Среда, 23:20 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации"

Методическая разработка: Комплекс коррекционно-развивающих упражнений для развития познавательной сферы учащихся начальных классов
13.11.2016, 11:03

Методическая разработка:

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений для развития познавательной сферы учащихся начальных классов

 

 

Автор

Светлана Алексеевна Шутова          учитель начальных классов

                                                              1 квалификационной категории,

                                                              стаж – 26 лет

 

 

 

 

Оглавление:

 

  1. Пояснительная записка.
  2. Цель.
  3. Задачи.
  4. Технологическая карта (содержание).
  5. Ожидаемые результаты.
  6. Список использованных источников.
  7. Приложения.

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Количество детей, которые уже в начальных классах по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется по данным разных авторов  от 20 до 30 %.  Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема их обучения стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Большинство известных ученых сходятся во мнении, что главной причиной неуспеваемости на  основной  ступени  обучения  являются  недостаточно освоенные знания, умственные умения и навыки учебной деятельности  на начальных этапах обучения.

Среди учащихся, испытывающих стойкие трудности в обучении и адаптации к школе, особое место занимают дети, не имеющие выраженных сенсорных отклонений, а также грубых нарушений интеллектуального и речевого развития, именно с  этой категорией обучающихся мы работаем.

Недостаточное формирование способностей к усвоению знаний у этих учащихся сочетается с ослабленным нервно-психическим или соматическим здоровьем. Трудности в обучении могут быть обусловлены незрелостью эмоционально-личностной сферы, снижением уровня развития познавательной деятельности или сочетанием тех и других неблагоприятных факторов. Целенаправленная работа по формированию общих способностей к учению, коррекции индивидуальных недостатков развития, а также лечебно-профилактическая работа должны обеспечить выполнение детьми с трудностями в учении требования ФГОС к знаниям и умениям обучающихся.

В настоящее время причины стойких трудностей в обучении и школьной дезадаптации обучащихся достаточно глубоко и многосторонне изучены, и  хорошо известны широкому кругу специалистов разных профилей.

Для четкого определения задач коррекционной работы необходимо проводить диагностику причин, вызывающих у детей трудности в обучении. Коррекционно-развивающее обучение должно осуществляться в единстве с этой диагностикой.

Система работы в классах коррекционно-развивающего обучения направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

Важно воздействовать на ВПФ ученика, с целью коррекции и компенсации имеющихся у него нарушений развития.

Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях, специально выделенных для этой цели. В нашей школе проводятся как общеразвивающие занятия,  способствующие коррекции недостатков памяти,  внимания, развитию мыслительной деятельности, закреплению в речи поставленных логопедом звуков, обогащению и систематизации словаря, так и занятия предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы,  восполнение пробелов предшествующего обучения и др.

Основные направления коррекционной работы:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

6.  Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Цель работы:

Апробировать систему коррекционных упражнений, учитывающую индивидуальные особенности детей, через включение её в учебный  процесс.

 

Актуальность опыта

Актуальность опыта заключена в разрешении следующих противоречий.

1.Противоречие между увеличивающимся объёмом, сложностью учебного материала, психо-эмоциональными нагрузками и низким уровнем готовности к школе.

2.Противоречие между определёнными временными рамками и необходимостью ежедневного включения коррекционно-дифференцированных упражнений на уроках.

3.Противоречие между недоразвитием сенсорных анализаторов, низким уровнем здоровья и необходимостью качественным овладением учебных стандартов всеми учащимися.

Для разрешения данных противоречий была разработана система развивающих и коррекционных упражнений, включённых в учебный  процесс.

Использование данных упражнений  способствует разрешению данных противоречий, так как позволяет учителю:

- изучив начальный уровень психических процессов учащихся (ведущее полушарие, канал восприятия), интеллектуальную готовность, уровень развития неречевых функций; корректировать их и отслеживать динамику развития класса  в целом и каждого ребёнка;

- создать условия для обеспечения успешного овладения учебной программой  каждым ребенком, в частности чтением,  письмом и математикой.

Новизна опыта

1. Данная система позволяет получить высокие результаты в обучении и развитии учащихся за счёт использования коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие ВПФ.

2. Коррекционно-развивающие упражнения органично соединены с образовательной программой.

3. Система ориентирована на самого ученика. Она обеспечивает реализацию природных возможностей ребёнка. Активизирует интеллектуальные и познавательные процессы, повышает работоспособность.

Я работаю в специальной коррекционной школе более 16 лет. Все ребята, которые приходят учиться в нашу школу, испытывают трудности при обучении чтению, а некоторые с трудом запоминают буквы.

Навык чтения формируется через тренировочные упражнения различного вида.

Коррекционная работа с такими детьми ведётся в разных направлениях. Целенаправленно развивается их устная речь. Формируются основы грамоты, осваиваются графические образы букв. Одновременно ведётся работа над пониманием прочитанного.

Научить детей быстро читать можно путем решения промежуточных задач:

•   научить правильному дыханию при чтении;

•   увеличить объем слуховых и зрительных восприятий и угла зрения;

•   сформировать устойчивое внимание;

•   предупредить регрессии при чтении;

•   пополнять словарный запас;

•   развивать  артикуляционный аппарат.

Многолетний опыт убедил меня, что очень важно следить за правильностью чтения – чтением без ошибок: пропусков, замен или искажений букв, слогов, окончаний. На первом этапе (слоговом) ошибки могут возникнуть из-за неточных представлений об образах букв. Это легко обнаружить, так как при чтении слогов (слов) с этими буквами ребёнок делает паузу перед прочтением слога. В этот момент он вспоминает, какой звук соответствует этой букве. Чтобы предупредить эту трудность я использую ряд упражнений:

  • при изучении букв мы завели альбом, где рисовали картинки, соответствующие изученной букве;
  • работа в парах – нарисуй пальчиком букву на ладошке соседа, отгадывание буквы тем же способом;
  • конструирование букв из ниточки, пластилина, картона;
  • чтение и запоминание скороговорок, чистоговорок;
  • упражнение “Найди такую же”;
  • разгадывание изографов

Изографы – схемы, в которые вписаны слова, ассоциирующиеся с их лексическим значением.

Цель: Развивать логическое мышление, развивать умение выделять буквы из рисунка (фигуры). Развивать различные стороны мыслительной деятельности – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развитие зрительного восприятия и узнавания.

Изографы помогают хорошо запомнить графический  образ букв. Дети с увлечением разгадывают изографы и даже пытаются сами придумать новые. (См. прилож. № 1).

У многих учащихся начальных классов слабо развит артикуляционный аппарат, они говорят тихо и невыразительно, поэтому полезно все уроки литературного чтения,  без исключения, начинать со скороговорок, чистоговорок, регулярно проводить артикуляционную гимнастику. (Прилож. №2).

Цель: развитие артикуляционного  аппарата, формирование умения говорить внятно и выразительно.

Скороговорки и чистоговорки, подобранные грамотно, позволяют исправить практически любые дефекты речи, в том числе и заикание, и картавость, и шепелявость, и гнусавость, значительно улучшить дикцию и тембр голоса (Прилож. № 3).

Цель: развитие артикуляционной моторики, коррекция дефектов речи, улучшение дикции и тембра голоса.

Чтобы дети читали осознанно, могли пересказать прочитанное, все слова в тексте должны быть им понятны. Знакомлю с толковыми словарями. На этом же этапе использую ряд упражнений на развитие внимания и логического мышления: работа с анаграммами (расшифруй слова и найди лишнее) (Прилож.№ 7);

Цель: Развитие зрительного восприятия и узнавания. Формирование навыков чтения, развитие логического мышления, формирование подвижности мыслительных процессов.

В карточке три слова из четырёх находятся в определённой взаимосвязи. Расшифровать четыре слова. Назвать лишнее и объяснить - почему оно лишнее.

Понимание прочитанного требует от ребёнка соответствующего этому возрасту словарного запаса, умения грамотно строить правильные грамматические конструкции, уяснения смысловой связи между предложениями. Работа с деформированными текстами повышает осмысленность восприятия, формирует умение грамотно строить грамматические конструкции. (Прилож.№ 8);

Цель: Развитие зрительного восприятия и узнавания. Развивать логическое мышление, формировать осознанность чтения, умение грамматически правильно строить предложение. Развивать различные стороны мыслительной деятельности – анализ, синтез, сравнение, обобщение.

На каждом уроке во 2-4 классах провожу минутку  “жужжащего” чтения. Минутка “жужжащего” чтения должна быть направлена не только на развитие скорости чтения, но и на формирование умения анализировать произведения, уметь находить его главную мысль.  А для этого нужно, чтобы ученик действительно читал, а не делал вид, что читает.

Моя задача создать ему для этого все условия. Учитывая возможности каждого ученика, я даю ребёнку такой текст, который он должен был бы попытаться успеть прочитать за одну минуту. Считаю, что если ребёнок ясно видит конечную цель своей работы, то и работа спорится (в данном случае чтение). И моё открытие в этом способе чтения дало свои результаты. Дети не просто читают, а стараются успеть дочитать за отведённое время текст до конца. (Прилож.№4)

Цель: Формирование навыка скорочтения, развитие логического мышления, формирование умения выделять в тексте основную мысль.

 

 

Для учителей я разработала памятку:

1. Начни урок чтения с дыхательной гимнастики или речевой разминки.

2. Следи, чтобы ученики при чтении не допускали  регрессий (обратного  движения глаз).

3. Вырабатывай навык антиципации. (Умение угадывать 2-3 последующих слова на основе усвоенного содержания, по началу слова, угадать по контурам.) 

4. Используй разные виды чтения:

1) жужжащее чтение;

2) чтение в темпе скороговорки;

3) чтение про себя;

4) многократное чтение;

5) чтение за диктором;

6) чтение в парах: быстро читающий и слабо.

 

У значительной части обучающихся плохо развита мелкая моторика кисти и пальцев рук, что существенно затрудняет освоение навыка письма, дети плохо рисуют, не успешны на уроках технологии т.к. плохо владеют ножницами.

 Упражнения «Штриховки» -  нарисуй увеличивающиеся (уменьшающиеся) объекты (см. Приложение №5, 6)

Цель: Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие пространственных представлений и ориентации; развитие наглядно-образного мышления;

Упражнения «Дорисуй половинку и раскрась»  очень любимы учениками. Они особенно полезны леворуким детям (см. Приложение №9)

Цель: Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; совершенствование движений и сенсомоторного развития; развитие зрительной памяти и внимания; развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие пространственных представлений  и ориентации.

На уроках математики часто использую задания на развитие логического мышления (см. Приложение №10)

Цель: Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

 

Конкурс «Пословицы шутят»

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чьё-то место заняла?..

Два сапога – тара.

Ус хорошо, а два лучше.

Голод – не щётка.

Трус своей лени боится.

Собери пословицу (для каждой пословицы найди её продолжение)

Часть 1

Часть 2

Человека встречают по одёжке,

будет ладиться и работа.

Берегись бед,

не знают скуки.

Была бы охота,

век учись.

Век живи –

 а человек умом.

Красна птица пером,

вода не течёт.

Маленькое дело

пока их нет.

Пустая посуда

лучше большого безделья.

Умелые руки

звенит громче всего

Под лежачий камень

а провожают по уму.

 

Как заканчивается пословица  КТО ЗА ВСЁ СРАЗУ БЕРЁТСЯ,…

  1. ТОМУ ВСЁ УДАЁТСЯ.
  2. ТОМУ ЗДОРОВО ЖИВЁТСЯ.
  3. ТОМУ НИЧЕГО НЕ УДАЁТСЯ.

Кто из данных людей не музыкант?

ПИАНИСТ; ТРУБОЧИСТ;  ГАРМОНИСТ; ФЛЕЙТИСТ.

Найди и исправь ошибку

Делу – время, потехе – минута.

Кончил дело – гуляй сколько влезет.

Один ум хорошо, а два некрасиво.

Долог день до вечера, коли кушать нечего.

Кашу маслом не измажешь.

Не всё то золото, что сверкает.

Закончи предложения

Цель: расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; развитие наглядно-образного мышления; Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями)

 

Вторник, среда, пятница, воскресенье – это дни недели.

Январь, март, июнь, ноябрь – это…

Ирина, Наташа, Люда, Катя это…

Утро, день, вечер, ночь – это…

Россия, Франция, Испания, Китай – это…

Москва, Ярославль, Мурманск, Сочи -  это…

Тетрадь, карандаш, пенал, линейка –это…

Молоток, топор, пила, рубанок – это…

Молоко, хлеб, сыр, колбаса – это…

Подумай и закончи предложения

Если брат старше сестры, то сестра (младше брата).

Если стол выше стула, то стул …

Если ручей уже реки, то река …

Если поезд едет быстрее машины, то машина …

Если шнурок короче ленты, то лента …

Если  камень твёрже ваты, то вата…

Догадайся, о ком или о чём говорится

Зелёный, длинный, сочный.

Бурый, косолапый, неуклюжий.

Новая, интересная, библиотечная.

Маленькая, серенькая, пугливая.

Белоствольная, высокая, стройная.

 

Найди закономерность и подбери пару к слову

Птица – перья. Рыба - …

Огурец – овощ. Ромашка - …

Учитель – школа. Врач- …

Стол – скатерть. Пол - …

Утро – завтрак. Вечер - …

Человек – руки. Кошка - …

Рыба – вода. Птица - …

Красный – стоять. Зелёный - …

Осень – дождь. Зима -…

Реши логические задачи:

Цель: Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);развитие наглядно-образного мышления

Марина и Таня пили разные соки – яблочный и виноградный. Марина не пила яблочный сок. Какой сок пила Таня?

Костя  и Артём были  одеты в куртки разного цвета: синюю и зелёную. Костя был одет не в синюю куртку. В куртку какого цвета был одет Артём?

По двору ходили гуси. У всех гусей Саша насчитал 6 лап. Сколько гусей гуляло во дворе?

На ветке сидело несколько птичек. У них всего 8 крыльев. Сколько птиц сидело на ветке?

Два друга играли в шахматы 3 часа. Сколько времени играл каждый из них?

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации" | Добавил: Администратор
Просмотров: 36 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА