Понедельник, 03:37 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Удивительный город
31.07.2017, 15:59

 

Познавательно-развивающая программа «Кругозор» для дошкольных учреждений была разработана в 2001 году и успешно прошла экспери- ментальную проверку в нескольких детских садах Санкт-Петербурга. Сейчас «Кругозор» используется как самостоятельная модель, а также в качестве дополнения к другим программам. Авторы «Круго- зора» Л. М. Ванюшкина, Л. Ю. Копылов, А. А. Соколова поставили це- лью программы развитие личности ребёнка через общение с окружа- ющим миром. Полноценная жизнь в городе – это специфический опыт адаптации и ориентирования, удовлетворения информационных и эмоциональных запросов личности, самореализация в условиях чрез- вычайно богатой и насыщенной культурной среды. Однако все необ- ходимые для городской жизни навыки приобретаются ребенком лишь в собственном социальном опыте и не могут быть переданы «по наследству». Программа «Кругозор» содержит подробные рекомен- дации педагогам, каким образом эти ближайшие к ребенку объекты окружающего мира (музейные и архитектурные богатства региона) должны включаться в образовательную деятельность. Программа «Кругозор» имеет свою специфику: вводя ребенка в окружающий мир, она закладывает основы культуры горожанина. Эту программу я реализую с детьми старшего дошкольного возрас- та. Являюсь наставником по её применению педагогами детского сада. Работа по этой технологии изменила мою роль как педагога. Из носи- теля готовых для детей знаний, я стала создателем такой развивающей среды, в которой дети самостоятельно получают их из разных сфер деятельности. Для реализации программы в нашем детском саду создан ряд не- обходимых условий: 1. Спроектирована особая развивающая предметно-пространствен- ная среда группы для исследовательской деятельности. 2. Разработаны модули развивающей городской и музейной среды, составлены маршруты образовательных путешествий. 3. Обеспечены условия для разнообразных рефлексий общения ребёнка с окружающей культурной средой – детские диалоги, дискуссии, выставки детского художественного творчества, в том числе и семейные. По понедельникам мы рассматриваем и обсуждаем произведения изобразительного искусства разных времён и народов. Рассматривая слайды, отыскивая необычные предметы, дети учатся присматриваться к деталям, которые раньше не замечали. Общение с искусством способствует важным изменениям психики ребёнка: его собственный мир начинает взаимодействовать с разно- образными впечатлениями и влияниями окружающей действительно- сти; формируются навыки визуальной грамотности; умение усваивать новую информацию; слушать и слышать других; желание находить и решать проблемы; анализировать и сравнивать свою и чужую точку зрения. По вторникам мы работаем с вещами и предметами. Эти предме- ты, как правило, необычные, редкие, старинные, антикварные, то есть являются носителями исторической памяти. Мы определяем размер, какие они на ощупь, из чего сделаны, современные они или старинные. Действия с предметами способствуют развитию самостоятельности и доказательности суждений, удовлетворению естественной для ре- бёнка познавательной активности, пониманию назначения вещей (они нужны для практической жизни человека или они носители культур- ных смыслов ). Среда – день образовательных путешествий. В этот день объектом для рассматривания становится сам город, во всех его многообраз- ных связях. Совершая с детьми путешествия по нашему городу, узна- ем много интересного. Побывали в музее электротранспорта, музее истории железнодорожного транспорта, в библиотеке им. Лихачёва, в зоопарке, в Заельцовском парке, на почте. Посетили областную биб- лиотеку, где увидели книги разных размеров и толщины. Путешество- вали вокруг деревенской печки в краеведческом музее, рассматривали необычную посуду и узнали, как хранятся картины в Художественном музее. В детском театре кукол мы были зрителями, а в театре «Глобус» нам посчастливилось побывать за кулисами и в костюмерной. Были на Монументе Славы. По-новому увидели улицы и дома своего микрорай- она и города. (Дом сравнивали с лицом человека, искали, как он себя украсил.) Слушали звуки города. Во время этих путешествий ребёнок приобретает умение видеть и слышать, умение оспаривать свою точку зрения, примеряет на себя роль путешественника, добывает знания путём наблюдений, сопостав- лений, познаёт свою Родину, накапливает опыт, который воплощает в своих рисунках, поделках, высказываниях. Вот как об этом говорят дети. Артём: «Мне очень понравилось смо- треть слайды, можно было спорить, не соглашаться с другими. Услы- шал мнение других детей. Поразила поездка в картинную галерею. Удивило, что картины могут быть живыми. А ещё меня удивило то, что маленькая речка, которую я раньше не замечал, не замерзает зимой». Алина: «… мы не просто гуляли по нашему микрорайону, много узна- ли интересного, например, собирали звуки города. Я не знала, что в одном здании так много красивых картин. Удивило то, что сохранился портрет Екатерины II. Он такой большой! Было всё так интересно». В четверг и пятницу дети воплощают свои впечатления, передают эмоциональный и познавательный опыт, собственное видение окру- жающей среды, который они получили за неделю. Это рисунки, по- делки детей. Создание макетов, собственных книг. Сочинение сказок, рассказов. Реализация идей программы «Кругозор» вовлекла в педагогиче- ский процесс и родителей моих воспитанников. В выходные дни ро- дители вместе с детьми совершали прогулки в исторический центр города, к памятникам, к природным культурным объектам. Удивительный город Дошкольный вестник • 2016 • март 11 городские путешествия Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия соци- альных отношений, которые ему предоставля- ются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, на- правленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Присвоение ре- бенком общечеловеческого опыта, накоплен- ного предшествующими поколениями, про- исходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. На заседании Совета дошкольного учреж- дения творческой группой педагогов было принято решение об организации системной деятельности в области нравственно-патри- отического воспитания. Принимая во внима- ние приоритетное направление дошкольного учреждения – художественного-эстетическое развитие детей, были разработаны проекты, которые затронули практически все аспекты ознакомления с культурой России. Так появи- лись проекты: «Создание полноценной среды для развития художественно-эстетического восприятия мира»; групповые проекты «Оз- накомление дошкольников с ремесленными профессиями на Руси», «Архитектура и дети», «Кому на Руси жить хорошо», «Волшебный мир красок вокруг нас». Проекты, направлен- ные на развитие внешних связей учреждения, по сотрудничеству с ТОС (территориальный орган самоуправления) «Мир, в котором я живу», «Дети России», обществом ветеранов «День Победы». В реализации проектов принимали уча- стие не только родители, дети и педагоги, но и привлекались социальные организации: ТОС и Совет ветеранов нашего района. Члены этих организаций с удовольствием участвова- ли в совместных мероприятиях, праздниках, проводилмых на базе нашего детского сада, выставках рукоделия, поделок из бросового материала, участвовали в проведении за- нятий, бесед, игр в группах. Летом помогали оформлять нашим детям цветники, обустраи- вать территорию детского сада. Вашему вниманию мы предлагаем один из реализованных педагогических проектов, направленных на развитие патриотических чувств, через ознакомление детей с творче- ством художников России «Волшебный мир красок вокруг нас». Цель проекта: воспиты- вать патриотические чувства к своей Роди- не, помочь осознать свою принадлежность к ее творческому наследию, помочь открыть в себе творческие способности. Задачи проекта: • знакомство с творчеством русских ху- дожников разных веков; • знакомство с направлениями в русской живописи; • развитие творческих навыков детей в изобразительной деятельности; • совершенствование навыков работы с разными изобразительными материала- ми и в разной манере; • повышение компетентности родителей в вопросе патриотического воспитания. Проект рассчитан на один год, является групповым, имеет творческую направлен- ность. Участники проекта: родители группы, дети старшего дошкольного возраста, педаго- ги, узкие специалисты. Воспитателем в группу был принесен альбом репродукций художника Владимира Боровиковского, дети очень заинтересова- лись портретами людей той эпохи. Проявили интерес к созданию портретов друг друга, своих родителей. Было решено собрать ин- формацию об этом художнике, его портретах, о других художниках России, которые тоже работали в жанре портрета. После того как один из детей заметил, что люди на портретах не всегда изображаются на фоне стены или полотнища ткани, а еще и на фоне природы, вместе стали пристально рассматривать те- перь уже задние планы портретов, отметили, что с теплотой и точностью художники прори- совывают не только основную часть картины, но и второстепенные части. Решили ответить на вопрос «А почему так происходит?». Следующим этапом был поиск и нако- пление информации в интернете, в музеях, картинной галерее, в специализированных периодических изданиях, в художествен- ной литературе, энциклопедиях. Также мы Волшебный мир красок вокруг нас обратились за помощью к родителям, обра- щались за консультацией в детскую художе- ственную школу № 2, НГПУ на исторический, художественно-графический факультеты. Для пополнения представлений детей о художе- ственно-творческом наследии нашей страны мы провели экскурсии в Новосибирский го- сударственный художественный музей, ху- дожественный салон «АРТ», Краеведческий музей. Пригласили на творческую встречу с детьми художников Академгородка. Провели с детьми ряд полихудожественных занятий, комплексных занятий с продуктивной на- правленностью. В совместной деятельности планировали творческую деятельность де- тей с различными изобразительными мате- риалами. Рассматривали пейзажи, портреты русских художников, читали наиболее яркие фрагменты их жизнеописаний, проводили беседы о создании образов природы, матери, народа на полотнах художников. Проводили развлечения «Музыка весны», «Осень в твор- честве А. С. Пушкина». Для родителей нашей возрастной группы был проведен обучающий семинар «Тема Родины в работах художни- ков России, как знакомить с этим ребенка». Регулярно проводились фотовыставки и фо- торепортажи для родителей «Мы – творцы красоты вечной», «Маленькие великие худож- ники». С детьми была создана книга «Живо- пись в России». В группе был создан патри- отический уголок, картинная мини-галерея. Презентация проекта родителям других групп прошла на общем родительском собрании в форме развлечения «Юные художники». Анализ деятельности в конце учебного года показала, что дети не просто стали раз- бираться в живописи русских художников, у них появились такие нравственные чувства, как тяга к прекрасному, гордость за художе- ственно-изобразительное наследие своей Родины. Теперь, согласно опросу среди детей, они стали понимать, почему необходимо со- хранять наше творческое наследие. Н. В. Максименко, старший воспитатель МКДОУ д/с № 156 «Сказка» Родители стали активными участниками жизни детского сада и группы. Начали интересоваться развитием, глубже узнали интересы своих ребят, ближе познакомились и объединились с другими семья- ми, стали больше времени проводить вместе с ребёнком, оказывали помощь в организации и проведении путешествий, делились своими знаниями и опытом, согласно предложенным темам, пополняли группу различными предметами для рассматривания, укрепилась роль семьи. Анализ проделанной работы в данном направлении свидетельству- ет о правильности выбора технологии в решении задач по развитию и воспитанию детей. Это подтверждают и высказывания моих вос- питанников. Саша: «Эта программа многому меня научила, не переби- вать других детей, внимательно слушать. Понравилось в библиотеке, там много книг для взрослых и детей. Я увидел очень большую книгу и маленькую, которую можно было рассмотреть только с лупой. Ещё мне понравилось то, что после путешествий мы много рисовали то, что видели. Это так интересно». Ирина: «Мне понравились все поездки, экскурсии. Научилась слушать и взрослых и детей. Научилась вести себя хорошо. Удивил музей трамваев. Увидела город из окна трамвая, оказывается, он у нас очень большой». Женя: «Когда мы куда-нибудь ездили, я рассматривал улицы из окна. Они очень красивые, дома та- кие разные. Не знал, что люди хранят старинную одежду, сундуки, ста- ринные предметы, которые я никогда не видел. Много ездили. Узнали много интересного»

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 82 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 oduvanchik250486   (08.09.2017 23:49)
На мой взгляд программа очень содержательная. Деятельность, направленная на познание окружающего мира, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка, тем более используется огромна работа по ознакомлению с родным городом. В данном процессе ребенок приобретает опыт взаимодействия с людьми, животными, различными предметами. Ребенок овладевает конкретными навыками и приобретает определенные знания.В результате этого активизируется его познавательная активность, что в свою очередь, является хорошей предпосылкой готовности к школе.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА