Четверг, 13:28 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации"

Инновационные методы обучения на уроках в начальной школе
30.05.2017, 12:03

 Инновационные методы обучения на уроках в начальной школе

 

     Инновационность все в большей степени становится характеристикой образовательных  систем. Жизнь ставит перед образовательным учреждением новые задачи, решить которые невозможно, работая по – старому, без разработки и внедрения каких – либо новшеств. Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в  современном информационном обществе, самостоятельно добывать и анализировать информацию.  Я  глубоко убеждена, что в детях творить личность нужно с первых дней. Личность ребенка рождается только в процессе самопознания, самооценки и самокритики. Каждый ребенок – это особый мир. И каждый нуждается в совершенствовании и развитии.

Инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Применительно к   педагогическому процессу  инновация – это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности учителя и учащегося. С внедрением в педагогический процесс инновационных  технологий педагог осваивает функции консультанта, советчика, воспитателя, выступает в роли автора, разработчика,  исследователя.  В современном российском обществе поток информации с каждым годом увеличивается. Именно поэтому, необходимо построить образовательный процесс так,  чтобы заинтересовать учащегося трудной, но и интересной «дорогой» познания. Показать ему направление пути, потом вооружить всеми необходимыми знаниями обеспечивающих школьника умением учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.     

   Использование педагогами в своей работе современных образовательных технологий («школа диалога культур» В. С. Библер, С. Ю. Курганова; «школа развивающего обучения» В. В. Давыдова; «школа самоопределения» А. Н. Тубельского; «Одаренный ребенок» Н. Б. Шумакова) дает хорошие результаты.  Организация  учебно - воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности начинается, как правило, в младших классах. Раннее включение в творческий процесс положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и творческих способностей, но развивает позитивные качества личности ребёнка. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно – образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.

Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности.  Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения. Учащиеся должны понять, сколько сил, знаний и навыков вкладывается в каждое исследование, и поэтому будут стараться достойно представить свою  работу на конференциях различных уровней. Все это даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.  

       Предпочтительность использования активных методов обучения обоснована и подкреплена следующими данными, полученными педагогами и психологами в результате опыта педагогической деятельности и экспериментов, из которых следует, что человек запоминает:

10% того, что читает;

20% того, что слышит;

30% того, что видит;

50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях;

80% когда обучающийся самостоятельно обнаруживает и формулирует проблему;

90% когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, в выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

  Эти данные подтверждают утверждения многих педагогов и психологов о необходимости использования активных методов обучения для достижения результативности и мотивации учащихся, как сказал Н. А. Умов:

   «Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.»

     Учитель, используя инновационные методы и формы работы, чтобы обеспечить познавательный интерес и мотивацию к обучению, может включать в свой урок, в зависимости от потребности:

игровые формы;

групповую, парную или индивидуальную работу;

самостоятельную деятельность учащихся;

проблемное обучение;

постановку вопросов, активизирующих диалог;

проектную деятельность;

метод дискуссии;

ИКТ.

  Игровая форма работы с учащимися особенно важна для периода адаптации ребёнка к школе.  Ведь в дошкольном периоде основной деятельностью ребёнка была игра, таким образом он осуществлял познание мира и получение новых для себя знаний. В школе основным видом деятельности ребёнка становится учебная деятельность и несомненно, ребёнок переживает сложный период становления себя, как ученика и нуждается в поддержке со стороны учителя. И такую поддержку учитель оказывает учащемуся используя на уроках элементы игровой деятельности. Это позволяет ребёнку более мягко и без лишних стрессов поменять основной вид деятельности и при этом не утерять мотивацию к учебной и познавательной деятельности, потому что учебная деятельность в этом случае как бы «вырастает» из игровой. Процесс игры формирует ребёнка как личность, развивая в нём качества необходимые в будущем для успешной познавательной деятельности и осуществления коммуникации в среде как сверстников, так и взрослых.

В целом можно сказать, что чёткой классификации дидактических игр

пока не разработано.  Например, А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:

игры-путешествия необходимые для того, чтобы усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом, развить наблюдательность;

игры-поручения в основе которых лежат действия с игрушками, предметами, словесные поручения;

игры-предположения в основе которых лежит ситуация «а что было бы», таким образом перед детьми ставится задача и развивается ситуация, требующая дальнейшего осмысления последующего действия;

игры-загадки – проверяют знания, тренируют находчивость, формируют умение рассуждать, делать выводы;

игры-беседы в основе которых лежит общение, воспитывают умение слушать вопросы и ответы, учат сосредотачивать внимание на содержании, высказывать и защищать свою точку зрения, дополнять услышанное, принимать и слышать другую точку зрения на проблему

 Использование информационных технологий на уроках в начальной школе является одним из самых современных средств развития личности младшего школьника, формирования его информационной культуры в соответствии с запросами современного общества. Применение учителями информационно-компьютерных технологий позволяет сформировать у младшего школьника умение работать с информацией, развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности и коммуникативную компетентность, а также более активно вовлекать учащихся в учебный процесс. Применение ИКТ делает урок зрелищным, наглядным, работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию к обучению.

 Библиографический список

1. Л.В. Шмелькова «Проектирование инновационной деятельности» Курган, 2006г.-107 с.

2. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. М., 2009г

 

 

 

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации" | Добавил: Администратор
Просмотров: 63 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА