Четверг, 05:48 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации"

Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка.
17.03.2017, 07:15

 

Колеватых Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы Школа №4

г.Нелидово Тверской области

 

 

Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка.

 

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Также и в образовании детей. Если учителя будут делать за ребенка его работу, они будут лишать его духовного развития. Ребенок должен научится прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут быть ему сильным.

Мне кажется, что именно об этом говорится в современном образовании. Самое важное понимать, что не учитель должен «запихнуть» знания в ребенка, а научить его находить эти знания самому, применять их в нестандартной жизненной ситуации.

Так при создании нового образовательного стандарта были выделены в особую группу метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникактивные, регулятивные.
Именно универсальные способы деятельности должны применяться учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, осваиваются обучающимися на базе всех учебных предметов.

.Метапредметные результаты:
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

- развитие коммуникативной компетенции;
- умение четко определять области знаемого и незнаемого;
- умение ставить перед собой цели и определять задачи,
- развитие исследовательских учебных действий,
- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

Отличительная особенность школьного курса русского языка и литературы является значительно большая, чем у многих других предметов, их метапредметная направленность.

Метапредметная технология предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создавая условия для его личностного роста.

Независимо от многообразия и специфики типов любое учебное занятие должно нести следующие функции и соответствующие им этапы:

Первая функция: введение обучаемых в учебную деятельность, где под учебной деятельностью понимается сформированное умение, навык или способность.

Введение в учебную деятельность предполагает:

а) создание у обучаемых учебной мотивации (“мотив” - побудитель к действию, “мотивация” - процесс побуждения, стимулирования мотивов);

б) осознание и принятие учащимися учебной цели.

Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний.

Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.

Начало занятия: заинтересованность обучающихся, сделать так, чтобы они поняли чему будет учиться. Петербургский учитель А.А.Окунев в своей книге «Спасибо за урок, дети» говорит о том, что даже у опытного учителя урок не пойдет, если он не будет начинаться каждый раз по-новому: середина и конец урока могут быть традиционными, но начало должно быть оригинальным.

Прием «Ассоциативный ряд» : Морфология ……

«Проблемный вопрос»

«Работа с эпиграфами»

«Интрига»

Вторая функция: создание учебной ситуации, т.е. такого действа, в котором будут достигаться учебные цели. (формы и методы). Приемы: создание кластера, тезирование, составление плана, прогнозирование, комментирование, граф-схема, собирание пазла, алгоритм, сравнительная характеристика.

Третья функция: рефлексия:

  • “Что ты делал?” (вопрос аналитического жанра, призывающий ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия до затруднения);
  • “Что у тебя не получается?” (вопрос нацелен на поиск учащимся “места” затруднения, ошибки);
  • “Какова причина твоего затруднения или ошибки?» (критический вопрос);
  • “Как надо выйти из затруднения?” (вопрос, ориентированный на построение учеником нормы действия).

Четвертая функция: функция обеспечения контроля за деятельностью обучаемых.

В учебной деятельности мы должны контролировать изменения, происшедшие в ученике. Именно эти изменения являются действительным продуктом учебной деятельности. Для самого учащегося контроль за правильность выполнения задания означает направленность сознания на собственную деятельность.

Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.

Сформированность метапредметных УУД обеспечивает овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Своевременно сформированные метапредметные УУД являются условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника в целом.

Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.

«Метапредметы – это не заумно и не страшно. Этому можно достаточно быстро научиться».

Нина Громыко (к.ф. н., разработчик метапредметного подхода)

Мы, учителя, народ легко обучаемый, привычный к нововведениям, поэтому и метапредметность освоим!!!

Сегодня мы много говорим о новом в образовании, но вместе с тем, наблюдаются и парадоксы. Парадокс нашего образования состоит в том, что:

  • Мы говорим об инновациях, а пишем на доске мелом
  • Наши знания увеличиваются с каждым днем, а терпение сокращается
  • У нас больше ученых званий, но меньше рассуждений
  • Мы приумножили свою собственность, но уменьшили свои ценности
  • Мы говорим слишком много, а достижений, которыми мы можем гордиться, слишком мало
  • Мы освоили внешний мир, но не внутренний
  • Мы развиваем внутренний мир учащихся, но забываем о собственном
  • Мы разложили атом, но не наши предубеждения
  • У нас выросли доходы, но упала нравственность
  • Мы гонимся за количеством, но теряем качество
  • У нас большое количество развлечений, но меньше радостей.

Изменяя большее, изменяй малое. Все перемены в образовании будут лишь тогда эффективными, когда сами участники образовательного процесса захотят изменить его. Только человек с его стремлениями и поступками – движущая сила любого преобразования.

Настоящее время – это всего лишь мгновение. Так в какой миг российское образование начнет соответствовать нашим представлениям о современном образовании? Когда наступит его время? Думаю, что это зависит от того, что происходит с образованием в настоящее время. Ведь российское образование построено на лучшем предшествующем педагогическом опыте, который теперь обогащается новым содержанием и базируется на лучших инновационных находках. Содержанием современного образования занимается все сообщество, но основная роль отводится учителю, от которого, в первую очередь, зависит технологичность и продуктивность образовательного процесса.

Вот и вытекают из этого ответы на вопросы притчи, рассказанной в начале: самый главный час для каждого участника образовательного процесса (родителя, студента, преподавателя) это настоящий час, а каждое дело, которое ты делаешь сейчас, это и есть самое важное дело. Самый главный час в школа это урок. Самый главный для меня человек – это мой ученик

 

Материал содержит презентацию, прикреплена архивом

 

 

 

 


 

 

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации" | Добавил: Администратор
Просмотров: 153 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА