Вторник, 05:50 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации"

Конспект логопедического занятия в 3 (4) классе Роль разделительного твердого знака в слове
19.12.2016, 10:03

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1

г. Белая Калитва, Ростовской области

 

 

 

Конспект логопедического занятия
в 3 (4) классе

Роль разделительного твердого знака в слове

 

 

подготовила

учитель-логопед

 

Гриценко

Анастасия

 Владимировна

 

 

 

г. Белая Калитва

2015

Тема: Роль разделительного твердого знака в слове

Задачи:

Развитие орфографической зоркости

Обогащение лексического запаса

Развитие слухового внимания

Развитие связной речи.

 

Планируемые результаты:

Предметные умения

Научиться выделять и обозначать твердый знак в словах, применять правило правописания разделительного твёрдого знака в словах.

Регулятивные:

-  формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность  действий

- исправлять ошибки в устной и письменной речи;
- контролировать результаты своей деятельности и деятельности товарища.

Познавательные:

- использовать общие приемы решения задач;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные:

- развитие умения задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания;

-осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками

Личностные:

- самооценка на основе критериев успешной деятельности

- осознать практическую и личную значимость результатов каждого этапа урока.

 

Оборудование:  презентация, карточки с крупно написанными заданиями (на доску), карточки-слова для составления предложений, карточки с заданиями для каждого учащегося, листики-стикеры.

 

Ход занятия

  1. Организационный момент:

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.

  1. В эту субботу мне позвонил друг по имени Егор. Он разыскивает пропавшее из зоопарка животное и решил дать объявление в газету. Но в редакции не приняли текст и посоветовали исправить.

Поможем Егору?

Вот текст объявления:

Обявление

В среду, 15 января, в Ростовском зоопарке разяренный взерошенный павиан сел сумочку посетительницы и сбежал.

Все, кто сможет предявить в редакцию семку происшествия, получат вознаграждение.

 

- Почему это объявление не стали печатать в газете?

Какие слова написаны неверно?

А почему нужно писать именно так?

Думаю, чтобы нам не ошибиться, необходимо оживить в памяти важное правило правописания. (на доске Правописание…) А какое именно, нужно разобраться!

 

  1. Было сели – стало съели.

Догадаться все сумели,

Почему случилось так?

Кто виновен?

 

— Как вы догадались, что речь идет о твердом знаке?

— Чем отличается слово сели от слова съели? (значением)

— Какова роль твердого знака? (Твёрдый знак не даёт звукам сливаться)

— Между какими частями слова пишется разделительный твердый знак? (между приставкой и корнем, разделяет их). (На доске – разделительного Ъ)

— Всегда ли между приставкой и корнем пишется разделительный твёрдый знак?

 

Посмотрите на доску (вывешиваются карточки ПОЕЗД и ПОДЪЕЗД)

-  Из каких частей состоит слово ПОЕЗД?

На какую букву заканчивается приставка в этом слове? (На гласную – отмечается красным кружком)

С какой буквы начинается корень слова?      С гласной, состоящей из двух звуков.

                                                        – Назовите такие гласные.  

-  Из каких частей состоит слово ПОДЪЕЗД?

На какую букву заканчивается приставка в этом слове? (На согласную – отмечается синим кружком)

С какой буквы начинается корень слова?       С гласной, состоящей из двух звуков.

                                              –Назовите такие гласные.

Е Я Ё Ю – ЗАПИСАТЬ на доске

Давайте составим алгоритм и сформулируем правило:
1) Разобрать слово по составу.
2) Определить, есть ли в слове приставка, обозначить её.
3) На какую букву оканчивается?
4) Обозначить корень. С какой буквы он начинается?
5) Сформулируйте правило.
(Дети формулируют правило: если приставка заканчивается на согласную букву, а корень начинается с гласной буквы: е, ё, ю, я, после приставки пишем разделительный твердый знак)
Вот какая схема у нас получилась? (На слайде - схема)

 

  1. Я предлагаю посоревноваться, чтобы выяснить, как хорошо вы усвоили это правило.

Объединимся в две команды – команда девочек и команда мальчиков.

Задание 1 (вызываются по 1 девочке и по 1 мальчику) (карточки прил. №1)

 Вставьте букву или соедините приставку со словом, выделить орфограмму.

 

№1 

Под...ём, об...ехал, под…держать, с…едобный, об…яснил.

№2 С…давливать, раз...ярённый, об...едение, вз...ерошенный, в..лезать.

№3

В...ехал, об…явление, об…деленный, об…единить, пред…явить.

№4 Пред…ставить, с...ежились, под...ёмный, об...ём,

под...езд.

 

 

 

Задание 2

Внимательно прослушайте стихотворение. Если в слове пишется разделительный Ъ, хлопните в ладоши.

 

Все вокруг объяты страхом –
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
В сверхъестественной тревоге
Всё зверье уносит ноги.
Даже несъедобный ежик
Съежился от страха тоже.
Разъяренный людоед
Мигом съел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.

 

 

Задание 3.

 

Запишите в тетрадь ответы - слова, в которых встречается разделительный твердый знак, выделите орфограмму:   

  1. Растолковать, сделать понятным (объяснить)
  2. Грибы, пригодные для еды (съедобные)
  3. Недоеденные куски (объедки)
  4. Вход в здание (подъезд)
  5. Недостаток или неисправность (изъян)
  6. Сжаться от холода (съежиться)
  7. Кран, используемый на стройплощадке для перемещения грузов (подъемный)

 

  1. ФИЗМИНУТКА

 

  1. - Что ж, ребята, вы готовы помочь моему другу Егору исправить ошибки в его тексте? (презентация)

Кто увидел ошибку, поднимите руку. (Разбор и исправление текста.) (если есть возможность – работа на интерактивной доске)

 

Молодцы, ребята!

Теперь, думаю, это объявление обязательно примут в редакции. Сейчас отправлю ему текст электронной почтой.

 

  1. А мы, ребята, выполним последнее задание и определим победителей нашего состязания.

Нам необходимо составить предложения из слов на каждом листе.  (прил №2)

Цветов, от, съежились, холода, листья.

Лесу, деревьях, в, висит, на, зверей, для, объявление, открыта, что, больница, и, птиц.

Вниз, объедки, шишки, бросал, грыз, на, кто-то, ветке, свои.

 

Переверните, пожалуйста, карточки, которые лежат у вас на столах. Вместе составьте из рассыпавшихся слов предложения, над словами расставьте цифры по порядку.

Самостоятельно отметьте орфограммы. Перепишите в тетрадь.

 

  1. Проверка ошибок в тетрадях соседа.

 

  1. Ой, ребята, мне пришел голосовой ответ от нашего друга Егора. (аудио на телефоне)

 

  1. Рефлексия.

Учитель: Наше занятие подходит к концу, и я хотела бы узнать, понравилось ли вам работать. На стикерах напишите свое имя и прикрепите его на смайлик, который выражает ваше мнение о занятии.

На слайде смайлики с изображениями эмоций.

 

  1. Похвала, прощание.

 

 

 

 

 

 

Презентацию в формате PPT можно скачать по ссылке https://yadi.sk/d/3iXEqcEl32hjNG  (объем 9,3 Мб)

 

 

 

Литература:

 

  1. Агапова И.А., Давылова М.А. Лучшие игры со словами. М.: ЛАДА, 2006.
  2. Васильева Л.С. Творческие работы по русскому языку: тетрадь для 4 класса. – Саратов: Лицей, 2003.
  3. Введенская Л.А., Саакьян Р.Я. Наш родной язык. Пособие для учителя начальных классов. РнД: Изд-во Ростовского Университета, 1992.
  4. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.
  5. Воронина Т.П. Дислексия, или почему ребенок плохо читает? РнД.: Феникс, 2014
  6. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. СПб.: «КАРО», 2005.
  7. Дружок. Правила по русскому языку и математике для начальных классов. М.: Стрекоза – пресс, 2003.
  8. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. СПб.: Речь, 2005.
  9. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж, 2006.
  10. Коррекция письма на уроках. 1-4 классы: практические и тренировочные упражнения/ авт.-сост.Зубарева Л.В. Волгоград: Учитель, 2013.
  11. Панина А. Б. 10 уроков русской орфографии в картинках. 3 – 5 классы. М.: Новая школа, 1998.
  12. Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. 2 – 4 классы. М.: Просвещение, 1964.
  13. Шклярова Т.В., Картунова Л.И. Справочное пособие для начальных классов (русский язык, математика, риторика). Рязань: РИИПП, 1994.
  14. Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников (2-3 классы). СПб.: КАРО, 2014.

 

 

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации" | Добавил: Администратор
Просмотров: 56 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА