Среда, 18:40 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2018-2019 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

ЗВУКИ, Я ВАС СЛЫШУ!
22.03.2018, 16:06

ЗВУКИ, Я ВАС СЛЫШУ!

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольника,

как предпосылки обучения грамоте.

Учитель-логопед

Якене Ирина Николаевна

         Неумение читать или медленное чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе.

Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС предусматривает формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.

                  Многочисленные исследования Н.А. Никашиной, А.К. Марковой, Г.И. Жаринковой, Л.Ф. Спировой, Г.А. Каше подтверждают предположение, высказанное в 40-х годах 20 века отечественными учеными Р.Е. Левиной и Р.М. Боскис, что причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического слуха и, как следствие, - несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

         При обучении чтению и письму, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на его составляющие звуки, установление их количества и последовательности. Перед началом письма, ребенку необходимо произвести анализ слова, в ходе записывания произвести синтез, т.е. мысленно сочетать звуки снова в целое. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

         Основная трудность, которую испытывают дети при выделении составных элементов слова, заключается в неумении услышать в нем гласные звуки, а также отделить гласные от согласных.  По мнению Д.Б. Эльконина, этому способствует слоговая система артикуляции русского языка, при которой, деля слова на звуки, дети ориентируются не на слуховое восприятие, а на артикуляцию.

         Несформированность звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово, ориентируясь только на его семантическую(смысловую) сторону и не улавливая сторону фонетическую, т.е. последовательность звуков, входящих в его состав. Например, если взрослый спросит какое слово больше: «слон» или «мышонок», ребенок ответит – «слон».

         При нарушении синтеза, ребенок не может составить из ряда звуков слово. На вопрос взрослого, какое слово получится, если соединить звуки: «к», «о», «р», «м», ребенок отвечает  -«Рома».

Слайд.

         Фонематический слух (термин ввел Л.С. Выготский) (способность слышать есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же звуки, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова) в норме не требует специального обучения.

         Фонематическое восприятие (термин ввел Д.Б. Эльконин)(умение определять последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к началу, середине и концу; подсчёт количества звуков в слове) формируется в течение всего дошкольного детства, требует специального обучения.

         Звуковой анализ (разложение слова на последовательный ряд звуков, подсчёт их количества, классификация) и звуковой синтез (слияние отдельных звуков в слоги, а слогов в слова) требуют также специального обучения.

Слайд.

         Сложность в определении нормы и паталогии в вопросах развития фонематического слуха заключается в том, что он формируется постепенно. Считалось, что фонематический слух в норме должен быть сформирован к 4 годам. Однако около 90% всего, что сейчас известно о мозге, учёные узнали за последние 15 лет. Отделы мозга, отвечающие за фонематические процессы, полностью созревают к 10 – 12 годам.

         Важная закономерность развития детей – их «языковое чутьё» или «языковая одарённость» в 3-5 лет!В этом возрасте у детей наблюдается повышенная чувствительность именно к звуковой стороне речи, а в дальнейшем такая восприимчивость к речи теряется, поэтому очень важно вовремя направить её в нужное русло. В этом возрасте дети – творцы своей речи: любят поиграть со словами, легко подбирают рифмы, даже сочиняют стихи.Именно, поэтому в этом возрасте необходимо развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы, уводя ребенка от естественного развития.

Вот анекдот из жизни, хорошо иллюстрирующий суть проблемы:

В группу детского сада приходит новая воспитательница. Трехлетние дети внимательно смотрят на новую тетеньку:

-  Здравствуйте,  дети. Меня зовут Жанна Геннадьевна.

Тишина. Дети молча пытаются «переварить» сложное имя-отчество. Через некоторое время раздается чей-то робкий голосок:

- Жадина-говядина?

         По статистике примерно 8% детей дошкольного возраста имеют нарушение речевого внимания. Эту проблему считают психологической, т.е. коррекцией внимания должен заниматься психолог. На самом деле – это работа логопеда и невролога. Т.к. речевое внимание регулирует кора и ствол головного мозга, зарубежом созданы специальные тренажеры. Например, разработанныйфранцузсим врачом А. Томатисом «Электронное ухо». При прослушивании музыки, из которой поочередно «вырезаются» то высокочастотные, то низкочастотные компоненты, мышцы уха ребенка тренируются путем поочередного расслабления и напряжения. Т.о. исчезают многие нарушения слухового восприятия. Для тренировок Томатис использует записи музыки Моцарта и григорианских песнопений. Например, в Польше, Томатис - это целая государственная программа, оборудование есть почтив каждой школе, даже в маленьких городах.

Слайд.

         Н. В. Дурова очень точно дала названия периодам дошкольного обучения грамоте, создав дидактический материал из 4-х книг:

с 4 до 5 лет «Поиграем в слова»

с 5 до 6 лет «От слова к звуку»

с 6 до 7 лет «От звука к букве»

далее «Читаем сами»

         Содержание программы «Обучение дошкольников грамоте» построено с учетом возрастных особенностей детей.

Слайд.

         Первая младшая группа: воспитание слухового внимания, речевого дыхания, основных качеств голоса, вызывание правильного произношения звуков.

         Вторая младшая группа: развитие слухового внимания, фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса, подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков (артикуляционная гимнастика), работа над простыми по произношению звуками А, У, О, И, Э, П, Б, М, Ф, В.

         Средняя группа: развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса, подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков (артикуляционная гимнастика), работа над звуками С, Сь,З, Зь, Ц, Ывыработка четкого произношения слов, спокойного темпа и размеренного ритма речи. Обучение детей интонационному выделению звука.

         Старшая группа: развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса, формирование четкости движений органов артикуляционного аппарата, работа над звуками Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Ль, Р, Рь, Й. Различение звуков по их качественной характеристике: гласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Продолжение работы над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над темпом и ритмом речи. Развитие навыков звукового анализа, умения выделять ударение.

         Подготовительная к школе группа: работа над четким ясным произношением звуков в различных сочетаниях, совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели, развитие навыков звукового анализа, ознакомление с буквами, с принципом позиционного чтения.

         Для того, чтобы при знакомстве с первыми буквами, при чтении и письме первых слогов ребёнок смог открыть позиционный принцип русского чтения, то есть учился ориентации на букву гласного, следующую за буквой согласного, необходимо, чтобы в добуквенный период обучения дети научились различать звуки (фонемы) гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твёрдые, звонкие и глухие.

         В своей исходной форме звуковой (фонемный) анализ естьустановление последовательности фонем в полном слове. В отличие от естественного интуитивного деления слова на слоги, расчленению слова на звуки нужно специально учить. Если спросить ребёнка, какой первый звук он слышит в слове МАМА, он ответит МА. И это не случайно, так как именно такое деление слова отражает естественный механизм его членения: сочетание согласного с последующим гласным (слияние) представляет собой настолько неразрывную в артикуляционном отношении целостность, что нужно специально обучаться членить её на отдельные звуки.

         Хочется отметить, что для формирования какого-либо навыка звукового анализа (например, определение в слове конечного согласного) недостаточно предъявить ребенку 3-5 слов. Рекомендуется использовать не менее 10-20 слов.

Слайд.

1 этапРазвитие неречевого слуха

         На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

         На данном этапе используются игры: «Что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Что за чем звучало?», «На чем играет Буратино?», «Тихо-громко», «Высоко-низко» и другие.

         Внимательно послушайте с ребёнком шум ветра, плеск воды, шелест бумаги, звон колокольчика, скрип двери и другие бытовые звуки.

Предложите ребёнку закрыть глаза, прослушать ещё раз звуки и отгадать, что звучало.

         На практике педагоги очень мало занимаются работой по различению неречевых звуков, считая ее не обязательной и бессмысленной. На самом деле, если ребенок научится хорошо различать неречевые звуки, возможно не придется долго заниматься различением фонем, фонематический слух будет развиваться автоматически. Доказано, что процесс будет происходить более успешно,если будут включены различные занятия, связанные с музыкой: музицирование на шумовых музыкальных инструментах, танцы, логоритмические упражнения.

2 этап

Слайд.

Слайд.

Развитие фонематического слуха. Различение одинаковых звуковых комплексов по высоте, силе и тембру.Развитие слуховой памяти.

  • Игра «Узнай свой голос». Записать на диктофон голоса близких людей и голос самого ребёнка. Прослушать голоса и попросить его угадать, кто сейчас говорит.
  • Игра «Три медведя». Ребёнок отгадывает за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: малыш сам говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса.
  • Игра «Кто так кричит?» (и-го-го, му-уу, пи-пи и т.д.)
  • Игра «К кому пришел, от кого ушел волк» (картинки: волк, волчата, козлята, охотник). Произносить фразу: «Волк пришел» (с испугом, с радостью, с удивлением), произносить фразу: «Волк ушел» (с радостью, с сожалением, с досадой).

 

Скачать

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 191 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА