Суббота, 05:32 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2018-2019 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации"

Работа над ошибками на уроках русского языка в 3 - 4 классах
11.02.2019, 16:31

1. ЗВУКИ   И   БУКВЫ.

Гласные звуки и буквы.

Признаки гласных звуков:

1. Произносятся с голосом; при произношении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преград.  

2.  Гласные образуют слог.

 

Характеристика гласных букв и звуков.

  А, О, У, Э, Ы ГЛАСНЫЕ БУКВЫ ПЕРВОГО РЯДА, после согласных обозначают твёрдость согласного звука и гласный звук.

     Я, Ё, Ю, Е, Игласные буквы второго ряда, после согласных обозначают мягкость согласного звука и гласный звук.

 

 

    гласные второго ряда                Я         Ё         Ю         Е                     И

    гласные первого ряда               А         О         У          Э         Ы

  

  гласные звуки                    [А]     [О]     [У]      [Э]     [Ы]     [И]

 

 

Йотированные гласные.

       Я   -  [й,  а]                     обозначают два звука, если стоят:

       Ё   -  [й,  о]                                      в начале слова;

       Ю -  [й,  у]                                      после гласной;                                         

       Е   -  [й,  э]                                      после разделительных Ь, Ъ                 

                       

 

 Согласные звуки и буквы.

Признаки согласных звуков:

  1. Произносятся с шумом, при произнесении согласных звуков воздух встречает преграды (язык, зубы, губы)
  2. Согласные звуки не образуют слог.
  3. Согласные звуки могут быть звонкими и глухими.

 

звонкие

Н

М

Л

Р

Й

Б

В

Г

Д

Ж

З

 

 

 

 

глухие

 

 

 

 

 

П

Ф

К

Т

Ш

С

Х

Ц

Ч

Щ

 

  1. Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.

 

Исключение:                          [Ж]    [Ш]    [Ц]     -  всегда твёрдые

 

                                                 [Й,]    [Щ,]    [Ч,]    -  всегда мягкие

2. СОСТАВ СЛОВА.

 

Приставка

Корень                                  Значимые части слова,

Суффикс                               образуют основу слова.

Окончание               –      изменяемая часть слова

 

Порядок разбора слова по составу.

 

  1. Окончание и основа.  Прочитай слово. Измени его по числам, падежам или лицам. Найди изменяемую часть.
  2. Корень.   Подбери несколько родственных слов, выдели общую часть.
  3. Приставка.  Сравни однокоренные слова с разными приставками или без приставки.
  4. Суффикс.  Подбери одно – два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса.

 

Образец устного разбора.

Дошкольник.

  1. Изменяю по падежам: дошкольник, у дошкольника, к дошкольнику. В слове  дошкольник  – нулевое окончание,  дошкольник – основа.
  2. Однокоренные слова: школьник, школа. В слове дошкольник корень       –  школ – .
  3. Пришкольный, школьный, дошкольник. Приставка  до –
  4. Школа – дошкольник. Суффикс  -ник.

 

Образец письменного разбора.

 

Дошкольник

 

 

ПРИСТАВКИ

н е и з м е н я е м ы е

в  (вход)                     по (побежал)                   за (забег)                    

вы (вышел)                  под (подбежал)               на (нарисовал)

                                       про (продумал)               над (надписал)

с  (сбежал)                  до  (додумался)               надо (надорвал)

                                       об (облетели)

у  (улетели)                   от (отбежать)

                                       о  (остудили)                    пере (переход)

    В некоторых приставках появляется беглая гласная о: со-, во-, обо-, ото-,     подо-

 

3. ОРФОГРАММЫ.

       а) – правила оформления;    

       б) – как работать над ошибками.

 

     1.    Заглавная буква  в начале предложения.

! Начало предложения пишется с большой буквы .

 а) Пролетел лёгкий ветерок.  

 б) Напиши предложение правильно. Придумай ещё одно предложение, выдели заглавную букву.

 

2.    Заглавная буква в имени собственном.

! Имена людей, клички животных, географические названия пишутся с большой буквы.

   а) Летом Саша отдыхал на Оке.

  б)   Напиши 3 -5 различных имён собственных, выдели заглавную букву.

 

3.  ЖИ –ШИ   пиши с гласной  И

    ЧА – ЩА пиши с гласной  А

    ЧУ – ЩУ пиши с гласной  У

   а) Жираф, ушивали, щавель, участок, щупальца, чудак.

   б) Придумай и запиши 3 – 5 слов с этой орфограммой, орфограмму      выдели.

 

4.  –ЧК -, -ЧН-, -ЧТ-, -НЩ-, -НЧ-, -ЩН-  пиши без мягкого знака

   а) Дочка, ночной, венчик, помощник.

б) Придумай и запиши 3 – 5 слов с этой орфограммой, орфограмму выдели.

 

  1.  Удвоенная согласная.

Удвоенная согласная может быть в корне (класс, аппетит), может образовываться при помощи приставки и корня (рассказ), корня и суффикса (осенний), может быть в суффиксе (измученный).

а)  Бассейн, весенний,

б) Напиши слово 3-4 раза правильно.

 

6. Словарное слово.

  Словарные слова надо запомнить.

     а) Пенал

     б) Напиши это слово правильно 5-7 раз, выдели орфограмму.

 

 

 

 

 

Корневые орфограммы (№ 7, 8, 9.)

 7. Проверяемая безударная гласная ( А, О, И, Е, Я.)

         Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, нужно  изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

 

а)  Гряда – гряды,  зеленеть – зелень, зелёный.

б) Напиши слово правильно, подбери проверочное слово, оформи орфограмму.

 

8. Парные согласные в слабой позиции.

б

д

з

в

ж

г

п

т

с

ф

ш

к

 

Слабая позиция – конец слова; середина слова перед другой согласной.

Сильная позиция – перед гласной или сонорной (непарной звонкой)

Чтобы проверить парный согласный, подбери однокоренное слово или измени слово так, чтобы после этой согласного был гласный или сонорный.

 

а) Поезд – поезда,   мягкий – мягок.

б) Напиши слово правильно, подбери проверочное слово, оформи орфограмму.

 

9. Непроизносимая согласная.

Чтобы правильно написать слово с непроизносимой согласной, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.

 

а) Звёздный – звезда.

б) Придумай и запиши 3-5 слов с этой орфограммой, орфограмму выдели.

 

       9а.  Запомни. Если в сочетаниях согласных при изменении слова согласный не произносится, писать его не нужно.

                       Не  чудесно, не прекрасно,

                       А  ужасно  и   опасно,

                       Букву  Т  писать напрасно

                       В словах  вкусный,  интересный.

 

           а)  Прекрасный – прекрасен

           б) Напиши слово правильно, подбери проверочное слово, оформи орфограмму.

 

 

    10.  Правописание приставок.

Приставки пишутся одинаково, независимо от того, как произносятся

 

а) Подошёл,  сделал;

          б) Напиши слово правильно, рядом 3-5 слов с этой приставкой.

 

  11.  Различение  предлогов и приставок.

Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

а) Мама стояла у окна.   Мама стояла  у (высокого) окна.

б) Запиши слова с  предлогами. Докажи, что это предлоги.

 

      ЗАПОМНИ: с глаголами никогда не пишутся предлоги.

                                     гл.

          а) Машина завернула за угол.

          б) Напиши слово правильно и ещё 3-4 глагола с приставками, выдели их.

 

12.  Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных

может стоять в конце или середине слова.

а) Ноль, больница.

     б) Напиши слово правильно, запиши ещё 3-5 слов с этой орфограммой.

 

13.   Разделительные  знаки.

Ъ

 

пишется  только  после  приставок,  которые  оканчиваются на согласный, перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я.

 

                                                                    Ь

 

пишется в корне или перед окончанием между согласной и

гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

    

    а) Подъём,  семья.

   б) Напиши слово правильно, запиши ещё 3-5 слов с этой орфограммой,

правильно оформи орфограмму.

 

14.  Перенос слов.

    • Слово переносится по слогам:  мир-ный.
    • Слово из одного слога не переносится: день, вьёт.
    • Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую: идут,  стою,  Юлия.
    •  Буквы Ь, Й при переносе слова нельзя отделять от стоящей впереди буквы:  пись-мо,  строй-ка.
    •  При переносе слов с двойными согласными одна согласная остаётся на строчке, а другая переносится: кас-са  кол-лекция.

         б) Перенеси слово правильно, запиши ещё 2-3 слова и правильно перенеси

 

  1. Пропуск, замена букв.

а)  Действие  –   дейст-вие

б)  Напиши слово правильно, раздели на слоги, подчеркни гласные.

 

 

 

 

    Далее смотреть архив материала

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации" | Добавил: Администратор
Просмотров: 43 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА