Воскресенье, 20:57 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации"

Дополнительная общеразвивающая программа "ВЕСЁЛАЯ ЛОГОРИТМИКА"
30.10.2017, 16:49
  1. Пояснительная записка

Речь - явление сложное и многогранное: лингвистическое, социальное, интеллектуальное, психофизическое, эстетическое и психологическое. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Наибольшее количество детей - инвалидов имеют тяжелые нарушения речи. Это дети, которые страдают алалией, дизатрией, заиканием, афазией, ринолалией, ЗПР. Контингент детей довольно неоднородный, но общим для всех них является: наличие органических нарушений головного мозга; пониженная речевая активность; отсутствие связной, грамматически правильно оформленной речи; отсутствие сформированного соответственно возрасту звукопроизношения.

При нарушениях речи, как правило, имеются нарушения двигательных, речедвигательных, психических процессов. Страдают общая и мелкая моторика, координация движений. Развитие детей-инвалидов отличается неустойчивым вниманием, неспособностью к переключению, низким уровнем словесно-логического мышления, недостаточной сформированностью символичных функций, психической истощаемостью, низкой познавательной и эмоциональной активностью.

Коррекционно - развивающая работа с детьми-инвалидами с нарушениями речи требует поиска наиболее эффективных методов преодоления речевых нарушений. Так одной из форм активной терапии является логопедическая ритмика, которая является эффективным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения речевого состояния.

Актуальность данной темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны современного общества к гармонически развитой личности ребенка с ограниченными возможностями, их успешной социальной адаптации посредством использования современных педагогических коррекционно-развивающих технологий. Поэтому была разработана дополнительная общеразвивающая программа по логоритмике  для детей – инвалидов дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи «Весёлая логоритмика», которая обусловлена необходимостью разрешения вопросов, направленных на повышение коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, в частности на преодоление речевых нарушений. Программа по логопедической ритмике рассчитана на детей дошкольного возраста с такими речевыми нарушениями как: ЗПРР, заикание, дислалия, ринололия, алалия, дизартрия, ФФН.

     При разработке программы использовались следующие нормативные документы:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании".
  2. Конвенция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р).
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемилогические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  4. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка  организации и осуществления образовательной  деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Основой для разработки дополнительной общеразвивающей программы «Весёлая логоритмика» для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи являются:

  1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика //Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. /Под ред. Г.В. Волковой.
  2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, М.
  3. Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной.

Структура программы: включает пояснительную записку, содержательную часть, отражающую направления коррекционно-развивающей работы, приложение.

Целью программы «Весёлая логоритмика» для детей-инвалидов дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи является максимальное преодоление речевого нарушения у детей путём развития  двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой через систему логоритмических занятий.

Задачи программы «Весёлая логоритмика»:

- повышать речевую активность детей;

- развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков;

- развивать слуховое и зрительное внимание;

- развивать общую и тонкую моторику, мимику;

- развивать физиологическое и фонационное дыхание;

- развивать коммуникативные качества;

- формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения.

Данная дополнительная общеразвивающая программа «Весёлая логопитмика» проходит по  двум направлениям:

1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

2.  Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя: развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Принципы построения программы

Программа строится на общедидактических и специфических принципах.
Общедидактические принципы:

Принцип систематичности. Систематичность и постепенность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса.

Только при многократных систематических повторениях образуются здоровые двигательные динамические стереотипы. Для эффективного повторения необходимо усвоенное сочетать с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер: изменение упражнения, условий выполнения, разнообразие приемов, различия в содержании занятий.

Принцип сознательности и активности опирается на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности. Самостоятельная, активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения. Активность детей дошкольного возраста на логоритмических занятиях стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми или игровыми правилами и упражнениями.

Принцип наглядности осуществляется путем безукоризненного практического показа движения педагогом - непосредственной зрительной наглядности, рассчитанной на конкретное представление движения, правильное двигательное ощущение и желание воспроизведения. Это непосредственная наглядность.

Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с речевыми нарушениями. Одним из условий доступности является преемственность и постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных заданий. Необходимым условием для соблюдения принципа индивидуализации является предварительное обследование ребенка и уточнение его потенциала.

Принцип постепенного повышения требований определяет постановку перед занимающимся все более трудных новых заданий: двигательных, музыкальных, словесных. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков.

Специфические принципы:

Принцип развития предполагает развитие: личности ребенка; самого патологического неречевого и речевого процессов; сохранных функциональных систем и те изменения, которые наступают в организме, двигательной сфере и речи детей.

Принцип всестороннего воздействия обусловливает общее влияние на организм. Действуя в качестве неспецифической терапии, ритмические и логоритмические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервнорефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма.

Принцип обходного пути коррекции недостатков в речевом развитии - принцип опоры на сохранные анализаторы, на их взаимодействие.

Принцип учета симптоматики определяет физические возможности детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: ослабленность, наличие парезов.

Принцип комплексности предполагает связь логопедической ритмики с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, праздники и развлечения, танцевальное творчество, игра на музыкальных инструментах, в том числе детских инструментах).

Общедидактические и специфические принципы связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем детей с речевыми расстройствами.

Целевая группа: дети - инвалиды 3-7 лет, имеющие тяжёлые речевые нарушения.

Количество участников: 10 детей - инвалидов  (2 подгруппы по 5 человек).

Срок реализации программы: 1 год. Программа рассчитана на 2 курса реабилитации (продолжительность одного курса -2 месяца).

Реализацию программы «Веселая логоритмика» осуществляют следующие специалисты: логопед, музыкальный руководитель и воспитатель, работающий с данной группой детей - инвалидов.

Логопед координирует деятельность музыкального руководителя и воспитателя, включает в занятие упражнения для развития общих речевых навыков и речевые игры, позволяющие решать коррекционные задачи, исходя из речевой патологии детей.

Музыкальный руководитель подбирает музыкально-двигательные, художественно–изобразительные и музыкально-дидактические игры и упражнения в соответствии с возрастом детей, аккомпанирует.

Воспитатель корректирует действия детей, создаёт благоприятную атмосферу, помогая детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, осуществляет контроль над детьми во время выполнения двигательных и танцевальных упражнений. Вне логоритмических занятий воспитатель продолжает отрабатывать с детьми те виды упражнений, которые вызвали у них затруднения, разучивает тексты песен или словесный материал к пальчиковым играм.

Таким образом, обеспечивается преемственность в работе всех специалистов, занимающихся коррекционно-развивающей работой.

Режим занятий: 2 раза в неделю, продолжительностью 20 минут.

Форма работы: групповые занятия с детьми – инвалидами.

Методы работы

В коррекционно - развивающей работе по программме «Веселая логоритмика» используются наглядные, словесные и игровые методы.

Наглядные методы - обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений:

- наглядно-зрительные: показ педагогом образца движения, подражание образцам окружающей жизни, использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, использование наглядных пособий-кинофильмов, картин и т.п.;

- тактильно-мышечные: включение различных пособий в двигательную деятельность;

- наглядно-слуховые: инструментальная музыка, песня, стихотворения и т.п.

Словесные методы - помогают осмысливанию поставленной задачи:

- краткое описание и объяснение новых движений;

- пояснение, сопровождающее показ движения;

- указание, необходимое при воспроизведении движения;

- беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных игр;

- команды, распоряжения и сигналы (в качестве команд можно использовать считалки, игровые зачины и т.п.);

- образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности движений и перевоплощения в игровой образ;

- словесная инструкция, с ее помощью происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.

Игровой метод - развивает у детей слуховое внимание, правильное восприятие речи, учит соотносить звучащее слово с картинкой или предметом. Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение, усталость, чувство скованности.

Полный текст материала находиться в архиве 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации" | Добавил: Администратор
Просмотров: 51 | Загрузок: 1 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 romanp1975   (13.11.2017 21:48)
Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлая логоритмика" для детей-инвалидов дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В программе указаны методы, принципы для преодоления речевого нарушения у детей через систему логоритмических занятий.Определены пути развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

1 lenaelena-krasnova2016   (06.11.2017 21:53)
Программа «Весёлая логоритмика» для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи является достаточно актуальной в настоящее время, т.к. остро встает вопрос развития и своевременного формирования речи у детей. Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к такому роду документам. Особо ценным является деление курса программы на два этапа.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА