Суббота, 14:47 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации"

Системно-деятельностный подход в обучении химии
04.08.2015, 15:12
В отечественное образование не так давно вошли новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. «Полноценное развитие личности ребенка…» – это смысл и цель современного образования [Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования./ Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.- М.: Просвещение, 2008. – 39 с.].
Безусловно, каждый родитель хотел бы видеть своего ребенка успешным в жизни. «Успех» - что стоит за этим словом? Почему мы так страстно к нему стремимся? Обратимся за помощью к словарю С.И. Ожегова, в котором слово «Успех» трактуется как:
1. Удача в достижении чего-нибудь.
2. Общественное признание.
3. Хорошие результаты в работе, учебе.
Успешность наших детей в современном информационном мире будет зависеть от того, насколько развиты у них такие качества и характеристики личности, как умение ставить цель и добиваться ее, умение общаться, быстро адаптироваться к ситуации, ориентироваться в мире, самостоятельно добывать и применять знания, быть нравственным человеком. Все выше перечисленные качества «успешного человека» совпадают с характеристиками функционально-грамотной личности в соответствии с Концепцией ФГОС второго поколения. А это свидетельствует об актуальности и важности кардинально новых подходов к образованию.
Перед нами, педагогами, стоит задача так спланировать свою работу на уроках, чтобы ученики достигали новых образовательных результатов: личностных, метапредметных (УУД), предметных. Вот почему приоритетом общего образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов становится собственная деятельность ученика и овладение универсальными способами деятельности.
Методологической основой концепции новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход. Как следствие, меняются требования к структуре образовательных программ, к результатам их освоения, к условиям осуществления образовательного процесса. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Теперь обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Основной формой организации обучения является урок, следовательно, для того, чтобы выстроить его в рамках системно-деятельностного подхода, учителю, шагающему в ногу со временем, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков в соответствии с ФГОС ООО, а также критерии оценивания урока.
К дидактическим принципам системно-деятельностного подхода относятся:
 Принцип деятельности – ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, при этом осознает содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений).
 Принцип непрерывности – подразумевает соблюдение преемственности между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей.
 Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.
 Принцип минимакса – образовательная организация должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
 Принцип психологической комфортности – подразумевает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, иначе создание на уроках доброжелательной атмосферы (здесь реализуются идеи педагогики сотрудничества, диалоговых форм общений).
 Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и принятию решений в ситуациях выбора.
 Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в процессе образования, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Нам, учителям химии, еще предстоит овладеть технологиями проведения урока «открытия» нового знания, урока рефлексии, общеметодологической направленности и развивающего контроля. Но и сегодня современный учитель химии, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся личностные, предметные и метапредметные результаты.
Для построения урока в рамках ФГОС второго поколения также важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии придерживается учитель. Рассмотрим с позиции ФГОС основные дидактические требования к современному уроку (табл. 1).

Таблица 1
Требования к уроку современного типа

Требования к уроку Урок современного типа Универсальные учебные действия (УУД)
Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные
Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные
Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные, планирования
Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану и/ или алгоритму (применяется групповой, индивидуальный методы)
(учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
(учитель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
(учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные коррекции
Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
(учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
Итог урока Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Технология построения урока в контексте системно-деятельностного подхода должна включать в себя следующие этапы:
 Мотивация к учебной деятельности (такая грамотная организация начала урока не только заинтересует учащихся, но и позволит привлечь внимание, как к самому учителю, так и включить учеников с первых минут занятия в активную мыслительную деятельность). На данном этапе целесообразно применить такие педагогические технологии как: нестандартный вход в урок, ассоциативный ряд; приемы: «Необъявленная тема», «Удивляй», «Фантастическая добавка».
 Актуализация знаний (на данном этапе учитель организует актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; актуализацию мыслительных операций, познавательных процессов; мотивацию к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление). Здесь можно предложить использовать следующие приемы: «Цепочка признаков», «Да – нет», «Тонкий и толстый вопрос», «Ложная альтернатива», «Корзина идей, понятий, имен».
 Проблемное объяснение нового знания (учитель организует изучение нового материала через учебную деятельность школьников). На данном этапе применяют комплекс приемов и технологий: «Лови ошибку», «Инсерт», «Связи», «ЗХУ», ТРИЗ «Событие», ТРИЗ «Совмещение противоположностей».
 Обсуждение и решение проблем (учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели, определяют средства – модели, алгоритмы и т.д.). На данном этапе используют приемы: «Хорошо-плохо», «Генераторы-критики», стратегию «Фишбоун», обратный «Мозговой штурм».
 Решение учебных задач (при проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: ученики самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, сравнивая пошагово с эталоном. По возможности, для каждого ученика здесь необходимо организовывать ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность). Можно включить такие приемы, как «Ситуационные задачи», «Изобретательские задачи», «Создай паспорт».
 Контроль знаний, обратная связь (на данном этапе выявляются границы применимости нового знания, выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного раннее материала). Целесообразно использовать такие приемы как «Рюкзак», «Жокей и лошадь», «Цепочка признаков», метод интеллект-карт.
 Формирование умения задавать вопросы (данный этап предусматривает использование приемов «Хочу спросить», «Вопрос к тексту», «Толстый и тонкий вопрос», «Вопросительные слова»).
 Рефлексия (на данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, организуется рефлексия и самооценка учениками собственной деятельности. Затем соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, намечаются дальнейшие цели деятельности). Предлагаются приемы и технологии: «ЗХУ», «Синквейн», «До – после», «Цветные поля», «Шесть шляп», «Рюкзак».

Чтобы понять какой прием или технологию необходимо использовать на уроке, предлагаю ознакомиться с алгоритмом конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Алгоритм конструирования урока
1. Представьте урок в виде логически законченных модулей с четко определенными целями, задачами и планируемым результатом.
2. Исходя из тематики занятия, цели модуля, учитывая возрастные и психологические особенности развития учеников, выберите педагогический прием или технологию.
3. Проанализируйте полученный сценарный план урока с точки зрения системно-деятельностного подхода.
4. Рассмотрите выбранные приемы и /или технологии на предмет использования ИКТ для наиболее успешной их реализации.
5. Оцените КПД занятия, опирайтесь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности самого учителя.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся. Предмет призван вооружить школьников основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, а также способствовать развитию безопасного поведения в окружающей среде и бережного отношения к ней. В связи с этим ведущей идеей в обучении химии является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний в повседневной практике взаимодействия с миром. Мы видим, что структура современных уроков стала иной: более разнообразной. Разнообразие уроков повышает интерес обучающихся к ним. Уроки строятся на деятельностной основе, где обучающиеся сами «добывают» и систематизируют знания. Такие уроки ориентированы в разной мере и на усвоение знаний, и на развитие личности.
Проектируя урок того или иного типа, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо как можно более полно использовать возможности учебника – главного средства обучения. Если учебник прошел экспертизу на соответствие требованиям ФГОС, значит, в его содержании, в структуре, в системе заданий уже заложены идеи, позволяющие достичь требуемых результатов. Поэтому на этапе планирования урока учителю необходимо изучить виды и типы заданий, которые предлагают авторы учебника, а также разобраться, какие универсальные учебные действия они формируют.
Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями (табл. 2). Ниже приводится часть таблицы с типовыми заданиями для формирования регулятивных УУД.

Таблица 2

Типовые задания для формирования регулятивных УУД

Учебные действия Типовые задания
Целеполагания Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»
Планирование «Как это делать?»
«Что и как нужно было сделать, чтобы получился верный результат?»
Осуществления учебных действий «Прочитай вслух …»
«Прочитай про себя…»
«Найди лишнее звено в логической цепочке …» «Напиши по памяти…»
Прогнозирование «Как думаешь, какой результат может получиться?»
«Как думаешь, достаточно знать … для выполнения задания?»
«Какие трудности могут возникнуть и почему при выполнении практического задания»
Контроль и самоконтроль Задания типа «Такой ли получен результат, как в образце?»
«Одноклассник сказал … Проверь, прав ли он?»
«Сможешь доказать?»
«Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга»
«Проверь по алгоритму»
Коррекция «Установи правильную хронологию…»
«Установи соответствие…»
Оценка «Оцени свою работу (или работу группы) на уроке»
«Мне понравилось …»
«Мне было интересно …»
«Мне показалось важным …»
«Для меня было открытием …»
«Сегодня мне было трудно …»
«Я хочу похвалить себя (или одноклассников, или членов своей группы) за то …»
Саморегуляция Тренинговые упражнения, установки психологического характера; дыхательная гимнастика, зарядка для глаз и т.д.

При отборе заданий учебника для организации деятельности на уроке так же следует учитывать его инвариантную и вариативную части, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности, а также другие особенности учащихся класса.
В условиях введения в практику работы школы ФГОС учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке химии работа со справочными материалами, ЦОРами. Частое обращение к справочникам и ЦОРам формирует у учащихся информационные познавательные УУД.
Безусловно, без современных образовательных технологий, таких как игровая деятельность, проблемное обучение, проектное обучение, КСО, ИКТ-технология, дифференцированное обучение, технология развития критического мышления и т.д. реализовать требования нового стандарта учителям будет нелегко. А для того, чтобы успешно формировать у учащихся предметные и метапредметные результаты необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности. Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.

Список используемой литературы

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 // официальные документы в образовании. – 2011 - №8. – с. 9-35.
3. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов. – М.: Просвещение. 2010. – 160 с.
4. Теория и методика развития универсальных учебных действий, Выпуск 1: сборник материалов / Под ред. П.М. Горева, В. В. Утёмова; научный ред. Г. А. Русских // Концепт. – Киров: МЦИТО, 2013. – 137 с.
5. Технология подготовки урока в современной информационной среде: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Е.В. Чернобай. - М.: «Просвещение» 2012. – 56 с. – (Работаем по новым стандартам).
Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации" | Добавил: atkschool1S | Теги: приемы, системно-деятельностный подход, технологии, дидактические принципы., универсальные учебные действия
Просмотров: 383 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА