Воскресенье, 17:34 

Дипломы с моментальным получением здесь -->>

Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации"

Методыразвития коммуникативной компетентности  у детей ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи
23.12.2017, 09:32

Методыразвития коммуникативной компетентности

 у детей ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи.

С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, развитию коммуникативных навыков. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают не стабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли.

Приоритетной группой для работы с узкими специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед и т.д.), являются дети с ОВЗ. В  нашей гимназии с каждым годом увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР). И подавляющее большинство имеют трудности процессе адаптации к новым условиям обучения и воспитания. В первую очередь это проявляется в слабом развитии коммуникативных навыков, а именно в коммуникативной  компетентности. Обучающиеся с ТНР представляют собой сложную разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения. Коммуникативная компетентность - целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.

У данной категории детей недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Коммуникативная компетентность детей с ОВЗ включает:

- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

-Развитие у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.

-Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.

-Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

-Развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности.

-Коррекция нежелательных черт характера и поведения.

Для развития коммуникативной компетентности создаю такие ситуации, в которых ученик мог бы реализовать свой коммуникативный опыт, а также использовать упражнения, которые помогают раскрыться каждому ученику независимо от его способностей.

Поэтому в работе с детьми использую основные методы развития:

1. рассматривание рисунков и фотографий;

2. свободное и тематическое рисование;

3. упражнения подражательно – исполнительского и творческого характера;

4. психогимнастика (этюды, игры, упражнения);

5. игры с правилами:

-сюжетно – ролевые игры по развитию коммуникативных навыков в

условиях влияния различной социальной среды и разнообразного круга

общения («Зазвонил телефон»);

-словесные, подвижные, музыкальные игры;

-творческие игры: игры – драматизации;

6. беседы.

Вкоррекционно – развивающие занятия включены разнообразные приемы, упражнения для совершенствования невербальных навыков общения. Дети учатся по особенностям выразительных движений и жестов, понимать определенные эмоциональные состояния окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного взаимодействия с людьми.

В процессе коррекционно – развивающей работы используют следующие виды упражнений:

- «Я – не Я!», «Вылепить скульптуру», «Наблюдатель», «Неожиданный гость», «Игра с облаком», «Безмолвный разговор», «Не озвученная беседа», «Говорящие руки», «В магазине зеркал».

Данные игры позволяют подойти к осмыслению самых разнообразных связей и отношений в окружающем мире. Они развивают воображение, способность действовать в различных вымышленных и реальных жизненных ситуациях.

В играх обучающиеся овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. В игре всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными, так и невербальными средствами.

Итак, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным средством. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.

Таким образом, коммуникативная компетентность заключаются в развитии навыков и умений разностороннего общения, установления конструктивных связей и взаимоотношений с окружающими людьми. Развивая коммуникативную сферу у детей с ОВЗ, мы способствуем успешной социализации детей, развиваем навыки адекватного поведения и общения, как в семье, так и в социуме.

Список литературы:

1.Занков Л.В. Психология умственно-отсталого ребенка. М., 1939.

2. Капустин С.А. Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании.-М.: Когито-Центр, 2014. – 239 с. (Университетское психологическое образование).

3.Стернина Т.З. Понимание эмоционального состояния другого человека детьми с умственной отсталостью//Дефектология, 1988, №3

4.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога//М. 1989.

5. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися. – М.: Генезис, 2007. – 208 с.

 

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации" | Добавил: Администратор
Просмотров: 161 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Lentoshka   (31.03.2018 20:10)
Владение коммуникативной компетенцией - важное условие коммуникации, смысловой стороны социального взаимодействия. Общение является одним из главных условий развития ребёнка, формирования его личности, возможности осуществления процесса обучения. К сожалению, не у всех детей процесс овладения коммуникативной компетенцией происходит одинаково, иногда он замедляется или нарушается. В своей работе автор описывает методы, приемы и виды упражнений, используемые при работе с детьми с ОВЗ, с целью развития их коммуникативной компетенции. Актуальность данного опыта определяется основными принципами инклюзии и правилами инклюзивной школы. Современный учитель должен видеть и уважать индивидуальные особенности обучающихся.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломы с моментальным получением здесь -->>

Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА