Вторник, 10:23 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации"

Развитие музыкально-слуховых способностей детей  в процессе обучения игре на фортепиано
01.07.2017, 07:46

 

Методическая работа

 

 

 

 

 

Развитие музыкально-слуховых способностей детей

 в процессе обучения игре на фортепиано

 

 

Педагог дополнительного образования

ЦДО  Заводского района

Пуговкина Наталия Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2014

 

Содержание

 

Введение. 2

 

Глава 1. Слуховое развитие ученика на начальных стадиях обучения игре на фортепиано  3

 

Глава 2. Формирование чувства музыкального ритма у детей. 6

 

Заключение. 9

 

Библиография. 10

 

 

 

 

 

Введение

 

         Музыкально-эстетическое воспитание детей является одним из важнейших звеньев в воспитании подрастающего поколения.

         Разработки вопросов музыкального образования и воспитания уделяется всё больше внимания в нашей стране. Изучаются и обобщаются накопленный богатейший опыт прошлого и современные достижения. Публикуются всё большие количества разнопрофильных работ, раскрывающих общие принципы, конкретные формы и методы музыкального воспитания детей в процессе их обучения игре на инструментах. Среди этих изданий значительное место принадлежит исследованиям, методическим пособиям, статьям, посвящённым проблемам музыкального и исполнительского развития детей, обучающихся игре на фортепиано.

Уже на раннем этапе обучения игре на фортепиано дети полнее, чем при занятиях на каком-либо другом инструменте, знакомятся с музыкой, её выразительными возможностями. Вместе с тем занятия по фортепиано прокладывают дорогу к различным областям музыкальной профессиональной деятельности – исполнительской, теоретической, композиторской, дирижёрской.

         К сожалению, несмотря на поиски новых путей воспитания пианистов, продолжают жить ещё устаревшие формы и методы преподавания, тормозящие музыкальное развитие детей и давно отвергнутые передовой педагогической мыслью. Теоретические положения нашей методики обучения игре на фортепиано не всегда учитываются в практике их воплощения в живом опыте преподавания. Ориентация большинства педагогов на воспитание-исполнителя тормозит широкое музыкальное развитие детей, снижает основной интерес к музыке основной массы обучающихся.

 

Глава 1. Слуховое развитие ученика на начальных стадиях обучения игре на фортепиано

 

         В комплексном музыкально-исполнительском развитии ученика главное место принадлежит воспитанию слуховых способностей, этого фундамента музыкального мышления. Оно осуществляется на основе опыта слушания музыки и тщательной работы по воспитанию слуха пианиста.

         Г. Нейгауз справедливо писал , что «чем больше уверенность музыкальная, тем меньше будет неуверенность техническая».

         Умение слушать и слышать своё исполнение и своевременно корректировать художественно-звуковую и техническую стороны игры – способность, нуждающаяся в развитии с первых же шагов обучения.

         Уже с первых лет обучения, кроме общих для всех инструменталистов требования, к пианистам предъявляются свои специфические требования, связанные с тем, что воспитание их слуха направлено на слышание протяжённости фортепианного звука, преодоление ударности звучания, на развитие элементов полифонического слышания.

         В связи с тем, что «детским» произведениям присущи те же выразительные закономерности, что и «взрослой» музыке , уже с первого года обучения ребёнок познаёт язык музыки – мелодию, полифонию, ритм, гармонию в их взаимодействии и как самостоятельные выразительные категории.

         Начальное формирование музыкального слух  и слуховых представлений осуществляется при восприятии и исполнении мелодий.

         Первые уроки, на  которых начинается общение с инструментом, вводят ребёнка в мир мелодических образов. Исполнение на протяжении одного-двух месяцев обучения лишь одноголосных мелодий можно объяснить не столько технической доступностью игрового процесса, сколько необходимостью слухового восприятия учеником выразительной сущности мелодики.

         Основой образного содержания мелодии является живая мелодическая интонация.

         Уже в самой короткой двузвучной ритмо-интонации – музыкальном слове – ощущается её образный смысл. Например, в размеренно-спокойной нисходяцей ритмо-интонации малой терции (соль - ми) ясно слышится голос кукушки: «ку-ку», а в восходящей, более протяжённой квартовой ритмо-интонации можно услышать «ау-ау». Такой же чёткой звукоизобразительностью отличаются пьесы-песни «Ой дзвони дзвонять» и «Сорока-ворона».  В первой пьесе нисходящие терцовые и секундовые ритмо-интонации имитируют радостный перезвон, во второй – аналогичные ритмо-интонации, только уже в миноре, напоминают печальные вздохи.

         В более сложных пьесах музыкально-психологическая «разгадка» ритмо-интонаций не столь однозначна. Звукоподражательным интонационным «взлётом» большой сексты передаётся задорный прыжок в самом начале пьесы «Скакалка» А. Хачатуряна. Смелыми «фанфарными» ритмо-интонациями, имитирующими сигналы трубы, характеризуются вступление и заключение пьесы «Пробуждение маленького солдатика» А. Томази.

         Из приведённых примеров видно, что эмоциональные оттенки мелодических интонаций в детских пьесах тесно связаны с величиной интервального «шага», его высотной направленностью, ритмикой и артикуляционной окраской. Большие интервалы обычно символизируют широту и полноту чувств, малые – состояние покоя, ласку.

         Настройка слуха ученика на осмысленное восприятие мелодических интонаций способствует эмоционально яркому исполнению мелодии.

         Воспитание элементов полифонического мышления и навыков исполнения полифонии является одним из важнейших условий развития пианиста. Изучение полифонической музыки оказывает активное воздействие и на усвоение учеником гомофонно-гармонической ткани. По сути, вся фортепианная музыка многослойна, полифонична.

         Подробно рассмотренные нами закономерности слышания и исполнения одноголосных мелодий распространяются и на мелодии в полифонической музыке.

         Наиболее сложной для слухового усвоения является имитационная полифония. Естественной подготовкой к её изучению может стать работа над пьесами, в которых имитационные приёмы совмещаются с контрастным и подголосочным изложением.

         Первые полифонические «шаги» ученика, как правило, связаны с исполнением привычного для него песенного одноголосия с вкрапленными короткими подголосками (например, «Белорусская песня», «Дударик»). В слуховых восприятиях ребёнка появление второго голоса должно ассоциироваться с подпеванием (другим человеком) верхнего голоса в каждой из песен.

 

Глава 2. Формирование чувства музыкального ритма у детей

 

Выразительное интонирование мелодии естественно соприкасалось с её ритмическим характером. Однако область ритма не ограничивается её связью с мелодической интонацией.

         Ритм как организация звуков во времени проникает в различные элементы музыкальной ткани произведения. Слуховое восприятии закономерностей ритма в музыкальном сочинении – одно из важнейших условий его полноценной исполнительской интерпретации.

         Ритм как выразительное средство музыки воспринимается детьми с особой непосредственностью. Это более всего заметно при исполнении ими песенных, плясовых, игровых пьес.

         Что же должно лечь в основу развития чувства музыкального ритма с первых шагов обучения ребёнка? Раскрытие образно-эмоциональной сущности ритма  - вот основное направляющее начало в воспитании у детей навыков слухового восприятия ритма.

         Уже при изучении одноголосных мелодий прививаются начальные навыки метрической точности и ритмической выразительности исполнения. В первых песенных отрывках дети соприкасаются с различными длительностями. Зачастую им чисто арифметически объясняют, что такое целая нота, а потом рассказывают о её дроблении на половинные и четвертные. Такое схематическое пояснение никак не согласовывается с главной стороной познания ритмики – слышанием разных длительностей в их связи друг с другом. Ведь восприятие ритма детских произведений, начиная с одноголосных песен, связано в первую очередь со слышанием естественного ритмического движения при чередовании простейших длительностей – четвертей, восьмых, половинных нот.

         Четвертная нота является для слуха не частью целой ноты, а самостоятельной метрической единицей, с которой начинается слуховое различение длительностей. Звучание длительностей во времени может ассоциироваться у ребёнка с такими наглядными временными представлениями: четверть – шаг, восьмые – лёгкий бег, половинные – остановка. Простой ритмический рисунок станет близким восприятию ученика, если мы подтекстуем его примерно так: «шаг, шаг, шаг, шаг; по-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли; стоп-стоп».

         Исходя из того, что слышание четвертной ноты как основной временной единицы является наиболее естественным способом измерения длительностей, уже с начального обучения сам счёт следует вести по четвертным нотам.

         В заключение необходимо отметить, что в воспитании чувства музыкального ритма и выработке навыков ритмически выразительной игры следует исходить из чуткого слухового восприятия учеником закономерностей ритма в произведении и из естественного исполнительского воплощения в доступных детям пианистических приёмах.

         В комплексном развитии музыкального мышления ученика наряду с активным слуховым «вживанием» в мелодию, полифонию, ритм, начинают развиваться и отдельные стороны его гармонического слышания.

         В новом для учащегося произведении мелодия и ритм схватываются прежде всего. Труднее «прочитывается» гармония. Она не выступает столь открыто, требуя особых средств выявления своих выразительных возможностей.

         Уже при разучивании легчайших пьес ученик начинает вслушиваться в ладовую и гармоническую окраску звучания. Первые навыки слышания гармонии прививаются при воспроизведении певучих мелодий на фоне остинатных звучаний «пустых» квинт в басу (см. «Колыбельная» А. Филиппа, «Татарская песенка», «Пастух играет» Т. Салютринскаой). Ученик вслушивается в протяжённость звучания баса и постепенно начинает ощущать различия в его динамической окраске, связанные с развитием мелодического движения.

         Начальные музыкально-слуховое восприятие лада естественней всего осуществляется при контрастном сопоставлении мажора с параллельным минором, так ярко выступающим в народно-песенной ткани произведений. При исполнении песни «Выйди, Маша» Ю. Вейсберг ученик легко почувствует различие настроений мажорного и минорного эпизодов.

 

Заключение

 

         Итак, в музыкальном воспитании детей исключительно важная роль принадлежит самому раннему периоду, когда закладывается фундамент для формирования как общемузыкальных, так и профессиональных наклонностей ребёнка.

         Яркая эмоциональная восприимчивость детей младшего школьного возраста, гибкость их приспособления к двигательным навыкам позволяют гармонически целостно развивать музыкально-слуховую и техническую сферу в их единстве, начиная с первого года обучения.

         Необходимость индивидуализации методов работы с детьми, отличающимися разным уровнем врождённых и развивающихся способностей, является одной их важнейших задача музыкальной педагогики.

         Принцип комплексного развития музыкальных и двигательных способностей – основа начального обучения пианиста. Вместе с тем уже первые этапы воспитания музыкального мышления ребёнка связаны с необходимостью своевременного развития элементарных сторон мелодико-интонационного, полифонического, музыкально-ритмического и гармонического слышания.

 

Библиография

 

1. Гофман И. «Фортепианная игра» и «Вопросы и ответы о фортепианной игре» Классика – 21 век. М.,1998.

4. Корыхалова Н. Играем гаммы. Санкт – Петербург, «Композитор», 2003

5. Левин И. Основные принципы игры на фортепиано. М.,«Музыка», 1978.

6. Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., «Музыка»,1988.

7. Малинковская А. Фортепианно – исполнительское интонирование. М., «Музыка», 1990.

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации" | Добавил: Администратор
Просмотров: 81 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Lot   (21.08.2017 20:15)
Данная статья показывает нам ,как можно приобщать детей к игре на музыкальных инструментах,в частности на фортепиано и развитию музыкального слуха у дошкольников.Статья очень интересна и полезна для общего развития педагогического опыта воспитателей ДОУ.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА