Суббота, 22:44 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации"

«Школьный музей – как пространство взаимодействия современных образовательных технологий и как инструмент обеспечения качества образования
03.02.2016, 18:19
«Школьный музей – как пространство взаимодействия современных образовательных технологий и как инструмент обеспечения качества образования
  Сегодня, 17:05

«Школьный музей – как пространство взаимодействия современных образовательных технологий и как инструмент обеспечения качества образования в контексте требований ФГОС».
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт особое внимание уделяет внеурочной деятельности, определяет ее важное место в образовательном процессе и даёт большие возможности для достижения хорошего результата по формированию универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность по истории предоставляет учащимся возможность заниматься интеллектуальной, исследовательской и проектной работой, учитывая их желания и интересы.
Цель внеурочной деятельности:
1. Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора;
2. Постижение духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Большое воспитательное значение имеет внеурочная деятельность по истории - одна из составных частей работы учителя истории. Внеурочная работа углубляет знания, полученные школьниками на уроках истории, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным.
Курс истории в школе решает важные задачи: это целостная система знаний, которая позволяет обеспечить их глубину и прочность; это формирование научного понимания истории и уважительного отношения к отечественной истории, и истории зарубежных стран и народов; это развитие исторического мышления школьников и, наконец, самостоятельное приобретение знаний, и применение знаний учащимися. Курс Отечественной истории в целом помогает подготовить ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Но нельзя ни сказать о двух, важных, на мой взгляд, проблемах, которые сегодня существует в курсе преподавания Отечественной истории.
Во-первых: в современном российском образовании существует достаточно актуальная проблема - повышение уровня учебной мотивации учащихся.
Во-вторых: о ценностном кризисе. Дело в том, что воспитательная функция истории не может быть реализована должным образом по элементарной причине - отсутствия перечня закрепленных на государственном уровне общенациональных ценностей России, что упирается, в свою очередь, в вопрос об идеологии. Не все учебники направлены на акцентировку светлых страниц великих свершений. То, что преподносится во многих российских учебниках – это, напротив, по существу - дезавуирование собственного национального прошлого. Так, к примеру, президент отметил, что среди недопустимых трактовок — описание Второй мировой войны в некоторых учебных пособиях. «Это просто безобразие, по-другому и назвать никак нельзя. Я сейчас не говорю о сознательном принижении роли советского народа в борьбе с фашизмом, там более глубокие даже вещи. Просто какой-то идеологический мусор. Вот от этого нам нужно избавиться», — отметил Путин. [1] Этот вопрос, сегодня, стоит на пути решения.
Стандарт призван воспитывать школьников в духе патриотизма, гражданственной и межнациональной терпимости, а патриотизм должен стать следствием уроков о военных победах, как на подвигах в родном крае, так и уровня всероссийского. Где есть возможность подчеркнуть «массовый героизм».
Итак, решение этих проблем видим через внеурочную деятельность по Отечественной истории как дополнение к уроку и через проекты, которые реализуем ежегодно в своей школе.
В рамках ФГОС в школе реализуется проект «Возрождение», что тесно переплетается с работой школьного музея. Музей является опорой в работе преподавании уроков Отечественной истории и во внеурочной деятельности.
Цель создания школьного музея: развитие коммуникативных компетенций, развитие навыков исследовательской работы учащихся, формирование интереса к отечественной культуре и уважения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Задачи: сохранить историческую память школы; приобщить учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности; прививать школьникам чувство патриотизма и бережного отношения к культурному наследию родного края.
Так опираясь на материалы фондов музея, проводим уроки истории, внеклассные мероприятия, где прошлое связываем с настоящим, а далее проецируется на будущее. Принципиально важно формирование умения выявлять причинно-следственные связи, мыслить в логике каузального анализа.
Постоянная углубленная и систематическая историко-краеведческая работа способствует воспитанию учащихся в духе патриотизма. Школьный музей объединяет широкие массы учащихся и родителей и способствует достижению поставленных целей. Учителю истории остается только использовать в образовательно-воспитательных целях тягу школьников к не всегда осознанному ими коллекционированию: от собранных вещей, изображений, письменных документов вести подростков к знанию, ибо история, воплощенная в них, становится доступнее и понятнее учащимся. «Воспитание интереса к истории, понимание ценности памятников истории и культуры гордость за деяния славных земляков — одна из основных задач школьного краеведческого музея».[2]
Среди школьных музеев важное место занимает военно-исторические тема (экспозиция). Раскрывая ратные подвиги земляков в годы Великой Отечественной войны, учащихся школы, воспитывают у школьников патриотизм, готовность к защите Родины. Подобные экспозиции, работы на данные темы, позволяют проводить большую поисково-исследовательскую работу и организовать сбор подлинных памятников истории.
Таким образом, предложенный вариант можно рассматривать как решение таких проблем - повышение уровня учебной мотивации учащихся и разрешать воспитательную функцию через истории, которые могут быть реализованы должным образом, через идеалы прошлого, опираясь на конкретные лица соотечественников.
Так за 2013-2014 учебный год на базе музея были освещены следующие темы: «Этнография Кунгура», « Культура X VIII -XIX века», «Кунгурские мастера», «Русский народный костюм-сарафан», «Они сражались за Родину», «Кунгур в годы войны» и другие темы краеведческого характера, которые гармонично вливаются в общий курс истории России.
Подобные формы работы, не только раскрывают возможности микросоциума (ближайшего окружения, семьи, школы), что способствует воспитанию любви к Родине, трепетного отношения к наследию, сохранению памятников и традиций своего родного края, но и способствуют выполнению поставленных задач перед курсом истории России в рамках ФГОС. Здесь организуются активные партнерские связи, взаимодействие и сотрудничество с макросоциумом (межнациональные, межрегиональные краеведческие конференции, олимпиады).
Учащиеся с интересом участвуют в НОУ, конференциях и олимпиадах.
В результате работы над проектом «Возрождение» учащиеся получают практические навыки, связанные с научно - исследовательской деятельностью: учатся описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты. Учащиеся самостоятельно готовят презентаций об истории школы и истории города. А так же мини фильмы о капитанах школы, где рассказывается о жизни и деятельности директоров школы №10 г.Кунгура, XX века ( школе №10 начала свою работу в 1903 году).
Работа на базе музея явилась благоприятной средой для участия детей в различных городских и краевых конкурсах.
Так за 2013-2014 год учащимися были написаны 7 работ и представлены на городской конкурс научно – исследовательских работ учащихся «Первые шаги»: 2 человека получили Диплом Лауреата («Виновник или жертва», «История русского костюма - сарафан»), 2 человека получили Диплом II степени («Кулацкие мятежи на Урале», «История в раскопках»).
С работой «Русский сарафан» участвовали в краевой олимпиаде "Духовно-нравственный и гуманитарный вклад Перми Великой в становление Российского государства" – Диплом Лауреата.
Участвовали в олимпиадах на городском уровне, где по истории заняли 1 место, по обществознанию -3 место. Участвовали во Всероссийских олимпиадах, участники были отмечены призовыми местами. Принимали участие во Всероссийском молодежном чемпионате и по истории, и по обществознанию есть призеры.
Таким образом, преподавание истории неразрывно связано с краеведческой работой, где немаловажную роль играет школьный музей, что можно использовать, как важнейшие средство, для достижения хорошего результата по формированию универсальных учебных действий, а целенаправленная краеведческая работа в образовательных учреждениях всегда будет способствовать раскрытию внутреннего ценностного потенциала личности, саморазвития и самосовершенствования.

Список литературы

1. http://www.pro-books.ru/news/3/14193.

2.http://library.rsu.edu.ru/blog/wp-content/uploads/e-library2/libds/konfer_13-14-2008.pdf
3. http://www.ug.ru/new_standards/4

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации" | Добавил: Циля
Просмотров: 195 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА