Воскресенье, 17:18 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации"

Состав слова
03.10.2016, 17:51

Тема: Состав слова.

 

Цели и задачи: закрепить знания детей о частях слова;

тренировать в морфологическом разборе слов;

закреп­лять навыки словообразования при помощи суффиксов и приставок;

тренировать в подборе слов к схемам;

учить пре­образовывать слова;

развивать навыки построения схем слова.

Оборудование: схемы слов, схематичное изображение кор­ня, суффикса и приставки; части слов, записанные на карточках; изображение корня, приставки и суффикса; карточки со словами, карточки для индивидуальной ра­боты; схема и запись на доске.

Ход занятия:

 I. Оргмомент   

АМ начала образовательного мероприятия

«Летающие имена» (ребята называют имена друг друга: тот, кто услышал свое имя - называет другое имя. Так, громко и радостно произносятся имена всех ребят.)    

 

II. Основная часть

1. АМ активизации знаний (авторский).          

Игра: «Собери слова»

Логопед объединяет детей в пары, раздает им карточки с написанными на них частями слов. (Карточки: груз, ушк, изб, чик, а, пере, лёт, вагон, чик, изб, а, бел, ый).

Логопед: Прочитайте и скажите, какая часть слова это может быть? Составьте слова из названных частей. Дети в парах составляют слова и зачитывают их. (Слова: белый, изба, грузчик, перелёт, вагончик, избушка.)

 

2. Логопед: Ребята, чем мы занимались сейчас? (Составляли слова из частей) Это значит, что каждое слово имеет свой … (состав).

Дети формулируют тему «Состав слова».

 

3.  Логопед: Однажды части слов собрались вместе и стали спо­рить, кто из них важнее в словах. Корни говорили, что они самые важные, так как без них не может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили, что они стоят впереди корня, значит, заметнее и важнее. Суффиксы напоминали, что большинство новых слов образовано при помощи суффиксов, и если бы не они, то люди не узнали бы названия многих детены­шей, маленьких предметов и названий профессий.

Они бы так и спорили, но появились тихие незаметные окончания и предложили разрешить спор при помощи зада­ний. Они сказали: «Давайте предложим ребятам выполнить задания, каждое из которых будет посвящено какой-нибудь части слова. С каким заданием дети справятся быстрее, та часть слова им лучше знакома, значит, та и важнее!» На том и порешили.

 

4. Логопед: Итак, первое задание - от приставок. Расположите слова под надписями «крепко» и «насквозь». Детям раздается по одной карточке. Каждый ребенок выходит к доске и вешает карточку под словом

Образец: КРЕПКО          НАСКВОЗЬ

примерз           проколол

пришил           прошил

Слова на карточках: приколол, примерз, пришил, прибил, проколол, промерз, прошил, пробил.

 

5. Логопед ставит на стол ящичек с карточками-корнями (-буд-, -сказ-, -говор-, -ход-, нос-, -вал-, друг-, -берёз-, -окон-, -дел-, -сад-).

Логопед: Приставки рады. Вы быстро справились с их за­данием. Теперь очередь за корнем.

По одному подойдите к коробочке, возьмите карточку с корнем слова и отыщите его место.

Карточки-слова на доске:

ПОД...ОВИК           ПО...КА                       ПОД...КА             ПОД...                    ...ИКИ

...КА               ПО...КА              ПОД...НИК             ПО...КА            ПЕРЕ...ИЦА           ПРИ…

(Слова: подберезовик, посадка, подсказка, под­вал, ходики, будка, поделка, подоконник, подружка, переносица, приговор.)

 

6.  АМ релаксации (модифицированный метод) «Кидаем мячик»

Логопед: Подберите к словосочетаниям слова-предметы, образованные путем добавления суффикса -к-. Например: посадить де­ревья – посадка. (Логопед кидает мяч ребенку и задает словосочетание – ребенок отвечает и кидает мяч обратно).

Словосочетания:  рубить лес, побелить стены, посадить помидоры, подкормить посевы, сушить сено, засолить огурцы, прополоть огород, рассадить гостей и др.

Логопед: Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

 

7. АМ организации самостоятельной работы над темой  «Выделим и соберём»

Логопед: Составьте слова из частей.

Работа в 2-х объединенных группах. Задание обсуждается и выполняется в группе без участия педагога. Затем получившиеся слова зачитываются одним из детей.

 

Задание 1 группе:

а. Приставка в слове ПОДМЕТАТЬ, Корень, как у слова КОВАТЬ. Окончание в слове СОВА. Что это такое? ... (Подкова)

б. Я имею два корня, друзья.

Как кольцо, соединительная гласная моя.

Первый корень возьму у ПАРА.

А второй у слова ХОДИТЬ.

Угадайте, что я за слово? ... (Пароход)

 

Задание 2 группе:

а. Корень попрошу у слова МАНИТЬ, окончание у слова ЛИСА, суффикс у слова КНИЖКА, приставку возьму взаймы у слова ПРИВЕЗТИ. Что получится? ... (Приманка)

б. Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ Корень такой же, как в слове ХОДОК. Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ А окончание, как в слове МАМА. Это слово - ... (Походка)

 

Логопед: Что общего между всеми словами? (Начинают­ся с одной и той же буквы П, обозначают слова-предметы.) Какое из этих слов лишнее, почему? (Пароход, так как оно мужского рода, не имеет приставки и состоит из двух кор­ней.)

 

III. Итог занятия

 АМ подведения итогов урока   «Ромашка».

Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка, обсуждают ответы других детей.

Вопросы на ромашке:

1. Какие части слова вы знаете?

2. В какой очередности мы выделяем части слова?

3. Какая часть слова важнее всех?

4. Какая часть слова «оживляет» его – вносит смысл?

5. Может ли приставка внести свой смысл в слово?

6. В каждом слове имеются все части, которые нам известны?

7. Какая часть слова может изменяться?

 

Логопед: Спасибо всем вам! Мы сегодня отлично потрудились!

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации" | Добавил: kalmania
Просмотров: 81 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА