Вторник, 18:43 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации"

Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста
17.07.2017, 11:09

Грошева Вера Николаевна.                                                                                         Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста.

Здоровье сберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, медиков, психолога с целью сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Здоровье сберегающие технологии включают в себя несколько основных направлений:

1. Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса.

Организованная образовательная деятельность позволяет получать детям доступные их возрасту знания о человеке, формирует у малышей необходимые умения, совершенствует психологические процессы (восприятие, мышление, речь, а также побуждает ребёнка к активной познавательной деятельности).

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у малышей через разные виды деятельности позволяет воспитать у них такие качества как опрятность, аккуратность, соблюдение чистоты и порядка, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Так как правильная организация питания даёт ребёнку ответы на вопросы: Что есть? Как есть? Когда есть? Ритуалы приготовления к приёму пищи, знания о пользе и вреде продуктов – всё это формирует в детях культуру здорового образа жизни с малых лет.

Формирования всех этих навыков задача сложная, требующая систематичности, большого терпения, единства требований со стороны взрослых. Необходимо сделать этот процесс доступным, интересным, увлекательным.

Для этого следует использовать следующие методические приёмы:

1. Показ и объяснение;

2. Упражнения и контроль;

3. Пример взрослых;

4. Игровые приёмы;

5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок.

Хотелось бы обратить внимание на использование потешек в работе воспитателя. Чтение потешек является своеобразным методом телесной терапии в раннем возрасте, помогающей налаживанию отношений между взрослым и ребёнком, развитие общей моторики и развитие мелкой моторики рук способствует закреплению полезных привычек.

Таким образом воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса способствует созданию условий для здорового образа жизни и укреплению здоровья ребенка.

2. Физическое развитие и оздоровление детей: включает закаливание, гимнастика, организация двигательного режима (подвижные игры).

Закаливание - в физическом развитии и оздоровлении детей особое место уделяется закаливающим процедурам. Закаливание способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливание будет эффективно, если оно обеспечивается в течении всего дня.

ЭТО:- соблюдение режимных моментов;

- организация теплового и воздушного режима;

- рационально подобранная одежда для детей (зависит от сезона, местонахождения ребёнка, т. е. в группе или в прохладном помещении);

- соблюдение режимов прогулок при температуре 15-20 градусов;

- сон в проветренном помещении;

Система закаливания организма ребенка полностью зависит от времени года, в которое оно проводится. Из приведенной ниже таблицы следует серьезное отношение всего коллектива группы к здоровье сбережению малышей.

Закаливающие мероприятия: Осень: Закаливание воздухом, соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня ; поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (+19: +20)

Зима: Закаливание воздухом, соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня; поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (+19: +20)

Весна: Закаливание воздухом, соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня; поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (+19: +20).Воздушные ванны после дневного сна с проведением физических упражнений. Правильный подбор одежды, облегченная одежда. Закаливание водой, ходьба по ребристым дорожкам, проложенным смоченными полотенцами.

Лето: Закаливание воздухом, соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня; утренняя гимнастика на свежем воздухе. Поддерживание нормальной температуры воздуха в помещении (+19: +20). Воздушные ванны после дневного сна с проведением физических упражнений. Правильный подбор одежды, облегченная одежда. Закаливание водой, ходьба по ребристым дорожкам, проложенным смоченными полотенцами. Обширное умывание. Закаливание солнечными лучами происходит после воздушных и водных процедур в середине прогулки. Время постепенно увеличивается, зависит от возраста детей.

Гимнастика - это универсальное средство физического развития человека, организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, развивается двигательная активность, ребенок получает положительные эмоции от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение, собирается внимание, дисциплинируется поведение.

Бодрящая гимнастика или гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения.

Пальчиковая гимнастика - развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.

Пальчиковая игра.

Большая Да веселая (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)
Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)
Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)
Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)

Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания. Цель – формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох и длительный выдох). При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объём и вентиляция легких, газообмен, и кровь быстрее и легче обогащается кислородом, что способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания. Дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей и улучшает дренажную функцию бронхов, укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает самочувствие ребёнка.

Упражнение «Часики».

И.П. –стоя, руки опущены, ножки на ширине плеч. Ребенок должен изображать часы, размахивая прямыми руками вперед и назад, и говорить «тик-так».    

 

Упражнение « Паровозик».

И.П.- ребенок имитирует паровоз. Стоя, он должен делать поочередные движения руками, произнося «чух -  чух», а останавливаясь   говорить «ту- ту».

Корригирующая гимнастика (ходьба по корригирующей дорожке)- цель такой гимнастики - укрепление свода и связок стоп, что является хорошим средством для профилактики и исправления плоскостопия.

Подвижные игры - подвижные игры способствуют развитию двигательной активности детей, направлены на социализацию, формирование нравственности и познавательного развития. Во время проведения подвижных игр решаются следующие задачи:

1. Повышается активность и общая работоспособность детей;

2. У детей формируются двигательные умения и навыки;

3. Формируется интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Игра «Весёлые зайчата»

Задачи: упражнять детей в беге, прыжках, развивать ловкость. Побуждать к самостоятельности. Вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым и сверстниками.

Ход игры: воспитатель рассказывает, что в лесу живут веселые зайчики с мамой-зайчихой и серый волк, который хочет их поймать. Затем предлагает поиграть: «Вы будете веселые зайчата, а я ваша мама-зайчиха. Зайчата живут в домиках». Воспитатель говорит:

Маленькие домики

В лесу густом стоят.

Маленькие зайчики

В домиках сидят.

Дети садятся на корточки, руки прикладывают к голове, изображая зайчат.

Мама-зайчиха

По лесу бежала.

Лапкой она

  • в окошко стучала.

Педагог подходит к каждому домику, стучит и приговаривает: «Тук-тук, зайчата, пойдемте гулять. Если волк появится, мы спрячемся опять». Зайчата выбегают из своих домиков, прыгают, бегают, резвятся, пока не появляется волк (взрослый или ребенок старшей группы). Он выходит на поляну и говорит: «Ой, сколько зайчат! Какие они веселые. Сейчас я их поймаю». Зайчата убегают. Волк сокрушается: «Ой, как зайчата быстро бегают. Никак мне их не догнать».

Игра повторяется несколько раз.

Игра «Мышки».

Вышли мышки как- то раз (шагают)

Посмотреть, который час (ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны)

Раз, два, три, четыре (хлопают)

Мышки дернули за гири (движения руками сверху вниз)

Вдруг раздался громкий звон (закрывают руками уши)

Побежали мышки вон (бегут)

Таким образом комплекс мероприятий современных здоровье сберегающих технологий, который проводятся в раннем детстве, позволяет создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образа жизни и улучшить качество здоровья каждого ребёнка.

 

Список рассмотренной литературы:

 

1. «Ранний возраст» М. Д. Маханева, С. В. Рещекова методическое пособие для педагогов и родителей. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3х лет».

2. Е. Ю. Конина «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей». Игровой комплект-Айрис-пресс, 2007 г.

3. В. А. «Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников». Томск: ТГУ, 2000-58с.

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации" | Добавил: Администратор
Просмотров: 74 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Чаинка   (27.09.2017 16:37)
Автор постаралось подобрать те здоровьесберегающие технологии, которые характерны для детей раннего возраста, в соответствии с их возрастными возможностями. Она верно определила методические приёмы, которые следует использовать в работе с детьми раннего возраста. Во время описания дыхательных упражнений следует указывать какие слова или действия следует выполнять на вдохе и выдохе.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА