Пятница, 10:57 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации"

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
02.06.2015, 18:15

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Введение

В Федеральном Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» самостоятельная работа квалифицируется как форма организации учебного процесса, как объективное условие формирования познавательной, исполнительской, творческой активности и самостоятельности учащихся при обучении. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (ВСРО)1 формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования, возможность постоянно повышать свою квалификацию, а если нужно - переучиваться, быть сознательным и активным профессионалом.

Если говорить о значении самообразования в формировании профессиональной компетентности2 будущих специалистов, необходимо отметить, что никакие воздействия извне, никакие инструкции, наставления, приказы, убеждения, наказания не заменят и не сравнятся по эффективности с самостоятельной деятельностью.

Для ВСРО предлагаются вопросы по темам, основной материал, которых рассмотрен на аудиторных занятиях, индивидуальные задания призваны расширить кругозор студентов, углубить их знания, развить умения исследовательской деятельности, привить элементы творчества. Современный поток информации требует от обучающихся новых видов умений и навыков работы с ней, которые необходимо сформировать к началу профессиональной деятельности.

Лучшие доклады обучающихся по внеаудиторной самостоятельной работе являются основой для дальнейшего выполнения учебных проектов данными учащимися.

Целью данной разработки – оказать помощь преподавателям в организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся техникума. В методической разработке приводятся краткие характеристики различных видов заданий для ВСРО, рекомендация и требования к их выполнению, а так же организация проектного обучения.

 

 

Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

 

Цель внеаудиторной самостоятельной работы – содействие усвоению обучающимися учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.

Задачи внеаудиторной самостоятельной работы:

- углубление и систематизация знаний;

- постановка и решение познавательных задач;

- развитие аналитико-синтетических и интеллектуальных способностей, умение работы с различной по объему и виду информацией, учебной и научной литературой;

- практическое применение знаний, умений;

- развитие навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля за его эффективностью.

Перед организацией ВСРО обучающимся необходимо напомнить правила по планированию и реализации самостоятельной учебной деятельности:

1. Прежде чем выполнить какую либо работу, четко определить цель предстоящей деятельности.

2. Подумайте и до конца осознайте, почему вы будете это делать, зачем это нужно.

3. Оцените и проанализируйте возможные пути достижения цели. Постарайтесь учесть все варианты.

4. Выберите наилучший вариант, взвесив все условия.

5. Наметьте все этапы предстоящей работы, определите время каждого этапа.

6. Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учетом получаемых результатов, т.е. осуществляйте и используйте обратную связь.

7. По окончании работы проанализируйте ее результаты, оцените степень их совпадение с поставленной целью. Учтите сделанные ошибки, чтобы их избежать в будущем.

При выполнении заданий самостоятельной работы обучающимся предстоит:

- самостоятельная формулировка темы задания (при необходимости);

- сбор и изучение информации;

- анализ, систематизация и трансформация информации;

- отображение информации в небольшой форме;

- консультация у преподавателя;

- коррекция поиска информации и плана действия (при необходимости);

- оформление работы;

- поиск способа подачи выполнения задания;

- представление работы на оценку преподавателя или группы (при необходимости).

По итогам самостоятельной работы обучающиеся должны:

- развить такие интеллектуальные способности, как умение учиться самостоятельно, принимать решения, проектировать свою деятельность и осуществлять задуманное, проводить исследование, осуществлять и организовывать коммуникацию;

- научиться проводить рефлексию: формулировать получаемые результаты, переопределять цели дальнейшей работы, корректировать свой образовательный маршрут;

- познать радость самостоятельных побед, открытий, творческого поиска.

На протяжении всей самостоятельной работы обучающейся должен сопровождать педагог, выступающий в роли консультанта, координатора действий учащегося.

 

Методические рекомендации по организации внеаудиторной

самостоятельной работы обучающихся

 

1. Перед началом самостоятельной работы обучающимся следует рекомендовать изучить содержание основных видов заданий: их краткую характеристику, ориентировочные затраты времени на их подготовку, алгоритм действий и объем помощи преподавателя.

Обязательные задания представляются преподавателем после изучения каждой темы. Они комментируются преподавателем, который сообщает требования по их выполнению, сроки исполнения, критерии оценки и пр.

Дополнительные задания являются заданиями по выбору обучающегося. Учащимся предоставляется возможность в зависимости от своих индивидуальных особенностей, склонностей по каждой теме выбрать из перечня то или иное задание так, чтобы оно не повторялось по другой теме и не дублировало форму обязательного задания.

2. Расчет объема часов самостоятельной работы по каждой теме складывается из суммы ориентировочных затрат времени на выполнение обязательных и выбранных обучающимися дополнительных заданий. При этом общий объем времени по каждой теме не должна быть менее количества часов, отведенных на ее изучение по тематическому плану.

3. Обучающиеся должны ознакомиться с образцами выполнения заданий, критериями их оценки.

4. Обучающиеся подбирают необходимую литературу, получив консультации преподавателя.

5. Обучающиеся выполняют задания самостоятельной работы и сдают выполненные работы преподавателю, при необходимости представляя их результаты на занятии.

6. Оценка выполненных заданий в баллах проставляется преподавателем за самостоятельную работу.

 

Характеристика заданий

 

1. Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объема информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрации).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1 ч.

Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вносить в начале дисциплины.

Роль преподавателя:

- определить тему и цель сообщения;

- определить место и сроки подготовки сообщения;

- оказать консультативную помощь при формировании структуры сообщения;

- рекомендовать базовую и дополнительную литературу по теме сообщения;

- оценить сообщение в контексте занятия;

Роль обучающегося:

- собрать и изучить литературу по теме;

- составить план сообщения;

- выделить основные понятия;

- внести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;

- оформить текст письменно;

- сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

- актуальность темы;

- соответствие содержания теме;

- глубина проработки материала;

- грамотность и полнота использования источника;

- наличие элементов наглядности.

2. Написание реферата – это более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы обучающегося, содержащий информацию, дополнительную и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.

Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч.

В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в начале изучения дисциплины.

Роль преподавателя:

- определить тему и цель реферата;

- определить место и сроки подготовки реферата;

- оказать консультативную помощь при формировании структуры сообщения;

- рекомендовать базовую и дополнительную литературу по теме реферата;

- выбора источников (разная степень сложности усвоения научных работ, статей);

- составление плана реферата (порядок изложения материала);

- формулирования основных выводов (соответствие цели);

- оформления работы (соответствие требованиям к оформлению);

- оценить реферат в контексте занятия.

Роль обучающегося:

- собрать и изучить литературу по теме;

- составить план реферата;

- выделить основные понятия;

- внести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;

- оформить реферат согласно установленной форме;

- сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

- актуальность теме;

- соответствие содержания теме;

- глубина проработки материала;

- грамотность и полнота использования источников;

- соответствие оформления реферата требованиям.

3. Составление кроссвордов по теме и ответов к ним – это разновидность отражения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от обучающегося владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума.

Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от обучающихся не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объема информации, ее сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объемом не менее 10 слов – 1ч.

Роль преподавателя:

- конкретизировать задание, уточнить цель;

- проверить исполнение и оценить в контексте занятия.

Роль обучающегося::

- изучить информацию по теме;

- создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;

- представить на контроль в установленной срок.

Критерии оценки:

- соответствие содержания теме;

- грамотная формулировка вопросов;

- кроссворд выполнен без ошибок;

- работа представлена на контроль в срок.

4. Проектно-исследовательская деятельность студента – этот вид деятельности предполагает самостоятельное формулирование проблемы и ее решение, либо решение сложной предложенной проблемы с последующим контролем преподавателя, что обеспечит продуктивную творческую деятельность и формирование наиболее эффективных и прочных знаний. Этот вид задания может выполняться в ходе занятий обучающихся в кружке по дисциплине.

Роль преподавателя и роль обучающегося в этом случае значительно усложняются, так как основной целью являются развитие у учащихся исследовательского, научного мышления. Такой вид деятельности под силу не всем обучающимся, планируя его, следует учитывать индивидуальные особенности учащегося. Более сложна и система реализации такого вида деятельности, более емки затраты времени как обучающегося, так и преподавателя. В качестве кружковой работы могут быть подготовлены: сложные рефераты, проведено микроисследование.

Ориентировочные затраты времени на такие работы – 8 часов.

5. Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы MS PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков обучающихся по сбору, систематизации переработки информации, оформление ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов информационные компетенции.

Материалы-презентации готовятся обучающимися в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей обучающихся и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч.

Роль преподавателя:

- помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;

- консультировать при затруднениях.

Роль обучающегося:

- изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;

- установить логическую связь между элементами темы;

- представить характеристику элементов в краткой форме;

- выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;

- оформить работу и представить к установленному сроку.

Критерии оценки:

- соответствие содержания темы;

- правильная структурированность информации;

- наличие логической связи изложенной информации;

- эстетичность оформления, его соответствие требованиям;

- работа представлена в срок.

 

Метод проектов в организации внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся

 

Как было сказано ранее, лучшие рефераты обучающихся в дальнейшем являются основой для выполнения учебных проектов данными учащимися по представленным темам.

Одним из перспективных направлений использования внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся для повышения их качества подготовки является проектная деятельность учащихся.

Вслед за Е.С. Полат, В.С. Кукушиным, Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспировым выделяем три этапа проектной деятельности: организационно-подготовительный, технологический, заключительный этап.

На первом этапе осуществляется поиск проблемы, выбор и обоснование проекта, анализ предстоящей деятельности, выбор оптимального варианта осуществления деятельности. Второй этап предусматривает выполнение намеченных операций, самоконтроль своих действий. Третий этап предполагает контроль над исполнением проекта, коррекцию выполненных действий и подведение итогов.

Цель обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспериментов, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Проектное обучения имеет четко выраженную профессиональную направленность, вызывает интерес обучающихся к предметам и к своей будущей специальности. Применение проектного обучения способствует развитию кругозора, информационной культуры, интеллектуальных способностей, творческих способностей, привитию навыков у обучающихся самостоятельной работы, прививает умение публично выступать, что позволит им быть уверенными при защите дипломного проекта и тем самым повысить качество подготовки обучающихся.

После разъяснения задач проекта, для работы в нем обучающиеся могут делится на малые группы по два, три человека.

Творческое задание по проектному обучению должно быть актуальным и современным.

В результате многолетнего опыта работы можно выделить систему действий преподавателя и обучающихся на разных стадиях проектно-исследовательской деятельности (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Системы действий преподавателя и обучающихся на разных стадиях проектно-исследовательской деятельности

 

Стадия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1

2

3

1. Разработка проектного задания

 

 

1.1. Выбор темы проекта

Подбирает возможные темы и предлагает их обучающимся

Обсуждают и принимают общие решения по теме

Предлагает обучающимся совместно формулировать тему проекта.

Группа обучающихся совместно с преподавателем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.

Участвует в обсуждении тем, предложенных обучающимися

Самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

1.2. Выделение подтем и тем проекта

Предварительно выделяет подтемы и предлагает обучающимся для выбора

Выбирает подтему или предлагает новую

Принимает участие в обсуждении с обучающимися подтем проекта

Активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый обучающийся выбирает одну из них для себя

1.3. Формирование творческих групп

Проводит организационную работу по объединению обучающихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Группируются в соответствии с ними в малые группы.

 

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для групп, отбор литературы

Если проект объёмный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа выработаться могут в группах с последующим обсуждением классом

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Принимает участие в обсуждении

Обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка проекта

Консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность.

Осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность.

Вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

4. Презентация

Организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов обучающихся старших курсов)

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому эффекту и шкале уровней педагогической культуры

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учетом возможностей образовательной среды и уровня своего общего развития

 

 

Литература

1. Измайлова, М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: Методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.- 64 с.

2. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. – 448 с.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под редакцией Е.С. Полат, и др. – М.: «Академия», 2005. – 272 с.

4. Педагогические технологии / Под общей редакцией В.С. Кукушина.- М.: ИКЦ «МарТ»: - Ростов н/Д: изд. центр «МарТ», 2006. – 336 с.

5. Ширшов, Е.В. Информационно – педагогические технологии: ключевые понятия: словарь./Е.В. Ширшов - Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 258 с.

 

1 Под внеаудиторной самостоятельной работой понимаем деятельность без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляемая им.
2 Компетенция - это подтвержденная способность использовать знания и умения для достижения успеха в учебной и профессиональной деятельности.
Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации" | Добавил: pic-viktoriya
Просмотров: 359 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 ayuliyav   (02.12.2016 07:43)
В методической разработке представлены различные виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов, которые способствуют расширению кругозора, углублению знаний, развитию умении и творческого подхода. Также в разработке даны краткие характеристики рассматриваемых видов занятий, рекомендации и требования к их выполнению.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА