Вторник, 05:05 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими сложную структуру дефекта в условиях группы компенсирующей направленности
09.10.2017, 09:06

Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими сложную структуру дефекта
в условиях группы компенсирующей направленности

Терехова В.Л., учитель-логопед высшей кв. категории

МБДОУ №59, Владимирская область, г. Ковров

 

Проблема сложной структуры дефекта становится всё более актуальной для современной психопатологиии коррекционных педагогов.За последние десятилетия специалисты, работающие в области этих наук, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития. Несомненно, основной причиной этого феномена является влияние неблагоприятных генетических и средовых факторов.

 

Дефект, как физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка имеет свою структуру. Его составляют первичный и вторичный дефекты. Первичный дефект – повреждение важных жизненных систем (отделов ЦНС, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами. Вторичный дефект – недоразвитие высших психических функций(например, речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью и пр.). Вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им (возникает под его влиянием).

Сложный дефект – сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка.

К категории детей со сложными дефектами относятся:

 умственная отсталость, которая усугубляется нарушениями слуха и/или нарушениями зрения,

 глухота с серьезными нарушениями зрения,

задержка психического развития, сочетающаяся с дефектами слуха или зрения,

глухота с соматическими пороками (заболевания ЖКТ, почек и печени, врожденные пороки сердца),

расстройства аутистического спектра, которые сопровождают другие дефекты развития - умственную отсталость, задержку психического развития.

 

Л.С. Выготский утверждал, что задача коррекционного педагога заключается не в лечении или ослаблении первичного дефекта, а в коррекции и предупреждении вторичных дефектов. Л.С. Выготским выделена следующая закономерность – чем дальше отстоит в иерархической последовательности возникновения вторичный дефект от первичного, тем легче он поддается коррекции.

Наша группа компенсирующей направленности функционирует в МБДОУ с 2006 года. За это время к нам зачислялись дети с разными медицинскими диагнозами и логопедическими заключениями: от лёгкой задержки психического развития, до серьёзных нарушений интеллекта и расстройств аутистического спектра и даже глухоты. За это время мы пробовали и использовали разные способы, технологии, методики в коррекционной работе.

         Так что же такое РДА? Это неврологическое расстройство, возникающее из-за нарушения развития мозга. Аутизм называют болезнью цивилизации. По данным ВОЗ, количество детей с этим диагнозом растет на 13 процентов в год. А по американской статистике подобные расстройства встречаются у одного из 68 детей. Для сравнения: в середине 70-х годов эта цифра была 1:5 тысячам.

Полностью вылечить аутизм нельзя, но симптомы можно скорректировать: научить ребенка общаться, учиться. И если правильный диагноз поставить хотя бы до двух лет, шансы на нормальную жизнь увеличатся: ребенок сможет ходить в обычную школу, даже поступить в университет, работать. А если опоздать с диагнозом, человек может нуждаться в специальном уходе всю жизнь. Методов реабилитации немало, но научно доказанных единицы. Программа должна быть индивидуальной для конкретного ребенка.

Основные задачи логопедической работы при аутизме:

 

  • установление эмоционального контакта с ребенком;
  • активизация речевой деятельности;
  • формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре; развитие речи в обучающей ситуации;
  • коррекция речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами.

 

Специфика работы логопеда:

 

  • Логопедической работе предшествует адаптационный период, в ходе которого изучаются анамнестические сведения и составляется протокол речевого развития, а также проводится наблюдение за поведением ребёнка. Во время адаптации нельзя назязывать взаимодействие ребёнку с РАС, проявлять излишнюю активность.
  • Важно продумать в каком помещении будут проходить занятия. Нужно убрать зеркала (не столько с точки зрения безопасности, т. к. часто возникают приступы агрессии и самоагрессии, но и с точки зрения излишней отвлекаемости на своё отражение), решить индивидуально вопрос о применении зондов и зондозаменителей.
  • Логопедическая работа должна быть последовательной, терпеливой, зачастую очень длительной.
  • Важно не пытаться учить всему сразу, а лучше сосредоточиться на одном, но доступном ему навыке.
  • В работе с детьми с РАС очень важна твёрдость и настойчивость педагога, поскольку, добиваясь от ребёнка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип, который помогает познавать мир, взаимодействовать и учиться.

 

 

Приёмы в работепо растормаживанию речи.

 

  • Сюжетное рисование

Для формирования у аутичного ребенка способности понимать речь, использовать фразовую речь мы применяем в работе сюжетное рисование. Рассказывая и рисуя, можно привлекать его внимание, знакомить с новыми словами, учить произносить фразы, предложения за счёт любимых сюжетов. Поэтому первоначально нужно узнать у родителей, что нравится, что не нравится ребёнку (игрушки, манипуляции с предметами, картинки, книги, реакции и действия взрослых и т.д.). Затем можно постепенно создавать из рисунков целые серии. Так получаются «истории в картинках», где главным героем является сам ребенок (Стёпа гуляет. Стёпа кушает. Стёпа играет машиной и т.д.) Такие рисунки складываются в альбом или развешиваются дома на стене, а родителям важно повторять и закреплять по ним задание.

При расстройствах аутистического спектра в большей степени, чем при любых других нарушениях, заметна разница между тем, что понимает ребенок, и тем, что он может произнести. В связи с этим необходимо развивать возможность активно пользоваться речью, т. е растормаживать внешнюю речь любыми словами, хоть какими-нибудь возгласами. Причина здесь совершенно особая: это отсутствие или снижение речевой инициативы. Наиболее сложной, трудоемкой и наименее предсказуемой по темпу и результатам является работа с «неговорящими» детьми.

Растормаживание речи у таких детей идет одновременно в трех направлениях:

  • Ритуалы.

Приучая ребёнка говорить слова, относящиеся к определённой ситуации (мама пошла на работу, игрушка или книга упала, перекидывание мяча и т.д.), очень важно добиваться регулярного исполнения данного ритуала, проговаривания «пока», «упала», «оп», «мимо» и т.д. Эти действия постепенно приобретают характер ритуалов как и в случаях, когда ребенок всегда идет одной и той же дорогой, предпочитает одну и ту же еду, одежду, выстукивают один и тот же ритм, раскачиваются под определенный такт на стуле, быстро перелистывают страницы книг.

  • Провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, словесным реакциям интонации кого-либо.

Такое непроизвольное подражание может стать предпосылкой подражания произвольного – звукового, а затем и словесного.

Если ребёнок готов воспринимать занятия с применением ИКТ, то хорошее подспорье в работе - интерактивные игры портала МЕРСИБО («Кто в домике живёт?», «Домашние животные», «Дикие животные» др.) Помогают в такой работе песенки Железновых, при условии, что ребёнок с РАС может переносить звуки музыки. На группе есть муз. центр, который мы используем для пропевания и прослушивания коротких песенок в разных режимных моментах.

У большинства аутичных детей стоит проблема правильного звукопроизношения и чёткой артикуляциизвуков (последствияот стёртых форм дизартрии до апраксии). Однако, опытным путём мы пришли к мнению, что работа по обогащению активного и пассивного словарного запаса ребенка с РАС имеет большую продуктивность, чем коррекция его звукопроизношения.

 

  • Повторение за ребенком и обыгрывание его звуковых реакций (аутостимуляция)

           В игре, и на занятиях, и, по возможности, в течение всего дня,

мы постоянно подхватываем еговокализации, повторяем их с его интонацией, а затем обыгрываем и превращаем их в реальные слова, связывая с ситуацией (ПА – падает, ША – шарики, Е – едет).

Можно просто по созвучию подобрать подходящее к данной ситуации

слово.Особые сложности в работе по растормаживанию речи возникают с

детьми, которые постоянно «лопочут» или поют «на своем языке», или

мычат, скрежещут зубами, щелкают языком.  Работа по провоцированию на подражание с такими детьми, чаще всего, невозможна. Единственный выход – это обыгрывание их вокальной аутостимуляции.

 

Опытным путём мы пришли к мнению, чтокоррекционная работа планируется и проводится только от отталкиваясь потребностей, возможностей и желаний ребёнка, придерживаясь задач, сформулированных и поставленных в АОП.

______________________________________________

В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с умеренной и тяжелой формой интеллектуальной недостаточности. Количество таких детей растёт ежегодно. Разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются их потенциальные возможности к интеграции в общество.

 

Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются с точки зрения психолога:

  • крайне неустойчивым произвольным вниманием,
  • неспособностью к целенаправленной деятельности,
  • сложностями в усвоении социальных норм поведения,
  • стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно в сфере познавательных процессов,
  • проблемами в эмоционально-волевой сфере.

 

 При этом они не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста.
Грубое речевое недоразвитие или, в ряде случаев, полное отсутствие вербальных форм общения затрудняет процесс приспособления и нахождения данной категории детей в современном обществе, что в свою очередь ведет к их социальной изоляции и депривации.

 

У умственно отсталых детей первичным дефектом является органическое поражение головного мозга. Вторичный дефект – нарушение таких высших психических функций, как словесно-логическое мышление, произвольная память, активное восприятие, нарушения личности (примитивные реакции, завышенная или заниженная самооценка, негативизм, недоразвитие воли, стереотипное, шаблонное, негибкое поведение).


Направления коррекционного воздействия логопеда и дефектолога в условиях группы компенсирующей направленности:

  • развитие сенсорного восприятия;
  • развитие невербальной коммуникации;
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • развитие функций голоса и дыхания;
  • развитие просодики;
  • развитие импрессивной и экспрессивной речи.

В этой связи использование методики Т.Н. Новиковой-Иванцовой не только позволяет «включить» речевой аппарат неговорящим детям с помощью гласных, которые произносятся нараспев, а такжеобучает слогам, словам, песням, с обилием наглядных элементов, таких как символы и картинки. Методика успешно применяется уже много лет, что подтверждают многочисленные отзывы специалистов. Она помогает логопедам в работе с детьми, испытывающими затруднения в овладении слоговой структурой слов, темпо-ритмической стороной речи, работой голосом, а также произношением звуков.

Первый альбом из серии Новиковой-Иванцовой Т.Н. предназначен для детей с тяжёлой патологией речи и посвящен умению составлять предложения из двух слов (предмет и его действие)

На первом этапе ребёнок усваивает название шести игрушек: кошка, мишка, петух, заяц, поросёнок, кукла.

кукла - ляля,
петух - петя,
поросёнок - хрюша,
кошка - киса,
мишка - миша,
заяц - зая.

(Всё с ударением на первом слоге! )


На первом этапе не важно чёткое произношение слов. Многократно повторяя с ребёнком слова, что поможет пониманию словаря и способствует совершенствованию его слоговой структуры.


На втором этапе отрабатываются глаголы (идёт, сидит, бежит, спит и т.д.) Количество занятий на отработку одного действия или дифференциацию двух действий у каждого ребёнка разное, в зависимости от того, как он усваивает материал.

Подробнееhttp://logosystem.ru

Хороший помощник в развитии всех компонентов речевой системы – портал МЕРСИБО с большим количеством обучающих игр. Там представлены игры для развития фонематического слуха, речевого дыхания, лексики и грамматического строя речи, чтения и т.д.

 

Обучение грамоте

Поскольку  чтение - один из базисных способов восприятия любой информации и овладение им во многом определяет успешность обучения и в коррекционном классе в том числе. Существует ряд приемов, помогающих в формировании у ребенка с интеллектуальной недостаточностью элементарныхнавыков чтения. Все они опираются на компенсаторные возможности организма. В наших случаях это тактильный и зрительный анализаторы. Многолетний опыт многих исследователей показывает, что правило "читать раньше, чем говорить" действует здесь весьма эффективно. С его помощью ребенок активно запоминает слова, фразы и тексты, опираясь на графические знаки - букву, слог, слово. Это правило становится основой для формирования речи, для более уверенного произношения.
Дети учатся называть звуки по порядку, составлять слова из слогов, предложения из слов. На занятиях они соотносят печатное слово с предметной картинкой, называют звуки в слогах и словах, упражняются в подборе слов на заданный звук и слог. То есть параллельно учатся читать, говорить, запоминать, дифференцировать звуки,
буквы, слова.
Обучение строится по принципу от простого к сложному: "буква - слог - слово - предложение - текст".

Первоначально для знакомства с буквами мы используем «Говорящие буквы», 5-минутный ролик, где буква произносится как звук (это важно). Параллельно используем пособие Н. Пятибратовой "Изучаю и запоминаю буквы". Оно вызывает интерес благодаря не только ярким картинкам-ассоциациям, но и потому, что, опираясь на основные каналы восприятия (зрение, слух, кинестетические ощущения) создает связь между ними, благодаря чему буквы запоминаются очень быстро и прочно.Игры с картинками-ассоциациями косвенно влияют на коррекцию звукопроизношения детей, а также готовят артикуляционный аппарат к появлению правильных звуков речи. Годится эта работа и для алаликов, т.к. позволяет вызвать звуки речи, что является первым шагом логопедической работы с такими детьми.

Слоги можно учить составлять традиционно (первоначально сочетания гласных, затем открытый слог, потом закрытый слог, слог со стечением согласных). Это возможно при лёгких нарушениях интеллекта, а также речевого недоразвития.

Для детей с глубокими нарушениями целесообразнее использовать складовый метод Зайцева. Склад (согласный +гласный) можно обозначить либо одной, либо двумя буквами. Кроме того, работа с кубиками и таблицами – это здоровьесберегающая методика (пастельные тона пособия, коррекция зрения «далеко-близко», профилактика сколиоза, двигательная активность).Ведь умственно отсталый ребенок обычно слаб и моторно неловок. Его руки не­прочно удерживают предметы: ложку, игрушку, чашку.  Не стоит забывать, что умеренные физические нагрузки наилучшим образом сказываются на работе мозга, благодаря улучшению кровообращения мозга, насыщению его кислородом.

При работе с кубиками мелкая и крупная моторика развивается параллельно с обучением звукопроизношению и чтению.
В процессе обучения чтению происходит:

▪ формирование и развитие возможностей, умений и навыков пользования устной речью (в том числе стимулирование появления речи у неговорящих детей);

▪ прочное и эффективное накопление лексического материала, а также формирование морфологических и синтаксических обобщений (чувство языка) и развитие связной речи;

 ▪ улучшение подвижности нервно-психических процессов, повышение эффективности обработки кинестетической и слуховой информации;

▪ создание предпосылок для развития коммуникативных способностей;

 ▪ развитие зрительного и слухового восприятия;

▪ повышение активности внимания, улучшение всех видов памяти.

 

Таким образом, для определения правильной тактики коррекции и понимания развития ребенка с органическим поражением головного моз­га необходимо коротко вспомнить общие закономерности развития психики.Наряду с этим, недоразвитие высших психических функций является вторичным осложнением при органических поражениях, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздейст­вию, более устранимым, чем недоразвитие низших или элементарных процес­сов, непосредственно обусловленное самим дефектом. То, что возникло в про­цессе развития ребенка как вторичное образование, может быть профилактиче­ски предупреждено или педагогически устранено.

При построении коррекционной работы с детьми, имеющими сложные нарушения умственного и физического развития, необходимо опираться на ряд принципов организации коррекционно-развивающей работы:

§ учёт зоны ближайшего развития ребёнка при использовании методов, приёмов, создания оптимальных условий для организации образовательно-воспитательного процесса;

§ Важно!!!принцип компенсаторной направленности (обучение направлено на возмещение недоразвитых или нарушенных функций путём исправления или перестройки частично нарушенных функций);

§ определение оптимального содержания образовательно-воспитательного процесса («не засоряем информационное поле ребёнка»;

§ один из главных принципов работы с обучающимися данной категории - воспитывающий характер обучения;

§ наглядности и практической направленности;

§ расширения социальных связей; развития коммуникативной функции речи;

§ доступности обучения, индивидуального и развивающего подхода, целостности и комплексности коррекционно-развивающей работы.

 

 

Обучение и воспитание особых детей может стать или дверью, ведущей в мир многообразных возможностей и опыта, или барьером. Чем лучше мы понимаем, как помочь этим детям полностью раскрыть их потенциальные возможности (и вообще, каковы они), тем успешнее их интеграция в общество

Либби Кумин

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 15 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА