Понедельник, 15:08 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации"

Использования современных образовательных технологий на уроках    химии
10.01.2018, 17:29

Областное государственное образовательное профессиональное образовательное учреждение "Смоленский машиностроительный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Использования современных образовательных технологий на уроках    химии

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель химии высшей

категории Вороновой Н.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск 2015г.

 

 

 

 

 

 

 

План использования современных образовательных технологий на уроках химии

 

 

Преподаватель химии Воронова Н.С.

 

 

Актуальность

Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Необходима активная познавательная, самостоятельная мыслительная деятельность, владение совокупностью способов познавательной деятельности. Именно этим определяется актуальность использования современных образовательных технологий.

       Другое условие связано с тем, что качество знаний  учащихся, интерес к изучению физики снижаются ещё подростковом возрасте. Соответственно меняется и подход к получению знаний. На смену познавательной мотивации приходят так называемые мотивация достижения или избегания неудач.

Результаты стартовой диагностики

При проведении исследования мною был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой ).Был  получен следующий показатель познавательной  мотивации учащихся ( 1 курс ): - низкая-50% уч-ся, средняя  мотивация у 50 %. Именно поэтому оказалось важным найти те средства, которые бы позволили повернуть студента лицом к учебной деятельности. Возникла необходимость в применении новых подходов в организации учебного процесса и создании условий на уроках для формирования учебно-познавательной компетенции, усиление  мотивации к ее изучению химии

Цель работы

 

  С целью повышения эффективности обучения химии регулярно использую на своих уроках современные образовательные технологии поэлементно или полностью: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, проблемного обучения, проектно-исследовательские и другие .Опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский,   я  адаптировала наработки к условиям своей в техникуме.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий  позволяют мне повышать интерес студентов к учебной деятельности, создавать на уроке условия для творческой мыслительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Система работы:

 

Ι. Здоровьесберегающие технологии.

 

Эффективность воспитания и обучения  студентов зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития подросткового организма.

  Включаю элементы здоровьесбережения в урок, если его содержание  имеет отношение к здоровью. Например, в таблице представлены темы уроков курса химии  с включением элементов здоровьесбережения и безопасности.  Включение в уроки элементов здоровьесберегающих технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у обучающихся бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету.

 

Темы по предмету

Вопросы здоровьесбережения

Что изучает химия  

Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды по месту проживания и учебы.

Наблюдения, опыты, измерения. эксперимент.

Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Осуществление простейших химических опытов, разделение смесей, взвешивание.

Диффузия. Движение молекул.

Искусственное дыхание. Ароматерапия.

Инерция.

Переход улицы на перекрестке. Правильность приземления во время прыжков. Правила безопасного спуска на лыжах с гор.

Изучение микроклимата в классе

Безопасность при проведении опытов

Масса тела. Вес тела. массовая доля

Умение измерять массу тела и вес тела. Ожирение – угроза здоровью.

Сила.

Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека.

Давление твёрдых тел.

Безопасная работа с режущими и колющими инструментами.

Атмосферное давление.

Как мы дышим и пьем. Метеозависимость людей.

Давление в жидкости.

. Требования безопасности.

. Изучение использования химических веществ

Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения бензина и спирта.

Способствую созданию благоприятного психологического климата на уроке через создание доброжелательной обстановке на уроке, проявление внимания к каждому высказыванию, позитивную реакцию на желание студента выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности или небольшое историческое отступление. Во избежание субъективизма при оценке ученических работ  использую самооценку; оценку соседа по парте; коррекционную оценка; совместная оценка преподавателя и студента. Таким образом, исключается эмоциональная стрессовая нагрузка у студента при оценивании его результатов и учитываются различные психофизические особенности человека.

 

ΙΙ. Личностно-ориентированная образовательная технология

 

Развитие способностей обучающегося — основная задача личностно-ориентированной педагогики, «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от студента к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию.

В качестве главного метода на уроке использую диалоговое общение, стараюсь вызвать студента на совместный поиск решения поставленных задач. В процессе  работы большое внимание уделяю оценке, причем  не только конечного результата, но и самого процесса выполнения задания студентом. В  рефлексии смещаю акценты с того, что студент сделал-  на то, как он это делал.

 Разрабатывая  дидактическое  обеспечения личностно-ориентированного обучения, учитываю следующее:

-подбор учебного материала должен  обеспечивать субъектный опыт обучающегося;

-изложение материала должно не только  расширять  объем знаний, но  и структурировать их, обобщить, интегрировать знания из различных областей, преобразовать наличный опыт каждого студента;

-активное стимулирование студента к самооценке не только полученных знаний, но и способов действия;

-организация учебного материала с возможностью выбора студента;

-выделение общелогических и специфических предметных приемов учебной работы;

-выделение единиц учения, использование их на уроке, в индивидуальной работе,

-поэлементное решение задачи,

-возможность пересдать учебный материал.

В процессе такого обучения происходит активное участие  студента в  образовательной деятельности, обеспечивается возможность самообразования, саморазвития.

 

 

ΙΙΙ. Проблемное обучение.

 

 Проблемные задания подбираю таким образом, чтобы они вызывали интерес, основывались на тех знаниях и умениях, которыми владеет обучающийся. Использую проблемные вопросы, проблемные ситуации, проблемный эксперимент. Применение проблемного обучения оправдано на всех этапах урока, включая домашние задания.

Проблемные вопросы

При решении проблемных вопросов требуется (без выполнения расчетов) объяснять то или иное  явление или предсказать, как оно будет протекать в определенных условиях. Как правило, в таких задачах нет числовых данных. Отсутствие вычислений позволяет сосредоточить внимание студента на биологической сущности явления. Решение проблемных вопросов способствует воспитанию у обучающихся внимания, наблюдательности и развитию графической грамотности. Пример:«Что надо сделать, чтобы охладить молоко летом, не имея холодильника?»

Проблемные ситуации

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают проблемные ситуации, в которых обучающиеся сами должны отстаивать свое мнение, принимать участие в дискуссиях и обсуждениях, ставить вопросы своим товарищам, находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи. Пример: вы стоите на палубе движущегося теплохода и подбрасываете вверх мяч. Куда упадет мяч: к вам в руки? на палубу? за борт?

Использую следующие приемы создания проблемных ситуаций:

1) предварительные домашние задания;

2) постановка предварительных заданий на уроке;

3) использование экспериментов и жизненных наблюдений;

4) решение экспериментальных и познавательных теоретических задач;

5) задания с элементами исследования;

6) создание ситуации выбора;

7) предложение выполнить практические действия, на первый взгляд, не вызывающие затруднений.

Проблемные задачи

При решении проблемных задач ответ на поставленный вопрос не может быть получен без вычислений. Проблемная задача – это ситуация, требующая от студентов мыслительных и практических действий на основе знаний по химии, качественного и количественного анализа с подсчетом тех или иных числовых характеристик процесса. Процесс решения задач также является средством контроля знаний и умений студентов. Пример: можно ли в поллитровую банку поместить 800г меда?

Проблемный эксперимент

При выполнении проблемного эксперимента появляется возможность установить причинно-следственные связи между явлениями, а также между величинами, характеризующими свойствами тел. Широкое применение эксперимента в  преподавании химии способствует формированию у обучающихся представления об эксперименте как методе научного исследования. Пример: установить зависимость между концентрацией и растворимостью вещества. Проблемное домашнее задание

В качестве домашнего задания перед изучением темы «дисперсные системы» предлагаю такой проблемный опыт. раствор

.гели, суспензии, взвеси какая связь    между этими веществами

. ΙV. Проектные и исследовательские методы обучения.

 

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению; позволяет органично интегрировать знания обучащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике.

Проектную деятельность целесообразно начинать с момента начала изучения химии, ещё в школе, где описание природных явлений в виде сказок, рассказов, поговорок, где учащийся рассматривают произведения сприродной точки зрения. Но, к сожалению, ко мне приходят учиться студенты, которые в школе не участвовали в исследовательской деятельности. Им трудно начинать, согласиться на первый шаг. Но когда они все же этот шаг делают, их увлекает исследовательская работа и возникает необходимость изучения научных публикаций, монографий, поиск новинок, т.е. серьёзная работа с литературой.

Технологию использования исследовательских методов  применяю как на уроках при организации и проведении исследовательских и конструкторских работ, так и во внеурочной деятельности учащихся. Стремлюсь к  созданию условий, при которых студенты самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в парах; развивают исследовательские умения при выявлении проблем, сборе информации, проведении наблюдений и эксперимента, анализе, построении гипотез, обобщении; развивают системное мышление.

Использование данной технологии во внеурочное время помогло мне организовать научно-исследовательскую деятельность обучащихся похимии, что позволило им грамотно выполнить, оформить и презентовать исследования с использованием компьютера.

 

Результативность работы

 

Системная работа по использованию  современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении химии, повышают познавательный интерес к предмету, приводит к тому, что успеваемость по предмету составляет 100% , учащиеся принимают активное участие в конкурсах, олимпиадах, проводимых в рамках предметной недель, которые проводятся ежегодно в нашем учебном заведении. Знания, полученные по химии и биологии, помогают студентам в овладении выбранной ими профессии, конкурсах профессионального мастерства, где они показывают высокие результаты как на региональном, так и всероссийском уровне.

 

 

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации" | Добавил: Администратор
Просмотров: 119 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 DDTbok   (01.02.2018 10:33)
Педагог успешно использует различные современные педагогические технологии, что помогает ему повысить эффективность учебного процесса.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА