Среда, 10:11 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

"В лабиринте русской речи" (методическая разработка по русскому языку)
23.11.2017, 16:33

Внеклассное мероприятие по русскому языку
«В лабиринте русской речи»
Форма проведения - брейн– ринг
Цели:
 овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса уча-щихся.
 обучение школьников умению связано излагать свои мысли в устной форме.
 повышение интереса к урокам русского языка.
Ход внеклассного мероприятия:
Учитель. Сегодня у нас необычная встреча. Мы пройдём через лабиринт русской речи. Учёные давно пришли к выводу, что речь человека, как зеркало, отражает его культуру. Таким образом, каждый из присутствующих может проверить, культурен ли он.
Вот лабиринт, который мы должны пройти. В нём множество тупиков. Преодолеть их можно, правильно отвечая на поставленные вопросы.
Я зачитываю вопрос - командам даётся минута на обсуждение, после которой капитан команды поднимает сигнальную карточку и называет отвечающего.
Можно давать досрочные ответы. Если отвечающая команда допустила ошибку, право ответа переходит другой. Обсуждаем и отвечаем после звукового сигнала. А я буду ставить сигнальные метки.
Капитаны! Представьте команды. (Представление) – Класс разделен на команды. (Капи-тан команды поднимает сигнальную карточку.)
Познакомьтесь, здесь находится ещё одна команда, бессмертная команда знатоков рус-ского языка. Капитан команды – (один из учителей). Эта команда вступает в игру тогда, когда ни одна из команд учащихся не даст правильный ответ.
Внимание
1) В кабинете директора цирка раздаётся телефонный звонок.
- Алло цирк?! Это звонит вам учительница школы №1 насчёт билетов.
- Не верю, - говорит директор и кладёт трубку.
(вопрос)
- Чему не поверил директор цирка?
(правильный ответ)
Директор не поверил, что это звонила учительница. Потому что была допущена ошибка в уда-рении, правильно сказать не звонит, а звонит.
2) Поставьте ударение в словах, не нарушая нормы культуры речи.
Мусоропровод – нефтепровод, звонит – позвонит, начал – начала – начался, хаос – хвоя – ара-хис, понял – поняла.
(правильный ответ)
Мусоропровод – нефтепровод, звонит – позвонит, начал – начала – начался, хаос – хвоя – арахис, понял – поняла.
3) Павлик спросил у Толика: «Когда твоё день рождения?»
- Скоро, - ответил Толик.
- И торт будет?
- Даже два, - решил похвастаться Толя.
- Ух ты! Два торта! Это же здорово.
-Какие ошибки вы заметили в речи мальчиков? (Если надо, можно прочитать ещё раз).
(правильный ответ)
А) День – сущ. м. р. Значит, правильно сказать твой день рождения.
Б) «Два торта» - так сказал Павлик, а правильно «два торта».
4) Поставьте данные существительные в форму Р. п. мн. числа:
Яблоки - места -
помидоры - апельсины -
грузины –
5) Добавь к данным существительным прилагательные:
Кофе какао
тюль рояль
шампунь мозоль
(правильный ответ)
Нужно запомнить, что слова кофе, тюль, шампунь, рояль – м.р; какао – ср.р; мозоль – ж.р.
6) Однажды Петя Ошибкин остановился у магазина с вывеской «Промышленные товары». Ни-же он прочитал: «Чулки, носки, сапоги».
- А как сказать пара чул… - и Петя надолго задумался.
Как же правильно сказать:
пара чулков или пара чулок
пара носков или пара носок
пара сапогов или пара сапог
Давайте поможем Пете решить этот вопрос.
(правильный ответ) Чулок, носков, сапог.
7) Как-то на уроке Петю Ошибкина спросили, знает ли он, чем богата наша страна?
- Знаю, природными ресурсами, - ответил Петя.
- А именно? – попросила уточнить учитель.
- А в первую очередь, это голубой уголь, чёрное золото, белое золото, - бойко ответил Пе-тя.
- Ребята, выражения: «Чёрное золото», «белое золото», «голубой уголь», - постоянно бытуют в нашей речи, а что они означают.
Ответ: Черное золото – нефть
Белое золото – хлопок
Голубой уголь – природный газ.
8) С каждым годом всё больше и больше иноязычных слов проникает в нашу речь.
Замените эти слова русскими синонимами:
Антракт – (перерыв)
Финал – (конец)
Дуэль – (поединок)
Актуальный – (злободневный, своевременный)
Традиция – (обычай).
9) На уроке русского языка Петя Ошибкин составил три предложения. И в каждом допустил речевую ошибку.
Через минуту вы должны прочитать эти предложения в исправленном виде.
1) Я кратко рассказал свою автобиографию
2) Благодаря сильным морозам посевы пшеницы погибли.
3) Сестра сфотографировалась в ананас и в профиль.
(правильный ответ)
1) Я кратко рассказал свою биографию.
2) Из-за сильных морозов посевы пшеницы погибли.
3) Сестра сфотографировалась ананас и профиль.
10) Мы опять копали в тупик, чтобы из него выбраться, нам предлагается задание на сообрази-тельность.
? Как по порядку перечислить пять дней недели, не называл при этом ни числа, ни названия дня?
! (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
11) Через минуту вы должны правильно назвать эти предметы.
(правильный ответ)
Туфля (ж. р), тапочка (ж. р)
12) Многие годы на сцене Иркутского музыкального театра идёт мюзикл «Моя прекрасная ле-ди», в его основу положена пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион», в которой рассказывается, как, благодаря усилиям двух известных джентльменов Хиггинса и Пикеринга, грязная, грубая, не-вежественная цветочница Элиза превращается в прекрасную, образованную леди.
Прослушайте внимательно несколько фраз из этой пьесы.
Хиггинс: Зачем вы бросили в меня туфли?
Элиза: Потому что я хотела разбить вам голову. Вы меня вытащили из грязи! А кто вас
просил? Что теперь со мной будет?
Хиггинс: А я откуда знаю, что с вами будет? И какое мне до этого дело?
Элиза: Вам нет дела! Я для вас ничто, хуже вот этих туфлей.
При слове «туфлей» Хиггинс громовым голосом произносит одно слово.
Как вы думаете, какое?
Внимание, ответ
Туфель. Элиза должна была сказать, как леди: «Хуже вот этих туфель».
13) Однажды на страницах книги Петя Ошибкин встретил странные выражения.
Поможем Пете, найдём объяснение этим выражениям:
1. Прийтись по вкусу (понравиться)
2. Мозолить глаза (надоедать)
3. Перемывать косточки (сплетничать)
14) Вот и последний тупик в нашем лабиринте. Его сможем преодолеть тот, кто знает послови-цы и употребляет их в своей речи.
Восстановить начало пословицы, зная её конец.
1. С кем поведёшься …
2. Сам пропадай …
3. По одёжке встречают …
Итоги
Молодцы! Правильно!
Дома вы продолжите работу над словом, вам нужно будет написать рассказ по послови-це «Грамоте учиться – всегда пригодится». Рассказ должен раскрывать смысл пословицы.
Благодаря усилиям всего класса, мы не заплутали в лабиринте русской речи, мы вышли из него победителями. Посмотрим, какая команда чаще других выводила нас из ложных речевых си-туаций… Команда (красных) лучше всех ориентируется в лабиринте русской речи.
Как же поощрить наших первопроходцев? А остальным – спасибо! Они получили урок. Сего-дня мы ещё раз убедились не только в том, что… (слова Куприна), но и в том, что важно не только грамотно писать, но и правильно говорить. И я надеюсь, что после этого урока в ваших сочинениях будет меньше речевых ошибок!

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: chehonova
Просмотров: 16 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА