Среда, 12:07 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации"

Методическая разработка: "Комплекс коррекционно - развивающих игр для развития познавательной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ"
31.12.2016, 04:51

 

Методическая разработка: "Комплекс коррекционно - развивающих игр для развития познавательной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ"

Масленникова Елена Вячеславовна,

воспитателю

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 50

г. Мурманск

Актуальность материала определена необходимостью и целесообразностью использовать новые формы реализации учебных задач, соответствующие требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно посредством игры ребенок знакомится с окружающим миром.

Особое внимание следует уделить развитию дошкольника с ограниченными возможностями здоровья.

От того, насколько полно ребенок с ОВЗ научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир.

Данное пособие составлено на основе существующих в науке подходов к воспитанию детей с ОВЗ. В пособии представлены игры с использованием коррекционных приемов для детей, имеющих некоторые проблемы в развитии.

Направления коррекционно-развивающей работы:

  • Организация коррекционно-развивающей среды;
  • Организация игр и игровых упражнений, направленных на сенсорное воспитание детей;
  • Организация подвижных игр.

Рассмотрим каждое направление более подробно…

Организация коррекционно-развивающей среды

Под коррекционно-развивающей средой занятий подразумевается специально организованную предметно-пространственную среду: развивающие уголки, сенсорно-стимулирующее пространство, дидактические игры и пособия. Основными требованиями к предметно-развивающей среде – это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования.

Весь дидактический материал для проведения работы можно условно разделить на несколько групп:

-функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций: строительные конструкторы, пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины и др. Так же сюда могут быть включены материалы для развития, разработанные М.Монтессори;

-полифункциональные материалы – объемные набивные модули, крупные кнопочные конструкторы, полусферы и др.;

-игрушки и пособия для развития общей или мелкой моторики, а именно спортивный инвентарь, для развития крупной моторики: мячи, обручи, кольцебросы и пр.; для развития мелкой моторики: шнуровки, бусинки, кнопки, молнии, шнурки и пр.;

-природный материал;

-оборудование для занятий музыкой и ритмикой;

-иллюстративный и образно-символический материал: условные обозначения, схемы, наборы карточек с серией картинок, условные схематические изображения предметов и пр.;

-наглядно-графические модели: чертежи, поэлементная схема, нерасчлененные контурные образцы и пр.;

-нормативно-знаковый материал: наборы цифр, букв, алфавитные таблицы

-материалы и принадлежности для изобразительной деятельности

 Организация игр и игровых упражнений, направленных на сенсорное воспитание детей

Подборка игр  и игровых упражнений по сенсорному воспитанию можно разделить на следующие разделы:

  • Тактильно-двигательное восприятие;
  • Восприятие формы, величины, цвета;
  • Зрительное восприятие;
  • Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
  • Слуховое восприятие;
  • Восприятие пространственно-временных отношений
  • Моторика и графомоторные навыки
  • Кинестетическое и кинетическое восприятие

Примерами таких игр могут быть:

«Молчанка»

Цель: закрепление представлений о количестве дней в неделе и порядке их следования.

Оборудование: круг, разделенный на семь частей; набор карточек с цифрами 1-7 (для каждого участника).

Содержание: педагог на демонстрационном круге указывает на день недели, дети поднимают карточку с цифрой, которая соответствует этому дню.

Вариант: педагог показывает одну цифру, дети поднимают карточку с соответствующим названием дня недели.

Какого цвета не стало?

Цель: выделение и название цвета

Оборудование: несколько флажков разного цвета

Содержание: педагог показывает детям флажки и просит называть их цвет. После этого детям предлагается закрыть глаза. В это время педагог убирает один из флажков. Дети открывают глаза и называют цвет отсутствующего флажка.

«Каждую фигуру – на свое место»

Цель: различение геометрических фигур

Оборудование: набор геометрических фигур; таблица с изображением геометрических фигур.

Содержание: ребенку предлагается разложить шаблоны геометрических фигур в том порядке, в котором они изображены на таблице, а затем назвать их.

Организация подвижных игр

Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм ребенка с ОВЗ и больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению естественной потребности в движении. Подвижная игра не только противодействует гипокинезии, но и способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, развитию физических способностей.

Примеров таких игр огромное множество. При выборе игр следует учитывать двигательные возможности детей, их возможности восприятия информации и возрастную категорию.

Пример подвижных игр:

«Что пропало»

Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Оптимальное количество игроков — 5—10.

Инвентарь: несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и др.).

Инструкция. На игровой площадке ведущий раскладывает 4—5 предметов. Дети в течение одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибется меньшее количество раз.

«Узнай друга»

Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков — 8—12.

Инвентарь: повязки на глаза.

Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук — ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.

Вариант: если игрок не может узнать другого ребенка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.

Методические указания. Следует позаботиться о том, чтобы игровая площадка была абсолютно ровной, иначе дети с завязанными глазами будут чувствовать себя не уверено.

Заключение

Использование данных методов в общем процессе воспитания ребенка приведет к положительному результату для развития.

Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный  характер, выражаются в элементарных суждениях. Таким образом, становится ясно, что работа по данным направлениям является неотъемлемой частью развития ребенка.

Список литературы:

  1. Бедарев Г. Игры и развлечения. М., 1985.
  2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.
  3. Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Спб., 2002.
  4. Карабапова О.А. Игра и коррекция психического развития ребенка. М., 1997.
  5. Катаева А. А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993.
  6. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детец с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений. М. 2007.

 

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации" | Добавил: Elenderaner
Просмотров: 51 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА