Пятница, 12:39 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

ISBN, УДК, ББК, СМИ

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации"

РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА
25.10.2015, 20:35

РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Автор:
Несина Инна Борисовна,
учитель химии и экологии
МБОУ «СОШ №9» г. Энгельса Саратовской области

Основная воспитательная задача предмета «Экология» - это формирование экологического сознания учащихся. Однако, проведенный в начале 2011-2012 учебного года анализ результатов диагностирования экологических установок старшеклассников (вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП» /2/) показал, что природу воспринимают
– как объект красоты (эстетическая установка) - 34%;
– как объект изучения, знания (когнитивная установка) – 26%;
– как объект охраны (этическая установка) – 6%;
– как объект пользы (прагматическая установка) – 44%.
Таким образом, прагматическая установка у старшеклассников преобладает над этической и когнитивной. В результате анализа полученных результатов была сформулирована следующая гипотеза: если повысить уровень когнитивной установки учащихся, то снизится уровень прагматической установки и, возможно, повысится этическая установка.
Цель исследования: выявить степень влияния исследовательской деятельности на формирование экологического сознания учащихся.
Задачи исследования:
1. изучить теоретическую и методическую литературу по теме исследования;
2. изучить и подобрать доступные методики исследования состояния окружающей среды, возможные для осуществления во внеурочной деятельности;
3. включить задания исследовательского содержания в урочный процесс;
4. подобрать систему контроля изменения экологического сознания учащихся;
5. определить роль исследовательской деятельности в формировании экологического сознания учащихся.
Ведущая педагогическая идея исследования: повысить экологическое сознание учащихся возможно посредством овладения ими навыками исследовательской работы.
Ход исследования.
Работа велась в течение 4 лет и была разделена на три этапа.
На первом этапе (ноябрь 2011г – февраль 2012г) было изучено современное состояние проблемы исследования, выполнялся анализ психолого-педагогической литературы. В результате выполненной работы были подобраны методики определения уровня экологического сознания учащихся, определен его исходный уровень, подобраны темы и методики учебных исследовательских работ экологической направленности в соответствии с особенностями возраста и учебных приоритетов учащихся.
На втором этапе (март 2012 – январь 2015г) реализовывались формирующие и развивающие приемы повышения экологического сознания учащихся путем систематического включения методик и технологий исследовательской деятельности экологической и (или) интегрированной направленности.
На третьем этапе (февраль – июль 2015г) оценивалась результативность и эффективность условий повышения уровня экологического сознания учащихся, систематизировались и обрабатывались результаты.
На первом этапе было выявлено, что выделяют два типа экологического сознания: антропоцентрический и экоцентрический /1/. Антропоцентрический тип экологического сознания – это система представлений о мире, для которой характерны: 1) противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности; 2) восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека, прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней.
Экоцентрический тип экологического сознания – это система представлений о мире, для которых характерны: 1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, 2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком, 3) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
Методика исследования:
1. Определение трех сравнительных референтных групп учащихся 7-8 классов, имеющих склонности к естественнонаучным предметам. Во всех группах ведется преподавание экологии:
1 группа – группа учащихся, не занимающихся учебной исследовательской деятельностью – 20 человек;
2 группа – группа учащихся, занимающихся урочной учебной исследовательской деятельностью – 20 человек. Эта группа систематически выполняла учебные исследования, не требующие серьезных исследовательских навыков, например: «Влияние абиотических факторов на прорастание семян фасоли», «Влияние света на движение листьев комнатных растений», «Определение состава фитонцидных растений в школьных кабинетах» и другие.
3 группа – группа учащихся активно занимающихся исследовательской деятельностью во внеурочное время – 16 человек. Это группа активно участвовала в социально-экологических акциях, проводила исследования как внутри школы, так и в полевых условиях в рамках работы туристко-экологического клуба «Взор». Учащиеся этой группы соблюдали весь алгоритм исследовательских работ, оформляли работы в соответствии с требованиями ГОСТ и защищали их на олимпиадах и НПК различного уровня. Были проведены такие работы как «Исследование санитарно-экологического состояние детских площадок г. Энгельса», «Исследование степени влияния факторов внутришкольной среды на развитие заболеваний опорно-двигательной системы учащихся», «Исследование загрязнения атмосферы выбросами вредных веществ автомобильным транспортом при работе светофоров», «Исследование возможности использования растений для очистки почв от никеля и цинка» (совместно с кафедрой экологии Энгельсского технологического института) и другие.
2. Для контроля изменения экологического сознания учащихся использовался эколого-психологический тест «Определение типа экологического сознания» /2/, а также портфолио учащихся (участие в социальных акциях, участие в олимпиадах и НПК различного уровня). Первое анкетирование проводилось в декабре 2011 и феврале 2012г, второе - в феврале и мае 2015г. Для анализа использовались средние значения.
Результаты исследования.
Средние результаты анкетирования представлены в таблице 1.
Таблица 1. Динамика сформированности
экологического сознания учащихся
Тип экологического сознания 1 группа учащихся 2 группа учащихся 3 группа учащихся
2011-2012 2015 Динамика 2011-2012 2015 Динамика 2011-2012 2015 Динамика
Экоцентрический 5% 5% +2,5% 10% 12.5% +7,5% 6.25% 9.4% +12.5%
Переходный 45% 57.5% 55% 60% 56.25% 65.6%
Антропоцентрический 40% 37.5% -2,5% 35% 27.5% -2,5% 37.5% 32.5% -5%
Результаты анализа портфолио учащихся представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты портфолио учащихся
Критерии портфолио* 1 группа учащихся 2 группа учащихся 3 группа учащихся
2012 2015 Динамика 2012 2015 Динамика 2012 2015 Динамика
Участие в социально-экологических акциях 2,2 2,5 +14% 2,2 2,5 +23% 2,25 3,9 +73%
Участие в НПК, конкурсах различного уровня 0,15 0,2 +33% 0,2 0,3 +67% 0,19 0,5 +263%
Участие в муниципальных и региональных этапах ВОШ по экологии - - 0 0,05 0,05 0 0,06 0,3 +521%
* берется усредненное число участий = общее число участий/ количество учащихся в группе.
Анализ результатов и выводы.
Анализ полученных результатов показал, что наиболее значительное положительное изменение типа мышления произошло у учащихся 3 группы +12.5%. Однако, у четырех учащихся 3 группы тип мышления не изменился и остался антропоцентрическим. Анализ портфолио учащихся, принимавших участие в исследовании, показал значительную динамику учащихся 3 группы по всем рассматриваемым критериям по сравнению с учащимися 1 и 2 группы.
Следовательно, исследовательская деятельность играет положительную роль в формировании экоцентрического типа экологического сознания учащихся. Однако, учитывая результаты анкетирования, необходимо отметить, что,
– во-первых, одного этого метода педагогического воздействия недостаточно для формирования необходимого в современных условиях типа экологического сознания;
– во-вторых, необходим более тщательный подбор методик и тем экологического исследования, ориентированных на конкретные особенности учащихся.
Таким образом, эффективное решение современных экологических проблем требует перестройки экологического сознания людей. Существенную роль в этом играет экологическое образование и воспитание. Однако, оно не может ограничиваться только информационно-просветительскими методами - в рамках курса «экология», существующего на данный момент во многих школах. Необходимо использование методов активного формирования экологического сознания, одним из которых является экологическая исследовательская деятельность, которая должна строиться с учетом особенностей учащихся.
Список литературы:
1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.
2. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000.

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации" | Добавил: ИнНес
Просмотров: 250 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
3 ayuliyav   (02.12.2016 08:11)
Представленная работа актуальна и имеет высокую практическую значимость. Четко и лаконично описан процесс исследования, приведены конкретные результаты и сделаны соответствующие выводы. Которые не оставляют сомнения в том, что экологические проблемы требуют изменения сознания людей, а значительную роль в этом играет экологическое воспитание.

2 Nata_1980   (23.08.2016 12:05)
Работа является исследовательской, актуальной, тем более, что 2017 год - год экологии. Материал в работе изложен доступно, ясно, выдержан единый стиль и логика оформления работы. В работе четко прослеживается результативность, сделан анализ полученных результатов, четко изложены выводы. Оформление работы соответствует всем требованиям конкурса. Работа заслуживает высокой оценки.

1 emelya-35   (17.02.2016 11:00)
Работа по изучению исследовательской деятельности в формировании экологического типа составлена с учетом всех требований к данному виду работ, включает в себя цель, задачи и разделена на этапы, что позволяет проследить весь процесс. Все результаты размещены в таблицах, по завершении работы сделаны соответствующие выводы о необходимости проведения этой работы.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА