Пятница, 16:35 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

ISBN, УДК, ББК, СМИ

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Урок русского языка в 1 классе по теме «Правописание ЖИ и ШИ»
26.07.2016, 08:20

Пояснительная записка
к уроку русского языка в первом классе «Правописание ЖИ и ШИ»
1 Направление работы начальная школа
2 ФИО Крылова Ирина Валентиновна
3 Место работы МОУ «СОШ» пгт Кожва
4 Должность Учитель начальных классов
5 Предмет, количество часов в неделю Русский язык, 5 часов
6 Класс, краткая характеристика 1 класс, В классе 16 человек: 7 мальчиков, 9 девочек. 2007 года рождения - 13 человек, 2006 г.р. – 3 человека. В классе много неполных семей - 5, есть одна многодетная, 1 ребенок проживает с бабушкой и дедушкой. Детские дошкольные учреждения посещали большинство детей. 15 детей ходили в один детский сад (ДОУ пгт Кожва) и 1 ребенок детский сад п. Набережного.
По результатам педагогической диагностики готовности готовности к школьному обучению, заключавшаяся в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой, 50% класса имеют средний уровень, 37% -высокий, 13% - низкий.
7 Программа Программа для общеобразовательных учреждений.» / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.Н.Дементьева, Н.А.Стефаненко, М.В.Бойкина. – М.: Просвещение.
8 Тема и номер урока в теме «Правописание ЖИ и ШИ», 11-ый урок в послебукварном периоде
9 Технологии, применяемые на уроке Деятельностный подход в обучении Исследовательские методы обучения Технология использования в обучении игровых методов Обучение в сотрудничестве Информационно-коммуникационные технологии Дифференцированное обучение
10 УМК Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 кл.: учебник. – М.: Просвещение,
11 Цель Образовательная: закреплять представления о твердых согласных звуках ж и ш, упражнять детей в традиционном написании буквосочетаний жи-ши с буквой и.
Развивающая: развитие коммуникативной компетенции учащихся (социокультурный аспект); формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих метапредметный результат обучения.
Воспитательная: формирование позитивно-ценностного отношения к русскому языку, стремления к его грамотному использованию, потребности в творческом самовыражении; формирование учебно-познавательного интереса, мотивации к изучению русского языка как учебного предмета, стремления к самосовершенствованию; на воспитание личностных качеств школьников.
12 Задачи Содействовать формированию у учащихся знания о правописании ЖИ-ШИ.
Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.
Создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного письма.
Способствовать развитию речи.
Воспитывать культуру поведения при работе в группах, паре.
13 Тип урока Усвоение новых знаний
14 Дидактические материалы Презентация, интерактивный тест-тренажер, установленный на каждом ученическом компьютере, сигналы светофора у каждого ученика: зелёный, красный, жёлтый круги, карточки для индивидуальной и групповой работы, 4 маркера для работы в группах, перчаточные куклы Мальвина и Буратино, лента букв, плакаты по теме урока, картинки этапов урока, карточки для самооценки, карточки-оценки ответов учащихся – весёлые лица сказочных героев в черно-белом исполнении (дома или на переменке дети по желанию раскрашивают их), конверты с заданиями для домашней работы: I уровень, II уровень, III уровень, разноуровневые домашние задания по степени сложности, магниты для доски, очки для игры «Научи Буратино», карточки с фразеологизмами, плакат с правилами работы в группе.
15 Формы обучения индивидуальная, фронтальная, работа в группах, индивидуальные сообщения, индивидуальная работа у ИД
16 Оборудование Ноутбук у учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска SMART, колонки, индивидуальные компьютеры на каждого ученика.
17 Межпредметные связи Чтение, сказка А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», кружки «Мир деятельности» и «Юный компьютерный художник»
18 Планируемые результаты Предметные умения
Умеют писать буквосочетания жи – ши и находить в текстах слова с изучаемыми орфограммами. Расширяют свой словарный запас. Метапредметные умения -
Познавательные умения:
— анализируют звуки по группам: гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; соотносят услышанный звук с написанной буквой и обосновывают своё мнение; определяют основание для написания слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, и обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения:
— принимают и сохраняют учебную задачу, осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, оценивают правильность выполнения действия одноклассников, учатся правильно оценивать свою работу и знания, выполняют учебное задание, используя алгоритм;
Коммуникативные умения:
— комментируют собственные действия при выполнении задания; строят понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; участвуют в коллективном обсуждении поставленных вопросов, выдвижении предположений и их обоснование, учатся выражать свои мысли, вступать в диалог с учителем и одноклассниками.
Личностные умения:
учатся проявлять инициативу в поиске решений, исполнительской и творческой деятельности, выдвигать и доказывать свои гипотезы, проявляют интерес к изучению языка.

Сценарий урока.
I – организационный момент (1-2 минуты)
- Ребята, сейчас у нас урок русского языка.

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

- Сегодня мы с вами откроем одно новое знание. Как вы будете это делать?
(Дети: сначала, повторяем изученное ранее, формулируем тему урока, затем выясним, что мы не знаем. Для этого надо выполнить пробное действие, зафиксировать затруднение и выяснить его причину. Затем сами построим новое знание. Проверяем, насколько хорошо усвоен материал и снова повторяем с включением нового знания- на магнитной доске 6 карточек:




II – актуализация знаний (4-5 минут)
- А помогать открывать новое знание будет вот эта девочка. (учитель надевает на руку перчаточную куклу) Кто она?
(Дети: Это Мальвина из сказки Л. Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»)
- Она предлагает вам поиграть в игру «Лишняя буква» Запишите на первой строке лишние буквы. Предположите, как вы выполните это задание сигнальными карточками.(Зелёный цвет – без ошибок, красный – не уверен в знаниях, с ошибками)
(Использование дополнительных интерактивных инструментов: каждый ряд букв появляется на экране по порядку, касанием учителя поверхности экрана интерактивной доски ИД)
1)О У И Э А - буква И лишняя, так как обозначает мягкость согласных на письме
2)Ё Ы И Ю Я - буква Ы лишняя, так как обозначает твердость согласных на письме и др
3) А Э Я Ш И - буква Ша лишняя, так как обозначает согласный звук
4)Й Ч Щ Ж – буква Ж лишняя, так как обозначает всегда твердый согласный звук
- Проверьте: И Ы Ш Ж. (Проверка проходит с использованием дополнительного интерактивного инструмента: буквы появляются в результате касания картинки сразу в два столбика)
-Оцените свою работу сигнальными карточками. У кого совпало с предположениями, поднимите руку? Кто справился с работой без ошибок? Погладьте себя по головке.
- На какие две группы сгруппированы эти буквы? (гласные и согласные)
- На что указывает гласная буква И? (на мягкость впереди стоящей согласной)
- На что указывает буква Ы?
- Что еще объединяет эти буквы, кроме того, что они согласные? (они обозначают всегда твердые парные согласные звуки)
(Напоминалочка появляется на доске: «Шёл Живой Царь» (по Т. Рик).) - Ш, Ж, Ц
- Вот их мы и напишем в минутке чистописания, чередованием строчных букв (кроме буквы ц). Переход по гиперссылке на ИС «Чистописание» (Использование дополнительных интерактивных инструментов)
- Что мы сейчас делали?
− Необходимые знания повторили, а теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока, прочитав зашифрованное стихотворение. (Использование дополнительных интерактивных инструментов: прием «подсветки»)
III – постановка учебной задачи (4-5 минут)
- Ваш следующий шаг пробное действие (Понять, что у нас не получается.)
Составьте звуковые модели слов.
Дети по одному выходят к ИД и составляют схемы, «вытаскивая» звуки и слоги-слияния. (Использование дополнительных интерактивных инструментов: утилита множественного клонирования) 1 слово у доски, 2 слово-самостоятельно по выбору, с последующей проверкой по слайду. Ученик, работающий у доски, оценивает свою работу: что ты делал, сделал правильно или с ошибками, самостоятельно или с помощью, если все правильно – аплодисменты.
(Дети: -Первый слог лы, это слог-слияние, первый звук л согл. тверд. звонк. и т.д. Ударение падает на…... Записывает слово под схемой.)
Далее дети выполняют самостоятельно схемы и подписывают буквы, кто не сможет вставить букву, лучше пропустить место – при проверке вставить)
Проверка по схеме на слайде. (Использование дополнительных интерактивных инструментов: шторка)
- Какой одинаковый гласный звук есть во всех словах? (Дети: ы)
- А какой буквой обозначили этот звук на письме? (Дети: и)
− Кто не выполнил задание?
− Что вы не смогли сделать?
(Дети: -Я не смог вставить пропущенную букву (не стыдно не знать, стыдно не учиться)
На экране за шторкой слова с пропущенными буквами.
- Посмотрите какая буква спряталась с помощью лупы.
(Использование дополнительных интерактивных инструментов: лупа)
-Оцените свою работу сигнальными карточками.
− В чем ваше затруднение? (Дети: В выборе написания гласных: и – ы
- Посмотрите еще раз на слова и скажите, после каких согласных букв стоят эти сомнительные гласные? (Дети: после Ж, Ш)
− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Дети: Мы не знаем правила выбора гласных после согласных: Ж, Ш.)
− Какой шаг учебной деятельности вы прошли? (Дети: Мы определили, что мы не знаем.)
- Что вы будете делать дальше? (Дети: Сами построим новое знание.)
Физминутка музыкальная – «Мышка»
IV – открытие новых знаний (7-8 минут)
- Ребята, Мальвина объясняла это написание Буратино. А Буратино задал множество вопросов. Какие вопросы подходят к теме нашего урока?
(Использование дополнительных интерактивных инструментов: из коллекции LAT 2.0-RU- ИС отображение заметок)
Быстро читающий ученик надевает на руку перчаточную куклу Буратино и читает вопросы, а остальные определяют, подходит он к данной теме или нет. Учитель снова нажимает на вопрос (если он не подходит к теме), он исчезает с экрана.
1) Какая буква пишется после согласных Ж и Ш?
2) Какая буква пишется после согласных Ч и Щ?
3) Почему слово Буратино нужно писать с большой буквы?
4) Какую работу гласные буквы выполняют в буквосочетаниях, а какую не выполняют?
5) Почему надо запоминать написание гласных в буквосочетаниях?
-Давайте попробуем ответить на эти вопросы и понаблюдаем за словами, в которых встречаются такие буквосочетания жи и ши. Эти буквы хитренькие, попытаемся раскрыть их секрет. Может в каких-то словах и пишется буква ы, тогда нужно выяснить почему. Для этого вы поработаете в группах (ум – хорошо, а два лучше)
Вспоминают по плакату правила работы в группах.
Найдите слова с этими буквосочетаниями и понаблюдайте, какая буква пишется.
Отчет групп.
-Как работала первая группа? (Если вся группа работала дружно, все принимали участие – дети поднимают большой палец вверх: вот так!)
Возврат к слайду с вопросами.
-На первый вопрос ответили, а какую работу гласная буква И выполняет в буквосочетаниях, а какую не выполняет? (Дети: образует слог, но не указывает на мягкость согласного звука)
- Почему надо запоминать написание гласных в буквосочетаниях?
Дети высказывают свои предположения.
- Однажды Мальвина решила объяснить это Буратино, давайте внимательно послушаем и посмотрим, как это у неё получилось.
Подготовленные ученики в сценке рассказывают историческую справку о написании жи ши.
-Аплодисменты нашим артистам
-Кто сможет теперь это объяснить? (традиционное написание)
Учитель вывешивает плакат с выводом: жи ши пиши с буквой И.
- Читаем хором и запоминаем. Кто без подсказки уже может сказать?
V – первичное закрепление (4-5 минут)
- Что мы с вами делали? (Дети: открывали новое знание)
-Что будем делать дальше? (Дети: проверять насколько хорошо усвоен новый материал)
- -Мальвина предлагает вам проверить свои знания по новой теме, поиграть в «Волшебное зеркало».
(Использование дополнительных интерактивных инструментов: «Волшебное зеркало»)
- Зачем нужны такие упражнения? (Дети: развивать орфографическую зоркость)
Работа со слоями - приём «Волшебное зеркало» Дети читают слово, говорят какая буква пропущена и проверяют на ИД. В тоже время ещё один ученик (можно «слабенького»), который будет исполнять роль Знайки и повторять выведенное правило для всех остальных – игра «Научи Незнайку».
Физминутка. (Знакомство с новыми фразеологизмами: (устойчивые сочетания слов с определенным значением) аршин проглотить (выпрямиться, шаг на месте), бежит сломя голову (бег на месте), бить баклуши (глубокий вдох и выдох). Показывают движения для каждого фразеологизма. В каком слове встретилось новое знание? Повторяют правило.)
VI – самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, самоанализ и контроль (4-5 минут)
- Ребята, скажите, что мы должны сделать дальше?
(Дети: каждый должен проверить насколько хорошо он усвоил пройденный на уроке материал.)
-А значит, нас ждет самостоятельная работа. I вариант выберет задание в конвертах с гласными буквами, обозначающими мягкость согласных (розовые карточки), а II вариант выберет задание в конвертах с гласными буквами, обозначающими твердость согласных (голубые карточки). На карточках нужно вписать пропущенные буквы.
- Предположите, как вы выполните эту работу? (сигнальными карточками)
Проверка по эталону на доске. (Использование дополнительных интерактивных инструментов: «Шторка»)
Самооценка.
- Встаньте те, кто не допустил ошибок. Аплодисменты им.
- У кого совпали предположения? Кто достиг своей цели и не допустил ошибок, скажите себе: «Я – молодец!»
VII – включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут)
− Что мы с вами должны сделать дальше? (Дети: необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)
Работа на индивидуальных компьютерах с авторским тестом-тренажером по теме «Правописание жи и ши»
- Поднимите руку, кто получил отметку «5» или «4»?
Если ребята на уроке будут работать очень быстро и останется время, можно поработать с ИС «Выбор изображения»
-Тогда я предлагаю вам составить словосочетания с изученной орфограммой.
Дети работают у ИД, нажимая и останавливая сменяющиеся картинки, а затем выбрать из трёх появившихся слов на экране подходящее для словосочетания. Учитель может изменить режим ИД на двустраничный и некоторые словосочетания записать на рукописном фоне слайда.
(Составить и записать с комментированием предложение с любым из словосочетаний, выделить основу предложения.)
VIII – домашнее задание
- Какое домашнее задание вы бы хотели получить? Легкое или потруднее? Тогда предлагаю вам найти в нашей «Азбуке» 10 слов с ЖИ ШИ, другим самим придумать эти 10 слов, а тем кто хочет потруднее, написать слова в три столбика: слова, отвечающие на вопросы кто? что?, какой? Что делает?
На магнитной доске прикреплены 3 конверта: I уровень, II уровень, III уровень, в которых разноуровневые домашние задания по степени сложности. Дети сами выбирают, оценивая свои силы, желание и возможности.
IX – рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 минуты)
- Что мы должны еще сделать, прежде чем закончить урок? (Дети: подвести итог урока.)
− В чём у вас было затруднение?
- Какое правило мы открыли? (Хором: ЖИ и ШИ только с буквой И пиши)
- Мальвина и Буратино нарисовали для вас вот такое сердечко, как вы думаете почему?
- Оцените свою работу на уроке.
Дети перетаскивают свою фигурку на определенную часть сердца: активно, старательно, дружно, внимательно. (Если не хватит времени, дети поднимают руку: кто работал старательно, активно и т.д, а учитель подсчитывает и переносит сердечки на большой сердце)
- Я вижу, что вы сегодня были активными, внимательными и т. д на уроке.

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: иринка1759
Просмотров: 191 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА