Вторник, 11:17 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2018-2019 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
06.04.2018, 18:00

Обобщение опыта «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста».

Почему я выбрала именноэту тему?

Это связано, со снижением речевого развития детей, которое возникло из-за общего моторного отставания и снижения уровня развития кистевой моторики рук. Можно привести тому ряд примеров: несколько лет назад, дети могли совместно с родителями постирать бельё и отжать его руками, в настоящее время за нас это делают машины; детская обувь была с застёжками, или шнурками – ребёнок сам учился завязывать шнурки и застёгивать сандалии, в настоящее время, производители обуви сослужили нашим детям «медвежью услугу», заменили неудобные застёжки и шнурки на удобные липучки. Вот и причина отставания мелкой моторики рук, что могло, происходить автоматически, стало со временем исчезать.

Ум ребёнка находится на кончике пальцев, чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

В. А. Сухомлинский

Актуальность темы по развитию мелкой моторики, является значимой для данного возраста детей

-это связано, со снижением речевого развития детей, которое возникло из-за общего моторного отставания и снижения уровня развития кистевой моторики рук.

 - анкетирование родителей (законных представителей) выявило запрос на предоставление данной услуги;

- диагностика имеющихся знаний (50% детского коллектива поступили в ДОУ вновь) определила уровень имеющихся знаний в детском коллективе.

В связи с выявленной проблемой, решили применить нетрадиционную технику в развитии детей - тестопластику, для развития мелкой моторики рук у младших дошкольников, обосновав данную работу интересом детей к лепке и нетрадиционному материалу – соленому тесту. Нет детей, которые не любят играть и лепить, так как данные виды деятельности – естественная потребность ребёнка.

Развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса.

М. М. Кольцова

Мелкая моторика формирует у детей сенсомоторную координацию, то есть согласованность действий глаз и рук. Глазами ребёнок изучает действительность вокруг себя, контролирует свои движения, вследствие чего они становятся более чёткими. Основным ключом познания окружающей действительности становятся зрение и движения рук, трогая и ощупывая предметы, дети приходят к пониманию причинных связей. С возрастом руки используются более активно, чтобы повторить увиденное и осуществить задуманное.

Большой толковый словарь русского языка определяет понятие сенсорики как: совокупность органов чувств организма, реагирующих на внешние раздражители.

Значение слова моторика по Ефремовой звучит следующим образом:

Моторика - совокупность двигательных процессов и связанных с ними физиологических и психологических явлений.

Значение слова моторика по Психологическому словарю

Моторика - сфера двигательных функций организма.

Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста (соленого теста).

Почему именно лепка из соленого теста, спросите вы?

Солёное тесто – прекрасный материал для поделок, имеет ряд преимуществ: легко отстирывается, на одежде не оставляет следов, безопасно, не вызывает аллергию, экологично, так как сделано из натуральных продуктов. Если сравнить с пластилином, который изготавливается из нефти, то предпочтение сразу отдаем тесту.

 Цель работы–создать условия для развития мелкой моторики рук через тестопластику.

Таким образом, были поставлены следующие задачи:

  • Улучшить координацию, точность, гибкость и ритмичность рук

Улучшить мелкую моторику пальцев и кистей рук

Стимулировать зрительное и слуховое восприятие

Способствовать нормализации речевой функции

Развивать навыки ручного труда

Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).

Воспитывать  доброжелательные отношения в детском коллективе, через умение доводить начатое до логического завершения.

Работа по развитию мелкой моторики строилась с учетом циклограммы педагога, опираясь на режим дня, учебный график и такие требования САН ПиН, как:

- безопасность образовательного процесса исходя из ФГОС ДО подразумевает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования

- требования к мебели ч. VI, п. 6.1, 6.6, 6.7,6.9, 6.10.

- освещенность, как естественная, так и искусственная ч. VII, п. 7.1, 7.5 – 7.8, 7.10

- безопасность и экологичность материала (соленого теста) – подтверждается

сертификатом качества в сети розничной торговли

Совместная образовательная деятельность проходила в вечерний отрезок времени, продолжительностью не более 15 мин. В совместной деятельности, четко прослеживаются структурные единицы.

Методика диагностики разработана на основе ОО ПДО «От рождения до школы под ред. Вераксы Н. Е.

Обследование детей показало следующие результаты на начало и завершение учебного года.(диаграмма в презентации).

На основании программы был разработан учебно - тематический план.

Всего 32 учебных часа.

Ожидаемые результаты

  • Ребенок овладеет основными видами деятельности, проявляет самостоятельность
  • ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми
  • Ребенок достаточно хорошо владеет речью
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам
  • У ребенка развита мелкая мускулатура
  • Ребенок проявляет любознательность

 

Работа с родителями проводилась с использованием различных форм.

- Мастер – класс «Символ года-собака»

- Выставки детских работ в закрытой группе в социальной сети «ВКОНТАКТЕ» - альбом: «Умелые ручки»

- Консультация: «Развитие мелкой моторики рук дошкольников

посредством тестопластики».

Работа по развитию мелкой моторики проводилась с учетом различных форм взаимодействия педагога и детей:

• Экспериментирование

• Решение проблемной задачи

• Коллективная работа

• Путешествие в сказку

• Мастерская и др.

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 176 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 kamo4kina23   (13.11.2018 15:21)
Педагог недостаточно раскрывает актуальность своей темы. Не раскрыта тематика занятий по тестопластике. А ведь работа с тестом - широкое поле для развития у дошкольников мелкой моторики, мышления, воображения. При организации работы с родителями прописаны интересные формы работы.

1 molchanovaiuliia   (04.05.2018 16:01)
Замечательное занятие -тестопластика, особенно для ребят младшего дошкольного возраста. Во время лепки тестом работают множество процессов у ребенка. А самое главное развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо влияет на развитие речи детей.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА