Воскресенье, 20:58 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации"

исследовательская работа на тему "Дуэль в литературе"
27.10.2017, 11:26

Оглавление


 


 


 

1. Введение…………………………………………………………………….

2. Глава 1. Дуэль в «золотом веке» русской литературы – поединки в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова…………………………

3. Глава 2. Тема дуэли в произведениях русской литературы середины XIX в. («Отцы и дети», «Война и мир», «Кроткая»)………………………………

4. Глава 3. Завершение дуэльной темы в русской литературе XIX века. Повесть А.П.Чехова «Дуэль»……………………………………………………………..

5.Приложение (Дуэли  в России)…………………………………………………

6. Заключение…………………………………………………………………….

7.Список использованной литературы………………………………………….


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

Пружина чести – наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Дуэль – французское слово, взявшее начало от латинского «duellum» - в переводе на русский «поединок» или «борьба двух». Целью дуэли является удовлетворение желания одного из дуэлянтов ответить на нанесенное его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. Традиция дуэли, как способа разрешения конфликтной ситуации, существовала почти повсеместно не только в России, но и в Европе. Первые упоминания о дуэли встречаются еще в источниках Римского права. Однако тогда это предполагало поединок двух  бойцов от каждой из враждующих сторон, который предрешал исход боя, подобно поединку Пересвета и Челубея перед битвой.

Лишь по мере того, как дворянство начинает приходить в упадок, возникают попытки кодифицировать дуэльные нормы (известен опубликованный в дореволюционной России дуэльный кодекс В. Дурасова, выдержка из которого приведена выше), хотя и в этом случае ни один из опубликованных дуэльных кодексов не носил обязательной силы, а был лишь «рекомендацией».

Поединок Пересвета с Челубеем. Поединок перед Куликовской битвой О поединке богатырей Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) мы хорошо знаем, благодаря картине советского художника М.И.Авилова. Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне. Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей. В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле. Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей. Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации. Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением? Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны. У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами. Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо». Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника. От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея. Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла. Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку. Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова. За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.

Дальнейшее свое распространение дуэль получила как регламентированный сводом законов поединок. Конечно, впоследствии светской властью ее официально запретили. Однако, несмотря на запреты, еще долго дуэль оставалась способом разрешения конфликтов. Менялось оружие, но незыблемой оставалась честь. По-прежнему считалось позорным не принять вызова – неписаный кодекс чести в сознании дворянина стоял выше любых законов.

Актуальность выбранной темы и интерес к ней объясняются тем, что сегодня все дальше в прошлое уходят понятия чести, защиты человеческого достоинства, все меньше людей знают традиции и обычаи нашего общества в таком, в общем-то, по историческим меркам недалеком 19 веке. Многим моим сверстникам не всегда понятны мотивы поступков литературных героев. Кроме того, стоит отметить, что тема дуэли, хоть и привлекала исследователей довольно часто, кажется нам, однако, не изученной в полной мере. Это объясняется тем, что наши предшественники либо охватывали в своих исследованиях не все произведения, либо не учитывали реально существовавший в 19 столетии дуэльный кодекс. Мы же хотели бы не только проследить, как развивалась тема дуэли, но и сопоставить каждый из дуэльных эпизодов, описанных в реалистической, но все же художественной литературе с подлинными правилами, господствовавшими в описанные писателями эпохи.

Таким образом, цели нашего исследования таковы:

1. Проследить развитие темы дуэли в произведениях писателей 19 века.

2. Проанализировать, какую роль играют сцены дуэлей в развитии характеров персонажей.

3. Рассмотреть, какое значение имеют дуэли в композиционном отношении.

4. Показать, насколько детали описанных поединков соответствуют дуэльному кодексу. В качестве самого авторитетного свода правил нами был использован труд В.Дурасова «Дуэльный кодекс».

В ходе работы над темой были выдвинуты гипотезы:

1) несоблюдение устава дуэлей типично для героев русской литературы, поскольку авторами выдвигаются на первый план «движения человеческой души», что не всегда способствует хладнокровному следованию закона.

2)дуэль всегда является поворотным моментом не только в сюжете, но и в раскрытии образов героев.

Методы исследования:

1)теоретические – анализ научной и исторической литературы по проблеме исследования;

2)практические – анализ и сопоставление художественных произведений

В первой главе дается обоснование выбора темы, ее актуальность, цели, задачи и методы исследования.

Во второй главе дается анализ сцен дуэлей и их трансформация в произведениях писателей 19 века. В заключении представлены результаты исследования.

 

Далее смотерть архив материала

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации" | Добавил: Администратор
Просмотров: 38 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА