Понедельник, 22:03 

Все заявки, поступившие в срок с 10.11 по 22.11 будут обработаны 23.11.2018

Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2018-2019 уч.г » Всероссийский (международный) конкурс "Лучшее занятие специалиста (логопеда, психолога, дефекто...

Автоматизация звука  [Р] в слогах, словах и предложениях
11.03.2018, 14:11

Хроменкова Светлана Николаевна

 

МБДОУ «Детский сад № 78 «Исток» г. Смоленск

Учитель - логопед

 

Конспект подгруппового занятия

с детьми 6-7 лет, имеющими ФФНР

 

Тема  «Автоматизация звука  [Р] в слогах, словах и предложениях»

 

Цель: продолжать автоматизировать звук [Р] в слогах, словах и предложениях.

 

Задачи:

 

1.Коррекционно-образовательные:

  • Отработать четкое произношение [Р] в слогах, словах и предложениях на конкретном речевом материале;
  • Совершенствовать фонематический слух;
  • Формировать умение выделять существенные признаки звука;
  • Продолжить формирование умений работать по образцу и отвечать на вопросы полным предложением.

2.Коррекционно-развивающие:

  • продолжить развитие мелкой моторики, координации движения, пространственную ориентировку;
  • развивать воображение. Внимание, слуховое и зрительное восприятие у детей;
  • развивать пространственное логическое мышление, операцию обобщения, слуховую и зрительную память.

3.Воспитательные:

  • продолжить формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности, желание трудиться;
  • воспитывать уважение к окружающим людям и миру.

 

 

Оборудование: фотографии с изображением выступлений артистов цирка,

Дидактический материал «Говорим правильно звук Р» (предметные картинки, ребусы, игрушки), контейнер с фишками для звукового анализа, цветовые «сигналы», мяч, компьютер, индивидуальные зеркала, музыка Екатерины Железновой «Жираф» (песня), Насоновой «Логоритмика» (артикуляция, дифференциация), альбом «Радионяня» песня исп. Ю.Никулина «Я иду в цирк».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

 

I. Организационный момент

  1. «Гимнастика для ума»

-Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:

    • □○◊ -  это геометрические … (фигуры)
    • Первый месяц весны …(март)
    • «Белый», а наоборот …(чёрный)
    • Страна, в которой мы живем… (Россия)

2.Характеристика звука [Р]

- Какой звук встречается во всех этих словах?

- Какой он согласный или гласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой?

 

3. Артикуляционная гимнастика (под музыку Насоновой)

- чтобы правильно говорить звук [Р], подготовим щёчки, губки, язычок.

(Выполняем артикуляционные упражнения перед индивидуальными зеркалами)

ü «Улыбочка»   «Трубочка»

ü «Толстячок»    «Худышка»

ü «Накажем непослушный язычок»

ü «Чупа - чупс»

ü «Лошадка»

ü «Остановим лошадку»

ü «Качели»

ü «Лошадка»

ü «Дятел»

 

II. Развитие фонематических процессов

 

  1. Автоматизация звука [Р] изолированно в слогах

(Играет песня «Я в цирк иду» исп. Ю Никулин)

- Сегодня мы отправимся в цирк. Поедем в цирк на автомобилях.

(Дети по очереди берут игрушечный руль и «едут» : «Рррр…»)

- Пока едем, проведём пальчиковую гимнастику «Пальчики здороваются»:

  • Ра-ро-ру-ры
  • Ар-ор-ур-ир
  • Пра-про-пру-пры
  • Бра-бро-бру-бры
  • Рар-рор-рур-рыр

- Возле цирка встречает сторожевой пёс Барбос.

(Выполняется стихотворение с движением)

Я немного порычу: р-р-р, р-р-р (крутят кулачками).

Очень косточку хочу: р-р-р, р-р-р (крутят кулачками).

Муха в воздухе летает: р-р-р, р-р-р (крутят кулачками).

И меня не замечает: р-р-р, р-р-р (крутят кулачками).

Погляжу я, что такое: р-р-р, р-р-р (крутят кулачками).

На обед у нас жаркое: р-ням, р-ням (крутят кулачками + имитация движений собачьей пасти).

Погрызу, спою рычалку: ры-ры-ры, ра-ра-ра.

И улягусь до утра,

Потому что спать пора: тс-ссс

 

  1. Автоматизация звука [Р] в логах и словах

- Вместо билета нужно каждому из вас сочинить чистоговорку и проговорить ее правильно:

Ар-ар-ар – у меня воздушный …(шар)

Ор-ор-ор – ядовитый …(мухомор)

Ыр-ыр-ыр – мыши любят …(сыр)

Ирк-ирк-ирк – все дети любят …(цирк)

- Вот мы и в цирке представление начинается. Выступают дрессированные собачки. В каждом слове первый звук они заменяют на звук [Р] (игра с мячом):

Тома  ….(Рома)

козы  ….(розы)

мычать ….(рычать)

мак  ….(рак)

кот   ….(рот)

забота ….(работа)

хобот  ….(робот)

высь  ….(рысь)

 

- Выступают акробаты (под музыку Насоновой)

(Выполняется ритмическая игра. Дети стоя выполняют движения руками и проговаривают слоги :Ра-ра-рарара, …

Аналогично со слогами: Ра-, ру, ры-, ар- , ор- , ур- , ыр- ).

 

3. Автоматизация звука  [Р] в словах и предложениях

- На арене выступает клоун. Он смешит  зрителей. Клоун не умеет произносить звук [Р] , помогите понять, что говорит он:

  • Во.обей  п.ыгает  по  до.ожке.
  • У  А.тёма  чё.ные б.ови.
  • С  ого.ода  соб.ан  у.ожай.
  • У Ю.ы  в  .уке  г.уша.
  • В  угиве.маге  п.одаются  ков.ы.
  • Д.узья  соби.аются  на  .ыбалку.
  • Его.  пьёт  кефи.  из  к.ужки.
  • Вок.уг  забо.а   .астут  цветы.

 

Аплодисменты (повторить ритм хлопками).

Антракт.

-Что это значит?

Пальчиковая гимнастика «Гости» (русская народная игра)

- Мама, мама! (мизинцы)

-Что, что, что? (указательные пальцы)

-Гости едут! (мизинцы)

-Ну и что? (указательные пальцы)

- Здрасьте, здрасьте! (средние и безымянные дважды перекрещиваются «обнимаются»)

-Чмок, чмок, чмок (средние и безымянные пальцы постукивают «целуются»).

Речевая игра «Буфет».

(Дети выбирают «блюда» - картинки.  В названиях которых есть звук [Р]. Садятся на место и рассказывают. Что купили: «Я купил …»).

 

- Во время антракта можно посмотреть на дрессированных животных (показываются игрушечные животные: жираф, слон, кот, зебра). (Под песенку «Жираф» дети выполняют упражнения на координацию речи и движения).

 

4. Определение места звука [Р] в словах.

 

- Представление продолжается. На арене дрессированный котик. Ему по команде нужно занять одну из тумб. Командой для него служит картинка. Если в названии картинки звук [Р] в начале слова, котик встает на первую тумбу, в середине – на вторую; а если в конце – на третью.

(Ребёнок отгадывает предмет, определяет место звука в слове и помещает котика на нужную тумбу).

 

 

Вопросы к картинкам:

  • Что бывает после грозы?
  • Как называется продолговатый овощ оранжевого цвета?
  • С каким предметом дети любят играть?
  • Кто главный  герой сказки про золотой ключик?
  • Плавает в воде, имеет плавники и хвост?
  • Что кладут в чай, чтобы он стал сладким?
  • Что включают вечером, чтобы посмотреть фильм?
  • На чём жарят котлеты?
  • Тёплая, вязанная, шерстяная одежда без застёжки?
  • Их надевают на ноги, чтобы заниматься спортом?

(Набор картинок: радуга. Морковь, мяч, Буратино, рыба, сахар, телевизор, сковорода, свитер, кроссовки, троллейбус, сыр, шорты, радио, куртка, помидор).

 

5. Звуковой анализ слова

- Отгадай загадку: «Огромная кошка, вся шуба в полосках» (Тигр).

- Тигра зовут Роми. С помощью красных, синих и зеленых фишек составьте схему слова «Роми».

- Давайте вспомним скороговорку про тигра:

У тигра крутой нрав.

- Какие еще скороговорки со звком  [Р]  вы знаете?

Тары, бары, растабары, у Варвары куры стары. И др.

 

6. Звуковой синтез слов.

         -На арену выходит фокусник.

 

Фокус 1-ый: отгадайте какое слово получиться, если взять от предметов первые звуки (картинки: дом, рыба, улитка, гармошка).

 

Фокус 2-ой: ребусы – зашифрованные слова пирог, мороз, браво.

 

III. Закрепление правильного произношения звука Р в связной речи.

- Во время представления фотограф сделал фотографии выступлений артистов. Получив от меня фотографии, расскажите, что на них изображено.

 

IV. Итог.

- Какой звук мы научились сегодня произносить? ( [Р] ).

Самооценка детей.

-Если вы считаете, что хорошо потрудились, то поднимите «сигнал» того цвета, в названии которого есть звук  [Р].

- Если вы считате, что у вас не всё получилось хорошо, вы могли бы поработать лучше, поднимите «сигнал», в котором нет звука [Р].

Категория: Всероссийский (международный) конкурс "Лучшее занятие специалиста (логопеда, психолога, дефекто... | Добавил: SVKLM
Просмотров: 293 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 4
4 igroteka   (08.11.2018 19:56)
В конспекте автором была отражена структура логопедического занятия. Выбор темы занятия является актуальным, так как одним из наиболее часто нарушенных звуков у дошкольников является звук [р]. Целью занятия является закрепление навыков правильного произношения звука [р]. в разных речевых ситуациях.
Таким образом, данное занятие успешно решает вопрос автоматизации звука [р] у дошкольников и подходит для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.

3 ирина9709   (05.11.2018 20:52)
Занятие интересное. Цели и задачи ответствуют содержанию. Подобраны интересные задания. Автор использует на занятии разнообразные приемы. Спасибо автору.

2 sema357   (23.10.2018 12:13)
Спасибо за интересное занятие! В содержании занятия прослеживается не только решение коррекционных задач, но и отражение лексической темы "Цирк". Коррекционные цели и задачи соответствуют содержанию занятия. Структура занятия продумана, выстроена в логической последовательности. Но, думаю, не стоит брать на одном занятии все этапы автоматизации звука: если дети уже воспроизводят скороговорки с с автоматизируемым звуком, то нужно ли закреплять его еще раз изолированно. Отмечу, что представлены очень интересные и разнообразные занятия, использованы игровые, здоровьесберегающие технологии.

1 crasawinanatascha   (22.10.2018 19:51)
Спасибо за занятие. Достаточно хорошо выстроена структура и последовательность занятия. Поставленные задачи реализуются на занятии. Используются здоровьесберегающие, игровые технологии. Интересная, разнообразная подборка заданий, в использовании которых работают зрительный, слуховой анализаторы детей.
Мои предложения: 1. На этапе автоматизации необходимо обращать внимание детей на положение органов речи закрепляемого звука.
2. Пересмотрела бы названия этапов занятия.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА