Проект "Я писатель" дополнен новой рубрикой "Письма с войны" Викторина к Дню космонавтики "Поехали" Еще одна игра для развития скорочтения... Игры, которые позволяют развивать скорочтение Проект "Я писатель" с выдачей сертификата для всех желающих Как добиться осознанного понимания прочитанного? Что еще следует учитывать при организации занятий? Снижаем цены на макеты на время карантина! Измеряем технику чтения Программа упражнений по развитию быстрочтения Тибетская тренировка развития периферического зрения Упражнение 13 "Лабиринт" Упражнение по развитию скорочтения 11 "Алфавит" Упражнение 10 "Трапеция" Как сделать цветы из поролона своими руками? Электронная викторина к 75 летию Победы с документом! Онлайн платформа для развития ребенка с раннего возраста Автоадвокат. Юридическая помощь при ДТП. Юристы по ДТП Английский по скайпу Вокал для всех желающих

К 75-летию Победы! Интерактивная карта сражений


Картинка к материалу: «»
14:46

Коррекционно-развивающие упражнения с детьми с использованием арт-терапии.

Подготовила педагог-психолог Макарова Л.А.

Понятие арт-терапии

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности, при которой  происходит выражение эмоциональных переживаний и чувств ребенка посредством специально подобранных техник. Искусство - лекарство для души и тела. Оно благотворно отражается на психическом и физическом состоянии человека, вне зависимости от возраста.

Арт-терапевтические занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю, длительностью  от 15 минут и более, в зависимости от возраста ребенка и сложности случая. Курс занятий обычно от 3–5 до 12 недель.

Цель и задачи арт-терапии

Основной целью  занятий арт-терапии является организация психологической помощи ребенку, решение его проблем, которые могут стать препятствиями в дальнейшем, борьба со страхами, фобиями, комплексами. С помощью арт-терапии ребенок управляет своими переживаниями, чувствами, она помогает ему «выговориться»  посредством творчества.Использование арт-терапевтических технологий особенно  показано в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные виды нервно-психических нарушений, таких как,   гиперактивность, быстрая утомляемость, импульсивность, раздражительность, агрессивность, страхи, плохая концентрация внимания, и др.

Задачи арт-терапии

  • Диагностика психологической проблемы;
  • Контроль эмоционального фона;
  • Повышение самооценки ребенка;
  • Снижение агрессии, тревожности;
  • Реализация эстетических потребностей, развитие и раскрытие творческих потребностей, креативного творческого мышления;
  • Обеспечение контактов: ребенок - специалист, ребенок - внешний мир;
  • Развитие познавательной, речевой деятельности дошкольника.

 

Основные виды арт-терапии:

  • Изотерапия;
  • Сказкотерапия;
  • Песочная терапия;
  • Музыкотерапия;
  • Игротерапия.

В зависимости от эмоционального состояния, готовности к взаимодействию, в дошкольном возрасте могут применяться как отдельно взятые приемы, так и все перечисленные методы в целом.

 

Изотерапия

Рисование для дошкольников является едва ли не одним из доступнейших способов самовыражения.  Арт-терапевтическая работа предполагает большой набор изобразительных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, бумага для рисования разных форматов, картон, газеты, салфетки, клей, губки, щетки, тесьма, веревочки, перышки, веточки и т.д.

 

Формы  и техники изотерапии:

  • Рисование пальчиками. Для  этого необходим лист ватмана, гуашь или краски. Можно предложить малышу проводить пальчиками линии, оставлять на бумаге отпечатки ладони, попробовать и воплотить законченную композицию.
  • Рисование страха. Например, упражнение «Нарисуй свой страх, победи его». Поговорите с ребенком о его страхе, затем предложите нарисовать то, чего он боится.  Необходим лист бумаги, карандаши, краски. После рисования еще раз поговорите с ребенком о его страхе. Затем разорвите его на мелкие кусочки и выбросите.
  • Оформление окна. Взрослый объявляет - завтра на нашей улице будет пролетать фея, она будет заглядывать в окно,  нам необходимо украсить его, чтобы ей понравилось. Для украшения можно использовать гуашь, наклейки, блестки, декор и др.
  • Техника «Марания».В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». В данном случае, в условиях арт-сессии, речь идет о спонтанных рисунках детей дошкольного и младшего школьного возраста, выполненных в абстрактной манере, имеющих схожесть с рисунками доизобразительного периода. В технике «марания» отсутствует   структурированные изображения и сюжеты, зато  есть  самые различные сочетания отвлеченных форм и цветовых пятен. Достаточно широк выбор способов создания рисунков: это   могут быть и ритмичность движения руки, и композиционная случайность нанесения  мазков и штрихов,  и размазывание и разбрызгивание  красок,  и нанесение множества слоев и смешивание цветов. Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения. 
  • Техника «Пластилиновая композиция»Техника «Пластилиновая композиция».  Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.

Задачи, решаемые в процессе выполнения работы: развитие сенсорноперцептивной сферы, развитие воображения, оригинальности мышления, творческое самовыражение.  

В ходе работы детям раздают по листочку картона и пластилин. Ребенок может  взять кусок пластилина предложенного или понравившегося цвета и размять его в руках так, чтобы он стал мягкий. Затем пластилин наносится пальцами на картон, как бы намазывается. После этого ребятам можно предложить набор крупы, макарон, арбузных и тыквенных семечек или любых других мелких предметов. Вдавливая их в пластилиновую основу, дети тем самым создают композицию свободную или заданную тему. Затем можно придумать название поделки, сказочную историю к ней, сделать выставку.

 

Сказкотерапия

Пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Сеансы сказкотерапии помогут понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их с взрослыми. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.
Если вы заметили, что у ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.Очень полезны художественные сказки. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арт-терапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии, подходящие по настроению тому или иному сюжету).
Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если взрослые смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут детям неоценимую помощь.

Во-первых, ребенок будет знать, что взрослому  небезразличны его проблемы.

Во-вторых, он сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом".

В-третьих, сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать.

А ещё "походы" в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества.

 

Песочная терапия

Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. Развивается мелкая моторика рук, что стимулирует развитие центра речи в головном мозге и стимулируется формирование внимания и памяти. Ребёнок прислушивается к своим ощущениям и рассказывает о них. Игры с песком положительно влияют на психику ребёнка. Впервые идея использования песка в работе с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована английским детским психотерапевтом  МаргатетЛовенфельд в 1930-х годах.  Ловенфельд придавала большое значение  тактильному  контакту ребенка с водой и песком, дополнявшему проективную игру  с различными предметами и куклами.  Ребенку предоставлялась возможность свободно играть с песком, водой  и фигурками. Дети называли этот процесс «строить мир» М. Ловенфельд  так и назвала свою методику – «техника построения мира». Манипуляции с песком позволяют корректировать эмоционально-личностную и познавательную сферы детей, совершенствовать мелкую моторику, тренировать межполушарное взаимодействие. Рисование песком способствует снижению тревожности у детей, повышению уверенности в себе и своих силах.

 Занятия с песком строятся в игровой форме и таким образом, чтобы у ребенка формировалось положительное отношение к себе, развивалась адекватная возрасту самооценка, ребенок овладевал чувством контроля над эмоциями. Позволяет преобразовывать агрессивные, тревожные, разрушительные чувства, предупреждая проявление их в поступках. В играх с песком ребенок неосознанно учится понимать себя, положительно принимать себя.

Таким образом, песочная терапия позволяет:

  • стабилизировать психоэмоциональное состояние;
  • совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
  • стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
  • развивать навыки общения и речь;
  • стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
  • разнообразить способы сотрудничества.

Можно играть с песком, как в специальных песочницах, так и в небольших подносах,  квадратных емкостях, желательно синего, голубого цвета (он успокаивает). Кроме того потребуются различные фигурки - людей разного пола и возраста, разнообразных профессий, персонажи сказок, мифов, фантастические существа, животные как дикие, так и домашние,  дома, другие жилища, мебель, заборы, ворота, здания.

Взрослый знакомит ребенка с песочницей и предлагает ему создать в песочнице собственный мир. Например, волшебный город,  сказочный мир. Задача ребенка творить, используя свою фантазию, а взрослый наблюдает со стороны, не поправляя ребенка. Когда волшебный мир готов, взрослому необходимо обсудить результат с ребенком, узнать,  кто жители его мира, обсудить их занятия, проблемы. Помочь ребенку решить их, предложив варианты. Например, если жителей волшебного мира  обижает злой тролль, можно подсказать ребенку, построить ловушку для него, а затем закопать его глубоко.

 

Музыкотерапия

О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Использование классической музыки благотворно влияет на эмоциональное состояние детей, помогает избавиться от стрессового состояния, облегчает процесс адаптации к условиям дома ребенка.

Например:

  • Для уменьшения чувства тревоги  и неуверенности: Ф. Шопен «Мазурка», « Прелюдии»; И. Штраус « Вальсы»;
  • Для уменьшения раздражительности: И. Бах « Кантата 2», Л. Бетховен «Лунная соната» (ч.1);
  • Для общего успокоения: И. Брамс « Колыбельная»; Ф. Шуберт « Аве Мария»;
  • Для снятия симптомов тревожности: Б. Барток «Соната для  фортепиано»; А. Брукнер «Месса ля минор»;
  • Для уменьшения эмоционального напряжения: Ф. Лист «Венгерская рапсодия» (ч.1); А. Хачатурян «Сюита», «Маскарад»;
  • Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности: Л. Бетховен « Увертюра « Эгмонд»; Ф. Лист «Венгерская рапсодия» (ч.2).
  • Для уменьшения скрытой агрессии: И. Бах « Итальянский концерт»; Й. Гайдн «Симфония».

 

Игротерапия

Ключевым методом коррекционно-развивающей работы с детьми дома ребенка является игротерапия.  Игра - неотъемлемая  часть жизни детей. С помощью игры ребенок усваивает общественные нормы и правила, устанавливает отношения с окружающим миром. С помощью игры дети выражают свои чувства, эмоции, переживания. Психокоррекционный  эффект игровых занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта с психологом. Основная цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым  для него образом-через игру, проявить творческую активность  в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых»  или моделируемых  в игровом процессе.  Ребенок регулярно и последовательно помещается в здоровую среду игрового кабинета, в атмосферу теплоты и принятия, создаваемую психологом. Игровая комната должна быть достаточно просторной, чтобы ребенок мог проявить значительную активность, но и не велика, чтобы он не терялся в ней и не чувствовал себя отдаленным от психолога. В качестве игрового материала психолог может использовать:

  • куклы (тряпичные, бумажные, деревянные, куклы бибабо);
  • кукольные дома с набором мебели;
  • кубики разных размеров;
  • тематические игровые наборы;
  • машинки, корабли, паровозики;
  • настольные игры;
  • музыкальные инструменты;
  • игрушечные предметы быта;

После каждого сеанса в игровой комнате надо навести порядок, и расставить игрушки по местам. Поскольку игрушки - это слова ребенка, ребенок не должен тратить время на поиски игрушек, необходимых для выражения своих чувств и эмоций. Игровая комната должна представлять собой образец порядка и надежности. Частью этой надежности является то, что каждая игрушка всегда находится на своем месте. Критерием необходимости завершения  коррекции является способность сохранять позитивные поведенческие изменения за пределами игровой комнаты. Психологи предлагают несколько критериев для оценки терапевтической динамики:

  • ребенок после каждой следующей  сессии выглядит более спокойным и расслабленным
  • ребенок становится более уверенным в себе
  • взаимодействие ребенка с окружающими становится более позитивным
  • наблюдаются изменения в поведенческих паттернах, игре, языке тела
  • ребенок обсуждает свои проблемы, тревоги

 

Заключение

Мы рассмотрели некоторые упражнения с помощью арт-терапии для дошкольников, которые  благоприятно влияют на развитие ребенка, помогают  справиться ему с проблемами, разобраться с чувствами, комплексами и переживаниями. Главное правило работы с использованием арт-терапии, которого должны придерживаться взрослые, - ненавязчивость: ребенок должен творить самостоятельно, а взрослый выступает в роли наблюдателя, не действуя по заранее продуманному плану. Только в том случае занятия будут полезны для ребенка.

 

 

 

Литература

  1. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2003.
  2. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань,1999.
  3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.:Речь,2006.

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации" | Просмотров: 74 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА