Вторник, 21:47 

Все заявки, поступившие в срок с 10.11 по 22.11 будут обработаны 23.11.2018

Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2018-2019 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации"

Активизация и интенсификация деятельности учащихся через организацию дополнительных занятий
28.02.2018, 18:31

Активизация и интенсификация деятельности учащихся через организацию дополнительных занятий

 

Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти.

О.де Бальзак

 

Уважаемые коллеги!

Хочу поделиться с вами своей методической находкой. Наверное, многие из нас, учителей русского языка, испытывают затруднение в работе по формированию у учащихся умения производить синтаксические и морфологические виды разбора. Знание материала по этим темам необходимо: тестовые части ЕГЭ и ОГЭ проверяют теорию по русскому языку. Чтобы устранить данную проблему, предлагаю ввести домашние дополнительные задания. Как подготовиться к предстоящим экзаменам подробнее здесь...

С этой целью учитель для каждого класса в соответствии с программным материалом набирает несколько вариантов предложений (каждый вариант состоит из 100-140 предложений). Если сразу набрать такое количество предложений трудно, набираем по четвертям. Каждый ученик получает свой листок дополнительных домашних заданий, в котором учитель указывает цифрами виды разбора (синтаксический разбор обязателен в каждом предложении!) Важно, чтобы в каждом предложении присутствовали все виды разбора, изученные на данный момент.

Для каждого ученика выбирается определенное количество предложений для еженедельного разбора (я остановилась на 4). Считаю важным следующий момент: слабым ученикам нужно давать такое же количество предложений, как и сильным. Они не должны чувствовать свою «исключительность», им нужно дать понять, что у них все получится, если они будут заниматься. Но мы-то люди мудрые: просто слабым деткам подберем предложения и задания им посильные. И этим создадим для них ситуацию успеха. Но об этом должны знать только мы!

Затем учитель выбирает единый день в неделе для сдачи работ и их проверки. Средняя отметка за работу обязательно выставляется в журнал (иначе у ребят будет потерян интерес). Считаю справедливым за 4 предложения ставить две оценки в журнал.

Может показаться, что очень трудоемкая и неоплачиваемая дополнительная работа учителя будет забирать у него огромное количество времени. Поверьте, это не так. Стоит поставить этот вид дополнительной работы на нужный уровень, и вы увидите одни плюсы.

Попробуйте. Мои тексты на этапе введения данного вида дополнительных работ помогут вам сэкономить время. Позже у вас появятся свои: результаты воодушевят вас!

 

Как организовать домашние дополнительные занятия?

 

  1. С чего начать? Заведите общие тетради в клетку, аккуратно подпишите их, обязательно оберните. Аккуратность ведения тетрадей никто не отменял, мы тоже этого делать не будем! Договоритесь с учениками, в какой день недели, где и до которого времени ими будут сданы тетради (у меня они кладут на полку в кабинете, в среду, до 6 урока). Это очень важный пункт: ребята должны почувствуют серьезность ваших намерений и важность данных ДЗ. Не сдать работу можно только в случае схода снежной лавины на школу или полета учителя на Луну на постоянное место жительства! Еще болезнь ребенка, подтвержденная справкой. Если ребенок все-таки не выполнил заданий (в жизни бывают различные ситуации), мораль не читаем: задолженность переносится на следующую неделю, т.е. уже 8 предложений. Один - два раза, и ленивый ребенок начнет понимать, что несвоевременное выполнение – себе дороже выходит. И проблема решится сама собой. Будьте готовы на первых порах услышать возмущение учеников, но вы объясните им (обязательно с улыбкой!), что …(каждый учитель сам придумает аргумент).

  2. Обязательно объяснить ребятам, ДЛЯ ЧЕГО необходимо выполнять задания (подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, устранению пробелов в знаниях, возможность получать хорошие отметки даже в том случае, если «не дружишь» с диктантами).

  3. Раздаете каждому индивидуальный лист с предложениями, где вы для каждого определили задание (вариант предложений возможен один, но цифры расставляются индивидуально!) Это не позволит ребятам списывать друг у друга. Объясните, что это объем работы на год, но ученики могут сами выбрать порядок выполнения заданий.

Важно: лист заданий хранится в тетради ученика, чтобы учитель мог проверить объем выполненного задания. Иногда ребята лукавят: выполняют не все цифры разбора.

  1. Далее учитель запасается терпением. На первых уроках повторения они записывают в тетрадь ДДЗ образцы изученных видов разбора (обязательно с примерами, чтобы в случае затруднений они могли самостоятельно решить проблему). Можно в целях экономии времени распечатать образцы разборов. Каждое предложение записывается в тетрадь под тем номером, под которым оно стоит в листе (это позволит учителю проверить, все ли номера разборов выполняются).

  2. Проверка работ производится еженедельно! Уважительная причина не проверить работу ученика – см. пункт №1!

При проверке учитель дает письменный анализ каждого предложения! Это должны быть индивидуальные записи, которые помогу ребенку понять свои ошибки (административный тон не приветствуется!) На следующий день учитель в начале урока отводит 1-1,5 минуты на анализ ДДЗ, очень краткий (индивидуально с каждым вы уже письменно пообщались) анализ с подтекстом: « Не все получилось у Пети, Маши, но радуете своим старанием; у нас все получится; я радом с вами – обращайтесь, помогу; лениться и лукавить – плохо; без ошибок писать диктанты могут не все, а выучить теорию может каждый и т. д.»). Важно вести строгий учет выполнения работы каждым учеником!

  1. Предупредите учеников, что выполнять ДДЗ нужно в течение недели, а не в последний день накануне сдачи работы. Авральная работа заметных результатов не даст.

  2. Нам нельзя позволить ребенку потерять интерес к этой работе! Если он плохо выполнил ДДЗ и не хочет, чтобы отметка за эту работу выставлялась в журнал, даем ему возможность исправить положение: анализируем с ним ошибки и предлагаем выполнить еще несколько предложений. Как правило, ребенок с удовольствием устраняет свои ошибки.

  3. Постарайтесь не переусердствовать в определении объема заданий. Чрезмерно трудные ДДЗ заставят ребенка работать спустя рукава, для учителя. У нас с вами цель другая.

  4. Поощрение для добросовестных ребят или всего класса (решает сам учитель) – отмена ДДЗ на каникулах. Реакция такая, будто отменили занятия на две недели в отдельно взятом классе в связи с понижением температуры до – 50 градусов по С. В такой момент учитель чувствует себя волшебником и испытывает радость от того, что сделал столько людей счастливыми! Очень важный момент в общении учителя и учеников («Я понимаю вас, я сам был учеником. Это единственное, чем я могу вас порадовать!» «Ребята, да он понимает нас и, наверное, любит!»)

  5. Поощрение для учителя тоже предусмотрено. Нет, это не благодарность от администрации школы. Скорее всего, вашу сверхурочную работу она и не заметит. Поощрим себя сами! Когда работа по ДДЗ будет налажена, ученикам из старших классов можно позволить проверять работы младших классов. Обязательно красной ручкой (понаблюдайте, каким ответственным становится ученик, когда у него в руках красная ручка учителя!), после уроков, в присутствии учителя (он в это время занимается своими делами). Наличие справочной литературы для «учителя» приветствуется. Проверяющий получит отметку в журнал. Отметка будет зависеть от качества проверки работы (старшеклассник должен исправить все недочеты, мы проконтролируем). Вот вам еще один вид самостоятельной работы ученика. Но в виде «обязаловки» его использовать нельзя: результат будет обратный ожидаемому. Это должно быть поощрением и очень серьезным!

 

Результаты организации дополнительных заданий по предмету

  1. Простая арифметика: в учебном году 34 недели. Умножаем на 4 (еженедельный минимум ДДЗ), получаем 136. Отнимем примерно 10-20 (порадовали ребят на каникулах). Получается 116. Округлим (очень грубо!) до 100. Таким образом, каждый ученик за 1 учебный год выполнит каждый вид синтаксического и морфологического разбора каждой части речи 100 раз, а за 5 лет -500 раз! По-моему, даже слабый ученик способен запомнить материал, который он повторил 500 раз!

  2. Данный вид работы развивает навык работы с учебником и другой справочной литературой.

  3. Воспитательный момент. Воспитываем добросовестность, прилежание, ответственность, трудолюбие.

  4. Данная система подготовки позволяет избежать дополнительных занятий после уроков. А это очень важно: в основном в школах пятидневки, и после 6-7 урока заниматься дополнительно – это пустая трата времени.

  5. Даже слабый ребенок получает возможность проявить себя хотя бы в грамматическом задании (к концу 5 класса практически все ученики справляются с этим, кроме 1-2 хронических бездельников). Ученик перестает скучать на уроке.

  6. ДДЗ – серьезная подготовка к ОГЭ и ЕГЭ! Сюда хорошо бы добавить подготовку к устному экзамену по русскому. На уроках весь изучаемый теоретический материал в виде мини-лекций, схем, таблиц и рисунков записываем в тетради по номерам билетов, список которых раздаю в 5 классе в начале года (это, по сути, программа по русскому).

Находим время для зачетов по билетам (на уроке, после уроков).

В 2015 году ученики, с которыми я работала по системе ДДЗ и билетов с 5 класса сдали ОГЭ без «3» и «2»., 100% качества знаний. Случайность? Не думаю. Это результат нашей совместной работы!

Далее смотреть архив работы

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Педагогические инновации" | Добавил: SDM-69
Просмотров: 549 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 5
5 Татошенька   (18.10.2018 11:58)
По работе, видно, что педагог многолетним трудом выводил эти строки. Интересные рекомендации, но некоторые решения нужно реализовывать с согласия администрации. Стоит взять на вооружение!

4 SRest11   (13.09.2018 13:37)
Автор осветила актуальную проблему педагогики: особенности формирования профессиональной культуры в процессе подготовки будущих педагогов. Всем известно, что одной из главных задач педагогов является необходимость профессионального роста. Еще будучи студентами будущие учителя понимают, что надо постоянно заниматься самообразованием и самовоспитанием, т.к. необходимые профессионально значимые качества требуют постоянного совершенствования.
В данной работе автор раскрывает понятие и сущность профессионально-педагогической культуры, как зарождается и каким образом происходит формирование сознательного отношения к профессиональной деятельности. Автор отмечает важность творческого подхода к подготовке уроков, старания применять разнообразные формы и методы их проведения, использовать информационные и инновационные технологии.

3 SRest11   (13.09.2018 12:42)
Автор работы делится с нами своей методической находкой введения домашних дополнительных заданий для подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ. Для учителей русского языка, испытывающих затруднение в работе по формированию у учащихся умения производить синтаксические и морфологические виды разбора , это ценный рабочий материал, в котором показано как правильно и последовательно организовать домашние дополнительные занятия.
Как итог автор показывает достигаемые результаты организации дополнительных заданий по предмету.

2 annbelyackova2018   (03.05.2018 20:23)
Я думаю, что предложенная инновация тоже должна иметь личностный подход. Ведь это главное условие для развития личности. Автор много работал над составлением заданий. Для учителей это будет интересно.

1 Lentoshka   (31.03.2018 19:31)
Введение новых государственных стандартов, модернизация, проводимая в образовании, предъявляют новые требования к уровню образования и его качеству. Данная инновационная идея способствует значительному повышению качества образования. Предложенный вид организации учебной деятельности реализует дифференцированный подход к обучающимся, способствует развитию навыков самостоятельной работы, умения регулировать процесс выполнения заданий, правильно распределять свое время, анализировать ошибки, а значит формирует УУД. Автор проделал огромную работу по составлению индивидуальных заданий и их последующей проверке. Ценность опыта заключается в возможности использования готовых тренажеров учителями русского языка. Возможно применение данной идеи и учителями, работающими в других предметных областях.
С другой стороны, внедрение данного инновационного опыта весьма трудоемко и требует от учителя дополнительных «вложений» по времени и энергии. Дополнительная нагрузка на учеников так же не всегда способствует повышению интереса и мотивации к изучению предмета.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА