Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации" |
29.08.2016, 19:08 | |
Гармонизация детско – родительских отношений в ДОУ.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка. Сегодня мне хотелось бы более подробно остановиться на особенностях организации психолого-педагогического взаимодействия с родителями наших маленьких воспитанников. Ведь внутрисемейные взаимоотношения, взаимопонимание между ребенком и родителями играют главную роль в развитии ребенка, его психологическом благополучии. В практике психологи зачастую работают с ребенком, автоматизируя его проблемы от взаимоотношений с родителями. А эта работа никогда не будет эффективной, пока параллельно с родителями этих детей не будет установлен контакт с целью развития у них навыков общения с ребенком. Очень часто отношения супругов переносятся на ребенка, формируя и закрепляя только нежелательные для него моменты. Не всегда родитель понимает слова ребенка в том контексте, в котором он им пытается их донести. Родитель может слушать, но не слышать смысл изречений ребенка Родители воспринимают своих детей, в большинстве случаев, как продолжение себя, навязывая свои нереализованные потребности. Ребенок ими рассматривается как один из способов реализации личных амбиций. Родители имеют дефицит информации о своем ребенке. Обозначение данных проблем и стало толчком использования новых форм взаимодействия с родителями: 1.Клуб «Молодые родители» для родителей детей раннего возраста. 2.Клуб «Первоклашка» для родителей, будущих первоклассников. 3. Игротерапия при активном участии родителей и детей (совместная игровая и продуктивная деятельность). 4.Интерактивные формы работы с родителями в рамках родительского собрания. 5.Коррекционная работа с детско-родительской парой 6.Акция - как укрепление детско-родительских отношений;
1.Для создания условий более эффективной работы с детьми раннего возраста и привлечения внимания родителей к проблемам развития детей, с целью создания пространства “детский сад – семья” в нашем учреждении была разработана программа взаимодействия педагогов с семьями воспитанников раннего возраста, реализованная в рамках родительского клуба “Молодые родители”. Целью клуба является оказание психолого-педагогической помощи семьям в период первого года пребывания детей в дошкольном учреждении. Клуб направлен на решение следующих задач:
3. Обеспечение психологической комфортности детей и родителей в дошкольном учреждении. Участниками клуба являются дети раннего возраста и их родители. Тематика заседаний родительского клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей, каждый родитель имеет возможность в письменном виде высказать свое пожелание, предложение или задать вопросы, касающиеся как организации и содержания работы родительских клубов, так и особенностей психологического воспитания ребенка в семье. Такое сотрудничество с родителями обогащает всех участников, создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых. 2. Уже несколько лет в детском саду организован и успешно функционирует родительский клуб «Первоклашка». В Родительском клубе «Первоклашка» родители вместе с детьми готовятся к главному этапу жизни ребенка подготовительной группы - переходу в школу. Данный клуб объединяет усилия всех служб ДОУ и родителей, заинтересованных в успешном и гармоничном развитии и воспитании детей. Заседания Родительских клубов, проводимые на базе нашего детского сада, направлены не только на гармонизацию детско-родительских отношений, но и способствуют сближению родителей и ребенка в эмоциональном плане и приоткрывают родителям дверь в «секретный» мир детей. 3.Игротерапия при активном участии родителей и детей (совместная игровая и продуктивная деятельность). Игротерапия или игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия с помощью игры. Эффективная форма гармонизации детско-родительских отношений. Наибольшее воздействие на ребёнка оказывает игра, в которой принимают участие мама или папа, а не незнакомый человек. Методы совместной деятельности родители в дальнейшем смогут применять самостоятельно в домашних условиях. Польза от таких занятий очевидна. При этом происходят изменения не только ребёнке, но и в родителях, меняются детско – родительские отношения. Игротерапия помогает мамам и папам как будто снова вернуться в своё детство. Эти ощущения учат их лучше понимать своих детей, возвращают в общения детскую непосредственность и простоту. 4.Интерактивные формы работы с родителями в рамках родительского собрания. Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.На родительских собраниях, я применяю различные интерактивные методы: это всем известные работы в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры, анкетирование, «Я тебя люблю», «Игрушки детей раннего возраста», «Семья глазами ребёнка» расширяют горизонт общения, напоминают родителям об особенностях мира ребенка, их характеры, потребности, достижения, успехи и неудачи. 5.Коррекционная работа с детско-родительской парой Это только один из возможных вариантов практической работы с проблемами детско-родительских отношений. Целью коррекционной работы с детско-родительской парой является изменение отношений между родителем и ребенком в сторону большей адекватности, соответствия реальным потребностям партнеров, увеличения удовлетворенности от процесса взаимодействия. Организуется взаимодействие родителя и ребенка на конкретном материале. Это могут быть разные методики и упражнения, предусматривающие совместную деятельность. Прежде всего, я организую взаимодействие пары следующим образом. 1. Даю обратную связь по поводу личных неэффективных механизмов взаимодействия как родителю, так и ребенку, способствуя осознанию ими этих механизмов. Например, психолог говорит маме: «Когда вы рисовали рисунок, то я обратила внимание на то, что вы каждый раз исправляли и дорисовывали фрагменты, выполненные вашей дочерью». После какого-то маминого воздействия на ребенка можно: * Спросить ребенка: — Что тебе хочется сейчас сделать? — Как ты относишься к маминым словам (действиям)? * Отразить чувства ребенка: — По-моему, тебе обидно. — Мне показалось, что ты рассердился, когда мама... * Обратить внимание мамы на невербальные проявления ребенка. Например, психолог говорит маме: «Я обратила внимание, что каждый раз, когда вы исправляли то, что рисовала ваша дочь, она втягивала голову и сутулила спину». * Спросить родителя: — Что вы чувствуете, когда ребенок?.. — Что вы хотите сделать, когда?.. 2. Способствую возникновению более эффективных механизмов взаимодействия в паре: * стимулирую участников к продуцированию такого взаимодействия; * предлагаю свои способы и моделирует ситуации для их проигрывания. Слайд 8. 6.Акция - как укрепление детско-родительских отношений. Акция - это одна из форм взаимодействия детей с родителями, при котором активизируется творческая деятельность. В совместной работе педагога - психолога – родителей – ребенка были проведены следующие психологические акции: - «Ребёнок – левша, - какой он»? - «Чудесное превращение ремня» (профилактика жестокого обращения с детьми), которые освещались на телеканале «Вектор»; - «Письмо маме» (укрепить детско – родительские отношения и получить позитивную обратную связь от своих родителей). Таким образом, гармонизация детско – родительских отношений в нашем детском саду осуществляется в течение нескольких лет, постоянно совершенствуется и изменяется, наполняется новым содержанием.
| |
Просмотров: 1355 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |