Понедельник, 04:32 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации"

Дополнительная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности творческого объединения «Хозяюшка»
06.01.2017, 11:50

Управление образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Центр детского технического творчества «Юность»

 

 

 

Рассмотрено на заседании                                                                       Утверждаю:

методического (педагогического) совета                     Директор МБОУДО ЦДТТ «Юность»

от «___» _____________ 20____г.                                  ___________________/ Краснов О.Л./

Протокол № __________________                                 «___»___________________2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

Художественно-эстетической направленности

творческого объединения «Хозяюшка»

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 6 – 14 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

                                                                        Автор-составитель: Еремеичева Елена Олеговна,  

                                                                        педагог дополнительного образования

                                                                        высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сергиев Посад,

2016.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности творческого объединения «Хозяюшка» является модифицированной,  декоративно-прикладной,  по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.  Составлена на основе типовой программы по декоративно-прикладному творчеству..

     Под декоративно-прикладным  творчеством понимается один из видов художественно-эстетической деятельности, заключающейся в  изучении основных видов декоративно-прикладного творчества и создание изделий минимального уровня сложности в рамках программы стартового уровня.  Данная программа разработана, как первая ступень – переход к базовой общеразвивающей  программе. Реализация стартового уровня предполагает обучение в количестве 144 часов

     Актуальность и педагогическая целесообразность настоящей программы состоит в соединении умственного и физического труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Занятия декоративно-прикладным творчеством  позволяют активно влиять на трудовое и эстетическое воспитание обучающихся. Сам процесс изготовления изделий своими руками воспитывает уважение, как к собственному, так и чужому труду.  Данная программа художественно-эстетической  направлена на развитие интереса к декоративно-прикладному творчеству, на развитие образного и логического мышления, а также  на освоение учащимися навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями для ручного труда. Работа в творческом объединении воспитывает у детей дух коллективизма, прививает целеустремлённость, развивает внимательность, интерес к искусству и творческое  мышление. Готовить школьников к  деятельности художественно-эстетической направленности - это значит учить детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму, конструкцию и технологию изготовления изделия. Занятия детей в творческом объединении  способствует формированию у них не только созерцательной, но и познавательной деятельности.  Стремление научиться самому изготавливать изделия  из различных материалов, пользоваться инструментом для ручного труда, изучить основы декоративно-прикладного творчества,  участвовать в соревнованиях и конкурсах  способно увлечь ребят, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения. Занятия моделированием являются отличной школой развития у детей творческой инициативы и самостоятельности, художественного вкуса, способностей к декоративно-прикладному  творчеству.

     На занятиях создаются оптимальные условия для усвоения ребенком практических навыков работы с различными материалами и инструментами. На занятиях развивается:

  • мелкая моторика рук,
  • образное и логическое мышление,
  • зрительная память,
  • дизайнерские способности,
  • внимание,
  • аккуратность.

     На занятиях учащиеся также знакомятся с историей и современными направлениями искусства. Декоративно-прикладное творчество не требует наличия специальных рабочих мест или сложного технологического оборудования, занятия могут проводиться в учебных классах. Немаловажно и то, что, занимаясь в коллективе единомышленников, воспитывается уважение к труду и человеку труда, самодеятельность и ответственность за собственные действия и поступки. Повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в выставочно - конкурсной деятельности, дети могут
научиться достойно воспринимать свои успехи и неудачи, что позволит им адекватно воспринимать окружающую действительность и ориентироваться в выборе профессии. На протяжении всего периода обучения с учащимися проводятся теоретические занятия по темам программы, а также беседы по истории развития традиционных видов декоративно-прикладного творчества, направленные на воспитание патриотизма и любви к родине.

     Цель программы «Стартового уровня»  – сформировать у детей начальные знания по декоративно-прикладному творчеству, желание и умение трудиться; овладение умениями и навыками работы с различными материалами и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения; развитие у детей тяги к творчеству и превращение процесса труда во вдохновенное созидание.

Задачи программы:

Личностные:

  • формирование общественной активности личности,
  • освоение культуры общения и поведения в социуме,
  • привитие навыков здорового образа жизни.

Метапредметные:

  • изучение и развитие интереса к декоративно-прикладному творчеству,
  • воспитание потребности в саморазвитии, ответственности, активности и аккуратности,

Образовательные:

  • изучить свойства материалов для декоративно-прикладного творчества;
  • освоить технологию изготовления изделий в лоскутной техники, аппликации, основы шитья простейшей мягко-набивной игрушки и изготовления изделий из бисера;
  • Изучить необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы.
  • Освоить навыки работы с инструментами для ручного труда

     Программа разработана для детей 6-14 лет. С учетом возрастного состава группы, используются возможности детей старшего возраста, осваивающих материал быстрее, показывать необходимые действия детям младшего возраста. Таким образом, достигается закрепление материала у старших детей и повышается их заинтересованность в участии жизни учреждения.

     Срок реализации данной образовательной программы – один год. Занятия проводятся в  группах по десять-пятнадцать человек. Предусмотрены групповые, мелкогрупповые и индивидуальные занятия с воспитанниками. Обучение проводится в форме аудиторных занятий с применением основных педагогических методов: словесного (рассказ, беседа), наглядного, практического, видео-метода и др., в форме проведения мастер-класса, учебной экскурсии. Принимаются в творческие объединения все желающие без предварительного отбора и мальчики, и девочки. К занятиям в творческом объединении воспитанники приступают после проведения соответствующего инструктажа по правилам техники безопасной работы с инструментами.

     Режим проведения занятий: 2 раза в неделю по два часа, в год 144 часа.  Продолжительность занятий 45 минут, затем предусматривается перерыв в 15 минут, в течение которого проводятся упражнения для глаз и динамические игры. Занятия проводятся в специальном кабинете, где особое внимание уделяется вопросам безопасности труда. Применяются индивидуально-личностные, игровые, здоровьесберегающие технологии и технологии проектного обучения. Данная программа предусматривает теоретические и практические занятия с последующим усложнением заданий, которые предстоит выполнить обучающимся.

Ожидаемые результаты обучения

Должны знать:

  • основные свойства материалов для декоративно-прикладного творчества;
  • принципы и технологию изготовления в технике лоскутной техники, аппликации, основы шитья простейшей мягко-набивной игрушки и изготовления изделий из бисера;
  • необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы.

Должны уметь:

  • самостоятельно изготовить  изделие в техниках, представленных в программе;
  • работать инструментами для ручного труда;
  • разбираться в выкройках и схемах;
  • самостоятельно изготавливать изделие от начала до конца

     Творческое объединение «Хозяюшка»   является средством воспитания творческой личности с раннего школьного возраста. В объединении у детей закрепляются и углубляются знания, полученные на уроках труда в школе. Ребята овладевают необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с различными материалами и инструментами.

 

     Оценка результативности. Итогом изучения является выполнение задания по образцу. Обучающиеся допускаются к созданию следующего изделия только после успешного выполнения предыдущего. В случае возникновения сложности в выполнении задания, предусмотрена индивидуальная работа и создание готового изделия с использованием имеющихся наработок воспитанников. В середине учебного года проводится срез по теоретическим знаниям в форме устного опроса. В конце учебного года проводится итоговая выставка работ учащихся, как итоговая аттестация.  

     Принципы реализации программы.

  • Воспитание и обучение в совместной деятельности  педагога и ребёнка;
  • Последовательность  и системность  обучения;
  • Принцип динамичности;
  • Принцип создания условий  для самореализации личнссти  ребёнка;
  • Принцип доступности;
  • Принцип перехода от репродуктивных видов мыслительной деятельности через поэтапное освоение элементов творческого блока к творческой конструкторской деятельности;
  • Принцип свободы выбора ребёнком видов деятельности;
  • Принцип  индивидуальности;
  • Принцип доверия и поддержки; Принцип результативности  и стимулирования.
  •  

3. Учебный план.

№ п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля(зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.)

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

2

2

4

Беседа ,опрос.

1.1.

Тема: Знакомство с работой объединения. Правила техники безопасности. Безопасность дорожного движения.

2

-

2

Беседа ,опрос.

1.2.

Тема: Организация рабочего места. Знакомство с образцами изделий.

1

1

2

Беседа ,опрос.

2.

Раздел: Аппликация с элементами лоскутной техники.

10

26

36

Беседа, опрос, творческая работа.

2.1.

Тема: Основные правила изготовления прихватки с аппликацией. Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

3

3

6

Беседа, опрос, творческая работа.

2.2.

Тема: Прихватка геометрической формы с аппликацией.

1

5

6

Творческая работа, опрос.

2.3.

Тема: Прихватка-рукавичка.

2

8

10

Творческая работа, опрос.

2.4.

Тема: Цветы из лоскутков

4

10

14

Творческая работа, опрос.

3.

Раздел: Мягко-набивная игрушка

5

13

18

Беседа, опрос, творческая работа, творческий просмотр.

3.1.

Тема: Последовательность работы при изготовлении м-н игрушки. Работа с выкройками.

2

2

4

Опрос

3.2.

Тема: Мягко-набивная игрушка «Мышь»

1

3

4

Творческий просмотр.

3.2.

Тема: Подушка-игрушка «Медведь»

2

8

10

Творческий просмотр.

4.

Раздел: Бисероплетение.

5

31

36

Опрос, творческий просмотр.

4.1.

Тема: История возникновения бисера. История возникновения бисера. Основные техники плетения.

2

2

4

Опрос.

4.2.

Тема: Знакомство со схемами плетения. Плетение из бисера по схеме.

2

8

10

Опрос, Творческий просмотр.

4.3.

Тема: Ромашка. Цветок с листочком.

1

11

12

Опрос. Творческий просмотр.

4.4.

Тема: Букетик незабудок.

1

9

10

Опрос. Творческий просмотр.

5.

Раздел: Работа с бросовыми материалами.

6

20

26

Беседа, опрос, творческая работа, выставка.

5.1.

Тема: Разнообразие вторично-используемых материалов. Правила техники безопасности.

2

-

2

Опрос.

5.2.

Тема: Выполнение творческих работ.

4

20

42

Опрос, творческая работа, выставка.

6.

Раздел: Творческие проекты

4

16

20

Выставка работ.

6.1.

Тема: Выбор и разработка проекта.

2

-

2

Беседа.

6.2.

Тема: Работа над проектом.

2

16

18

Представление проекта.

7.

Раздел: Заключительное занятие.

3

1

4

Опрос, выставка работ.

7.1.

Тема: Подведение итогов, организация выставки, беседа о правилах поведения в дни летних каникул. Беседа о безопасности дорожного движения.

3

1

4

Опрос, выставка работ.

 

Всего часов:

35

109

144

 

 

Содержание учебного плана

Стартовый уровень (1 год обучения)

Вводное занятие (4 ч.)

Тема 1.1. Знакомство с работой объединения. Техника безопасности. Безопасность дорожного движения. (2 ч.)

Теория: Значение декоративно-прикладного творчества в жизни людей. Виды творчества.  Порядок и план работы творческого объединения. Первичный инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по пожарной безопасности и охране труда. Беседа о безопасности дорожного движения. Опрос по основным.

Тема 1.2. Организация рабочего места. Знакомство с образцами изделий. (2 ч.)

Теория: Основные направления декоративно-прикладного творчества..

Практика:  Просмотр и обсуждение работ.

Раздел 2: Аппликация с элементами лоскутной технике (36 ч.)

Тема 2.1. Основные правила изготовления прихватки с аппликацией. Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами. (6 ч.)

Теория: Инструменты и приспособления, применяемые в декоративно-прикладном творчестве. Виды тканей и ниток. Способы обработки ткани.

Практика: Знакомство с тканями разных фактур. Работа с выкройками.

Тема 2.2. Прихватка геометрической формы с аппликацией (6 ч.)

Теория: Правила работы с иглой и ножницами. Способы изготовления выкройки аппликации. Материалы для выкроек. Понятие о припусках на швы. Творческий просмотр работ.

Практика: Выполнение прихватки круглой или квадратной формы. Выбор рисунка для аппликации, изготовление выкройки, раскрой и притачивание аппликации.

Тема 2.3. Прихватка-рукавичка (10 ч.)

Теория: Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Изготовления выкройки рукавички. Творческий просмотр работ.

Практика: Выполнение прихватки в форме рукавички. Выбор рисунка для аппликации, изготовление выкройки, раскрой и шитье аппликации.

Тема 2.4. Цветы из лоскутков (14 ч.)

Теория: Понятия о тканях разных фактур. Приспособления для изготовления цветов. Правила Техники безопасности.

Практика: Выполнение цветов из различных по фактуре тканей. Особенности обработки тканей, в зависимости от фактуры.

 

Раздел 3:  Мягко-набивная игрушка (18 ч.)

Тема 3.1. Последовательность работы при изготовлении м-н игрушки. Работа с выкройками (4 ч.)

Теория: Условные обозначения на выкройках - обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением. Знакомство в процессе практической  работы  с условным изображением линии сгиба и обозначением места для стачивания и втачивания деталей. Опрос в форме игры. 

Практика: Работа с выкройками. Припуски на швы.

Тема 3.2 Мягко-набивная игрушка «Мышь». (4 ч.)

Теория: Способы увеличения и уменьшения выкройки. Приспособления и методы изготовления глаз и носа. Дополнительные материалы для декорирования игрушки . Просмотр работ.

Практика: Изготовление туловища игрушки, набивка, оформление мордочки и декорирование.

Тема 3.3. Подушка-игрушка «Медведь» (10 ч.)

Теория: Основные правила изготовления игрушки-подушки.

Практика: Изготовление туловища игрушки, набивка, оформление мордочки и декорирование. Просмотр работ.

 

Раздел 4:  Бисероплетение ( 36 ч.)

Тема 4.1. История возникновения бисера. Правила техники безопасности. Основные техники плетения. (4 ч.)

Теория: История возникновения бисера. Правила техники безопасности. Основные техники плетения.

Практика: Разбор техник плетения.

Тема 4.3. Знакомство со схемами плетения. Плетение из бисера по схеме.. (10 ч.)

Теория: Разбор схем плетения. Виды схем и способы плетения.

Практика: Плетение по простейшей схеме. Особенности работы с проволокой. Просмотр готовых работ.

Тема 4.3.Ромашка. Цветок с листочком. (12 ч.)

Теория: Разбор схемы плетения. Правила техники безопасности..

Практика: Плетение по схеме. Особенности работы с проволокой. Просмотр готовых работ.

Тема 4.4.Букет незабудок. (10 ч.)

Теория: Разбор схемы плетения. Правила техники безопасности.

Практика: Плетение по схеме. Сборка цветов. Оформление букета. Просмотр готовых работ.

 

Раздел 5:  Работа с бросовыми материалами (26 ч.)

Тема 5.1. Разнообразие вторично-используемых материалов. Правила техники безопасности. (2 ч.)

Теория: Виды материалов для изготовления поделок. Правила техники безопасности.

Тема 4.2 Выполнение творческих работ. (24 ч.)

Практика: Самостоятельное выполнение простых творческих работ, например:  «Домовенок», «Шкатулка-игольница», «Шкатулка для рукоделия». Выполнение несложных самостоятельных работ. Выставка детских работ. Оценка работ детьми.

 

Раздел 6:  Творческие проекты (20 ч.)

Тема 6.1. Выбор и разработка проекта. (2 ч.)

Теория: Основные            этапы  разработки     проекта ,         выбор тематики        и технологий            выполнения проектных работ.

Тема 6.2. Работа над проектом. (18 ч.)

Теория: Повторение техники безопасности, основных понятий и приемов работы.

Практика: выполнение проектов, защита проекта, оформление итоговой выставки.

Раздел 7:  Заключительное занятие (4 ч.)

Тема 7.1. Подведение итогов. Беседа о безопасности дорожного движения(2 ч.)

Теория: Беседа о безопасности дорожного движения. Игра-викторина.

Тема 7.2. Организация выставки, беседа о правилах поведения на летних каникулах. (2 ч.)

Теория: Подведение итогов работы за год. Рекомендации по работе на летних каникулах, правилах безопасного поведения на водоемах. Перспективы работы в объединениях «Базового уровня», проверка склонностей к тем или иным направлениям деятельности.

Практика: Подготовка проектов и поделок к итоговой выставке. Проведение выставки.

Методическое обеспечение

 

Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых воспитанники узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных идей, выставки детского творчества. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов.

Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно. Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Дети знакомятся с технологическим процессом создания изделий из ткани, меха, бисера и бросовых метериалов. Особое внимание следует уделять развитию у детей способности слушать, рассказывать, смотреть. На занятиях необходимо предлагать вопросы, задания, активизирующие творческую активность ребенка.

Программа «Стартовый уровень» знакомит с историей и традициями народного творчества . Необходимо организовать занятия так, чтобы дети могли свободно общаться, чувствовать себя комфортно и уверенно. На этом этапе также реализуются задачи творческого развития. Итогом работы обучения является создание выставки детских практических творческих работ. Выставки  творческих работ являются отчетами о достигнутых результатах. С помощью проведения выставок можно корректировать работу всей программы. Условия реализации программы (техническое и методическое обеспечение). Для реализации программы необходимы:

Инструменты: карандаши, линейки, ножницы, ластики, иглы, кусачки

Материалы: ткань,  мех, нитки,  проволока для плетения, бисер,  баночки  из-под крема, чая и пр., клей.

Наглядные пособия:

  • демонстрационные работы;
  • схемы и выкройки;
  • тематические загадки, пословицы, поговорки, кроссворды, задания, конкурсы, викторины;
  • иллюстрационный материал к тематическим занятиям;
  • работы обучающихся.

 

Список литературы

  1. Банакина Л.В., Лоскутное шитье. Техника. Приемы. Изделия. – М. АСТ-ПРЕСС

 КНИГА, 2006 г.

  1. Конституция РФ
  2. Ляукина М.В., Бисер: Техника.Приемы.Изделия. – М. АСТ-ПРЕСС КНИГА,

2006 г.

  1. Петухова В.И., Ширшикова Е.И., Мягкая игрушка. – М. Изд. «Народное

 творчество», 2005 г.

  1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам. Утвержден Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html  

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ» и Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области.
  2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей — СанПиН 2.4.4.3172-14 (см. в «РГ» — Федеральный выпуск №6498). 

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016)

Литература для детей и родителей:

  1. Божко Л.А., Бисер для девочек., Изд.3-е испр. И доп. – М. «Мартин», 2006 г.
  2. Катио Лоран., Фигурки из бисера. Издательская группа «Континент», 2010 г.
  3. Ткаченко Г., Необычные поделки из пластиковых бутылок»., Ростов –на-Дону, Издательский дом «Владис» 2013г.

 

 

  1. Календарный учебный график

Для группы № 1

39  учебных недель.

72 учебных дня.

Продолжительность каникул: с 31 декабря 2016 года по 12 января 2017 года и с 30 мая 2017 года по 31 августа 2017 года.

Начало занятий: первый этап с 01 сентября 2016 года по 30 декабря 2016 года. Второй этап с 13 января 2017 года по 29 мая 2017 года.

Для группы № 2

39  учебных недель.

72 учебных дня.

Продолжительность каникул: с 30 декабря 2016 года по 12 января 2017 года и с 31мая 2017 года по 31 августа 2017 года.

Начало занятий: первый этап с 01 сентября 2016 года по 29 декабря 2016 года. Второй этап с 13 января 2017 года по 30 мая 2017 года.

 

 

 

 

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации" | Добавил: Администратор
Просмотров: 106 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА