Среда, 02:21 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Урок ИЗО Тема: Дом снаружи и внутри.
15.12.2016, 10:42

Урок ИЗО
Тема: Дом снаружи и внутри.
Цель: Формирование представления о соотношении внешнего вида и внутренней конструкции дома.
Задачи:1.развивать творческое воображение; развивать чувство эмоциональной отзывчивости
2. Воспитывать у учащихся интерес к историческому наследию нашей Родины
Планируемые результаты
Предметные: Обучающиеся научатся понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.
Метапредметные:
Личностные:
Уважительно относиться к культуре и искусству других народов;  уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.
Регулятивные: находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности. 
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, макет юрты, таблички (юрта – иб, коновязь- сарчын)таблички с образцами растительного и геометрических узоров;
Оборудование для учащихся: разрезанные  на части иллюстрации избы, современного дома, чума, сказочного домика, иглу;
вырезанные из тонированной бумаги пиала,  коновязь,  подушечка для украшения орнаментом,  краски, кисточки.

Ход урока:
Ӏ. Орг. момент.
Образуется 5 групп.
- Ребята вы любите собирать пазлы?

ӀӀ. Определение темы урока. 
- У вас на столах лежат пазлы. Соберите картинку.
На доске дети закрепляют собранные картинки.
- Что объединяет эти картинки?
- О чем пойдет речь на уроке?
Слайд 1.
 Уточните тему: «Дом снаружи и внутри. Хакасская юрта». 
-  О чем узнаем на уроке?
- Чему будем учиться?
 Слайд 2. 
Сегодня обсудим,  имеет ли связь внешний вид дома и его внутреннее наполнение? Как украшали предметы домашнего обихода хакасы?
 - Кто живет в  жилищах, которые получились у вас на картинках? 
- Из каких материалов они созданы? 
Как люди выбирали в далёком прошлом  материал для строительства жилья?
Вывод: Каждый народ обустраивал своё жилище в зависимости от природных условий и из того материала которого было вдоволь под рукой.

ӀӀӀ. Постановка проблемы.
- А как вы думаете, отчего зависит внутреннее убранство дома? 

ӀV. Открытие  знаний. 
- Отгадайте загадку:
Посреди степи,
Как большая юбка,
необычный дом стоит
 0н зовётся...(юрта)
Демонстрация хакасской юрты. 
- Перед вами макет юрты – жилища хакасов. Раньше хакасы жили в юртах – сначала в переносных войлочных и берестяных, а позднее в деревянных, которые уже не передвигались.
Слайд 3.
-  Передвижную юрту летом юрту покрывали берестой, а зимой - войлоком. Причем, чтобы войлок не намокал от дождя и снега, его сверху еще закрывали берестой. С весны до осени белоснежные юрты резко выделялись в степи, о чем неоднократно красочно писали путешественники 18-19 вв. проезжавшие по Хакасии. 
- Перед вами деревянная 8-угольная юрта с отверстиями в крыше, куда должен выходить дым.
Слайд 4.
- Символическим центром являлся очаг, над которым находился дымоход. Северная сторона считалась женской: на ней располагались буфетные стойки с посудой, женские орудия труда (прялки, ступы и др.), одежда. Южная сторона являлась мужской, на ней были установлены мебельные секции, мужские орудия труда. В мужской половине располагалась  самая почетная часть юрты. Там ставили невысокий столик круглой или прямоугольной формы. Пол традиционных жилищ хакасов был земляной. Он застилался невыделанными шкурами (талбах), а сверху покрывался кошмами (киис).
Физминутка. 
- В старину изготавливались предметы из небьющихся материалов, доступных и дешевых. Фарфоровую посуду использовали по праздникам, она стояла в качестве украшения. 
Слайд 5. Деревянная пиала. 
- Как называется этот предмет? Для чего использовался? 
- Пиала–распространенный вид посуды у многих народов, в том числе и у хакасов. В неё наливали жидкую пищу: супы, напитки. Удобная форма пиалы складывалась веками. В настоящее время изготавливают пиалы из различных материалов, но форма остается неизменной.
 Демонстрация пиалы 
- Почему в быт хакасов вошла пиала? Низенький столик? (демонстрация предметов)
Учащиеся высказывают свои предположения.
 - Форма пиал связана с кочевым образом жизни древних кочевников. Округлая форма без ручек позволяла складывать такую посуду особенно компактно, одну в другую, что было немаловажно в кочевых условиях. Низенький столик также было удобно использовать в кочевой жизни
Таким образом можно  сказать,  что в обстановке хакасской юрты  нет ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имеет свое строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является характерной чертой народного жилища. 
Слайд  6. Изображение коновязи.
- Знаете, для чего использовался этот предмет? 
Учащиеся высказывают свои предположения. 
(Табличка со словом коновязь- сарчын)
- Перед юртой обязательно устанавливали коновязь –сарчын  высотой 1,5 - 2 м., имевшую магическое значение. По обычаю ее надо было установить раньше, чем будет поставлено жилище. Верх коновязи делали фигур¬ной, из 3 или 5 зарубок для привязывания поводьев
- Случайно ли появление именно коновязи у юрты, а не, допустим, саженца какого- либо дерева?

V. Применение новых знаний. 15 мин.
 –  Чем украшают национальную одежду хакасы?  ( Тема хакасских орнаментов была изучена на предыдущих уроках)
Слайд 7.
- Какие орнаменты использовали? (в основном, растительный и геометрический)
Трёхлепестковый цветок, изображаемый в профиль.
2. Листик сердечком.
3. Завиток, почка или бутон.
4. Корни (трёх-, четырёх- и пятилипестковые) .
Цвета хакасских узоров также символичны. С красным цветом связываются представления о веселье, счастье. Он вызывает ассоциации с солнцем – источником всего живого на Земле. Голубой цвет - цвет неба и воды. Зелёный - цвет растений. С ним ассоциируется понятие «живой, жизнь». Чёрный - цвет земли, оттеняющий всё живое.
- Как вы уже заметили и  другие предметы быта украшались.
Слайд 8, 9. Пиала 
-  Изначально,  узор на пиале располагался по ободу,  и служил, как и на одежде, оберегом от  злых духов, но со временем приобрел больше декоративное значение и стал появляться и в центральной части пиалы.
Слайд 10. Подушка
Раньше самым дорогим гостям под локоть подкладывали подушку, чтобы им было удобно сидеть, а затем подавали угощения. 
Демонстрируются  образцы геометрических узоров.
(Изображение круга с крестом посередине – солярный знак – символ Вселенной, её бесконечности).
- Где могли видеть  этот символ? 
Слайд 11.
 Солярный знак - символ Вселенной мы видим на государственных символах нашей республики Хакасия.
Творческое задание. Украшение узором пиалы, подушки и коновязи. 

VӀӀ. Итог урока: 
 - Какие вопросы ставили в начале урока? 
Слайд 12.
- Какие ответы получили?
 Выставка работ.
 - Чему научились?
- О чем бы хотели узнать подробнее?
 - Оцените свою работу в дневнике и расскажите о своей оценке.

 

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 77 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА