Вторник, 12:46 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (международный) конкурс "Лучшее занятие специалиста (логопеда, психолога, дефекто...

Праздник «День Ивана Купалы»
10.07.2015, 05:16

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №37

имени Новикова Гаврила Гавриловича»

г. Кемерово

 


 


 


 


 


 

Праздник «День Ивана Купалы»

(для детей начальных классов)


 


 


 


 


 


 


 

Автор-составитель:

Бурова Любовь Петровна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №37

имени Новикова Гаврила Гавриловича»

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово, 2015

 

ЦЕЛЬ: расширение представлений младших школьников об окружающем мире и активизация их познавательных интересов на основе использования фольклорного материала.

Задачи:

  1. Образовательные – дать детям первоначальные представления о летних фольклорных праздниках, о народных традициях и играх, о персонажах русского фольклора.

  2. Воспитательные – прививать детям интерес и уважение к истории и традициям русского народа, своей страны.

  3. Развивающие – помочь детям войти в волшебный мир древних поверий, учить их видеть необычное в обычном, чувствовать красоту окружающего мира и испытывать радость от совместной деятельности.

     

Герои: Ведущие – 2 чел., Знахарь, Леший, Кикимора, Водяной, Домовой.

 

Реквизит: костюмы героев, разноцветные ленты, разные травы, корзинки для трав и для игры с Кикиморой, простынка, одеяла, пенек, самовар, бублики, большой таз с водой для озера и ведерки для игры (2 маленьких, 2 больших), муляжи разных овощей, фруктов и сладостей, сачок, избушка Бабы Яги, голубой платок (или лента), красный цветок, разные венки, брызгалки.


 

Ход праздника

Звучит песня «На Ивана на Купала красна девица гадала».

Дети собираются на полянке.

 

Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы отпраздновать приход лета, как это делали наши предки. И праздник этот называется день Ивана Купалы. Это праздник солнца, воды и растений.

Ведущий 2: И правда, ребята! Посмотрите вокруг! Как ласково светит солнышко. Поднимите свои личики, потяните свои ручки к нему. Чувствуете, как греет? И деревья, и цветы – все тянутся к нему!

Ведущий 1: Чтобы праздник был веселее, давайте украсим нашу полянку!

Детям раздают разноцветные ленты, они завязывают их на кустах, деревьях, заборчике.

Ведущий 2: Полюбуйтесь, какая пригожая наша полянка получилась! А теперь рассаживайтесь поудобнее и послушайте мой рассказ.

Дети рассаживаются на постеленных на травке одеялах.

В ночь накануне праздника Ивана Купалы в цветах и растениях появляется особая целительная сила. Поэтому знающие люди идут собирать лечебные растения именно в этот день. Некоторые собирают травы ночью в самую полночь, некоторые утром на заре…

Звучит спокойная музыка, на полянку выходит Знахарь.

Знахарь: Здравствуйте, мои травушки-муравушки! Надобно собрать вас сегодня как можно больше. Полыни соберу, буду давать деткам, кто плохо кушает, для аппетита! Малинки соберу, чай из ее листьев хорош при простуде! И про крапиву-матушку не забуду, поможет она, когда кровь надо остановить (и др.) А запах какой у травок! (подходит, дает детям понюхать). Разложу я травы лесные, летний ветерок их подсушит, станут они лекарством (раскладывает травы на простынке, возвращается к детям).

Знахарь: Много пользы мои травы людям принесут. Только есть у меня одна мечта, ребята! Говорят, в купальскую ночь, ровно в полночь, расцветает цветок папоротника. Ярким красным огнем горит он. Есть поверье, что кто его увидит, станет сильным, забудет про болезни.

Ведущий 1: Так давайте, дедушка, его поищем!

Знахарь: Этот цветок не каждому увидеть суждено. Охраняет его всякая нечистая сила. Справимся мы с ней?

Ребята: Попробуем!

Под веселую музыку дети отправляются в путь по лесной тропинке. Навстречу им выходит Леший.

Леший: Что это вы делаете в моем лесу? Куда это вы направляетесь?

Дети: С праздником тебя, дедушка Леший! Ищем мы цветок папоротника! Помоги нам!

Леший: Ишь, чего удумали! Не найти вам этот цветок, ни за что! Я вас сейчас в лягушек превращу!

Ведущий 2: Не надо, не надо! Строгий ты какой! Давай мы с тобой поиграем, повеселим тебя!

Проводится народная игра «Золотые ворота».

Дети делятся на две команды. Одна встает в круг, дети берутся за руки и поднимают их в виде ворот. Вторая команда бежит змейкой под этими воротами. Первая команда кричит: «Золотые ворота пропускают не всегда! Первый – разрешается! Второй раз – запрещается! А на третий раз не пропустим вас!» и закрывают ворота. Кто в круге остался – тот дальше не играет. Игра продолжается до тех пор, пока всех в круг не поймают. Потом команды меняются.

Леший: Ух, ты, какие ловкие и умелые! Так и быть, идите дальше! (показывает дорогу прямо) Только вряд ли вы цветок найдете!

Ведущий 1: Пойдемте скорее, но в другую сторону! Леший ведь, наверное, запутать нас хочет!

Дети по веселую музыку заходят за живую изгородь. На пеньке сидит Водяной, рядом стол, самовар и бублики. Оформлено небольшое озеро.

Водяной: Кто это нарушает покой моего царства-государства водяного?

Ребята: Ищем мы цветок папоротника!

Водяной: Ой, ой, ходят тут всякие, даже чай в тишине не попьешь. А зачем вам цветок папоротника?

Ребята: Чтобы стать сильными и здоровыми! Помоги нам, Водяной!

Водяной: Помочь вам? А сначала вы мне помогите! Нет у меня воды на чай, и сил ее таскать нет. Наносите - ка мне водички!

Проводится командная игра «Кто быстрее наберет ведро воды из озера».

Водяной: Ну, вот другое дело, спасибо что помогли, баранок и чаю не предлагаю самому мало, но дорогу вам покажу. Вам прямо, направо, вниз, наверх и назад, совсем немного осталось!

Ведущий 2: Совсем ты, дедушка Водяной, нас запутал, пойдем прямо по дороге.

Водяной (ворчит вдогонку): Спасибо скажите, что не заколдовал!

Дети возвращаются на полянку. На полянке сидит Кикимора с сачком, смотрит на овощи, фрукты, конфеты, шоколадки и т.д.

Кикимора (плачет): Ну, где же вы, давайте прыгайте в сачок, вы мне очень нужны!

Ведущий 1: Кикимора, что случилось, кому, куда прыгать надо?

Кикимора: Слышала я, что на Ивана Купалу в овощах и фруктах целебная сила появляется, витамины называются, вот сижу, жду, когда они ко мне в сочок запрыгнут.

Ведущий 2: Ребята, как вы думаете, так можно витамины поймать? А как мы их можем поймать? Кикимора, да тут много лишних продуктов, сейчас мы тебе поможем.

Дети собирают растения и сладости в разные корзинки и отдают корзинку с овощами и фруктам Кикиморе.

Кикимора: Какие молодцы, спасибо, сейчас я все это съем и стану сильной и здоровой! Но можно мне всего одну конфетку съесть - в ней тоже витамины, честно - честно.

Дети: Нет!

Кикимора: Нет, так нет, буду яблоки и груши есть. А куда это вы направляетесь?

Дети: Ищем цветок папоротника!

Кикимора: О! Хоть вы мне и помогли, но дело важное, просто так не пропущу! Отгадывайте загадки!

1. Что в руках не удержать, что в решете не унести? (Вода.)

2. По берегу идёт, идет, а до берега дойдёт, тут и пропадёт. (Волна.)

3. Без рук, без ног, всё бежит. (Река.)

4. Над тобою, надо мной пролетел мешок с водой.

Налетел на дальний лес, прохудился и исчез. (Туча.)

А вы не только ловкие, а еще и умные! Ну, идите вот туда! Авось найдете ваш цветок!

Дети идут дальше и видят избушку Бабы Яги. Зову ее. Выходит Домовой.

Домовой: Нету хозяйки дома! По делам отбыла! Че надо-то?

Дети: Сегодня день Ивана Купалы, ищем мы волшебный цветок папоротника!

Домовой: Ой, и правда, праздник сегодня, как же я забыл! А потому забыл, что скучно мне одному, грустно! Повеселите меня? А знаете, что на Ивана Купалу самый длинный день в году и самая короткая ночь. И в игры в этот день играют про Солнце и Месяц, про Зарю-заряницу. Хотите, научу?

Проводится народная игра «Заря-заряница».

 

Дети становятся в круг и берутся за руки. Ведущий ходит внутри круга и читает стихи:

«Заря-заряница, Солнцева сестрица!

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые…»

На последних словах набрасывает платок или ленту на руки двух детей. Они разбегаются в разные стороны, бегут по внешнему кругу. Кто быстрее прибежал, платок у ведущего забрал, тот и выиграл, теперь он - Ведущий).

 

Домовой: Как с вами играть весело! Ну что, показать, где цветок?

 

Дети, ведущие, Знахарь и Домовой находят на территории красный цветок, звучит волшебная музыка.

 

Знахарь: Вот и сбылась моя мечта, нашел я заветный цветок. Только пока мы его искали, я понял, что сильным и смелым человека делает не цветок, а дружба. Вы всем, ребята, помогали и сильными и здоровыми стали! А теперь будем праздник праздновать!

 

Ведущий 1: В день Ивана Купалы был обычай себе друга выбирать с помощью венка. Девушка плела венок, бросала его в воду. Кто из парней нашел, тот ее и суженый. И мы попробуем так себе друга выбрать!

 

Проводится игра с венками (девочки водят хоровод, бросают свои венки в траву, мальчишки находят, одевают венок и становятся в пару с той девочкой, чей венок).

 

Знахарь: Есть в этот день еще одна традиция – испытать очистительную силу огня или крапивы! Чтобы весь год не болеть, чтобы беды и напасти миновали. Становитесь в ряд, будем через крапиву прыгать, кто самый смелый? Я начну, да и вы не испугаетесь!

 

Все парами прыгают через «крапивный костер».

 

Домовой: Был еще один обычай на Ивана Купалу: купаться в реке, чтобы смыть все обиды и горести, которые за год накопились. Жаль, что здесь нет ни речки, ни озера!

 

Выбегают Леший, Водяной, Кикимора с брызгалками и брызгают на детей с криками: Сюрприз! Сюрприз! Вот вам и река, и озеро!

 

Ведущие (если теплая погода) раздают детям брызгалки, все обливаются, веселятся. Гости прощаются и уходят, конец праздника.

 

 

Используемая литература:

 

1.Авторы-составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Праздник в детском саду. (Сценарии детских праздников) – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 576 с.

 

 

 

Категория: Всероссийский (международный) конкурс "Лучшее занятие специалиста (логопеда, психолога, дефекто... | Добавил: Любовь9252
Просмотров: 421 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА