный вид деятельности, он называется «эмоциональное проживание сказки».(сл.10) На этом этапе решается ряд образовательных, коррекционных и воспитательных задач:

  • учить понимать эмоциональное состояние героев сказки, сопереживать героям сказки и откликаться на эмоциональное состояние окружающих;
  • развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов;
  • корректировать эмоционально-волевую сферу детей;
  • развивать речь учащихся, улучшать их произношение.

На этапе эмоционального проживания сказки детям предлагаются задания на развитие мимики, пантомимики, общей моторики. Например, изобразите на лице настроение волка из сказки «Красная шапочка» - сердитое, удивлённое, радостное. Изобразите настроение Красной шапочки- испуганное, весёлое.              

На 6 этапе – изготовление рисунков, поделок (самостоятельное или вместе с родителями) иоформление выставки. (сл.12- 16)

На 7 этапе – репетиции к сказке«Колобок».(сл.11)

На 9 этапе – итогом организованной образовательной деятельности становится драматизация сказки  «Колобок».(сл.17- 18)

Дети самостоятельно (с помощью взрослых) выбирали роли, заучивали диалоги, учились выразительности и эмоциональности в исполнении.Использовался основной приём - показ взрослым образцавыразительной речи и движений, приём подражания образцу.

В осуществлении этих видов деятельности  на всех этапах работы должны помогать родители. Прежде всего, в знакомстве со сказкой, изготовлении поделок, костюмов, атрибутов, в заучивании ролей. Поэтому роль заинтересованных родителей всегда велика.

Необходимо объяснять родителям ценность диалогического общения с детьми, обмена информацией и эмоциями.

 

 

 

 

 

 

Результаты

Результатом проектной деятельности по мотивам русской народной  сказки«Колобок » является  эмоциональное выступление детей с нарушениями слуха на мастер-классе с драматизацией  сказки «Колобок».

  1. Дети научились правильно, выразительно, эмоционально проговаривать текстсвоей роли.
  2. Развитие коммуникативных способностей детей ярко проявились в совместных в имитационных играх, в самостоятельноминсценировании отрывков сказок.
  3. Обогатился словарь детей. Они узнали новые  пословицы и поговорки о добрых делах и поступках людей  и научились выразительно их проговаривать.
  4. Дети научились выполнять правила поведения во время выступления перед зрителями, оказывать друг другу помощь в рассказывании сказки.
  5. Сформировались умения понимать и эмоционально откликаться на поступки героев сказок.
  6. Силами родителей и  педагогов  созданапапка рисунков и фотографий, в которой отражена совместная   проектная деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации" | Добавил: Администратор
Просмотров: 53 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Дина4797   (12.01.2019 16:48)
В проекте используются разные формы работы с детьми, современные технологии. Замечательно прописаны все этапы проекта, последовательность работы над проектом, прогнозируемый результат. Спасибо за работу.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА