Суббота, 15:44 
Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2017-2018 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Составные условия в Паскале
27.12.2016, 18:00
Тема: Составные условия в Паскале.
Класс: 9
Ф.И.О. Андреева Анастасия Геннадьевна
Предмет: Информатика и ИКТ
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема Составные условия в Паскале
Цель Научиться решать задачи с составным условием в Паскале
Задачи Образовательные: познакомить с записью составного условия на языке программирования;
освоить правила выполнения логических операций, научить использовать их на примерах, показать применение составного условия при записи алгоритма решения задачи в виде блок-схемы, а также на языке программирования.
Развивающие: развивать творческие способности обучающихся, познавательный интерес, умение анализировать, обобщать, сравнивать, синтезировать знания, полученные на других предметах и своей профессиональной деятельности.
Воспитательные: воспитывать информационную культуру, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни и своей профессиональной деятельности, прививать чувство прекрасного.
УУД • ЛичностныеУУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять правила работы в группах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
• Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от не-верного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
• Коммуникативные УУД:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- владеть информационной культурой.
• Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- записывать алгоритм решения задач в виде блок-схем, на языке программирования;
- проводить анализ учебного материала.
Планируемые результаты Предметные:
• Знать: определение составного условия в Паскале, что относится к логическим опера-циям, понять последовательность выполнения логических операций.
• Уметь: отличать простое условие от состав-ного, применять свои знания при составлении алгоритма решения задач в виде блок-схем, а также на языке программирования.
Личностные: осмысление нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению - применение на практике и последующее повторение нового материала.
Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Основные понятия Условие, простое условие, составное условие, логические операции: логическое «и», логическое «или», логическое отрицание, операторные скобки begin…end.
Межпредметные связи Математика, литература.
Ресурсы:
• основные
• дополнительные Учебник «Информатика и ИКТ: 9 класс» Угринович Н. Д., набор цифровых ресурсов для 9 класса (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/), презентация «Составные условия в Паскале», карточки.

Формы обучения фронтальная, групповая, индивидуальная

I. Орг. момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
- Кто отсутствует?
II. Актуализация знаний
- На предыдущих уроках мы рассмотрели: что такое условный оператор, полную и краткую формы записи в программе, блок-схему условного оператора, решали задачи с простым условием.
- Давайте вспомним, что такое условие в Паскале?
- Условие - это выражение, стоящее в операторе if ... then сразу после слова if.
- В зависимости от условия, что мы делаем? (Выполняем ту или иную ветвь программы)
- Давайте вспомним краткую форму записи в программе для полного ветвления, для неполного ветвления.
- Что такое простое условие? Простое условие - это математическое сравнение двух выражений по величине (сравнение двух величин)
Приведите пример. a<>b a<=0
a+3*c>=20
- Мы с вами уже решали с простым условием, сейчас я хочу это проверить. На карточках записан фрагмент программы, вам нужно выяснить, какое высказывание написано.

III. Мотивация учебной деятельности учащихся
Работа в группах на карточках.[см. Приложение]
Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.
С малой удачи начинается большой успех (пословица)
Повторенье - мать ученья.
Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому. (Д. Пойа)
Величие человека - в его способности мыслить. (Б. Паскаль)
Ученья корень горек, да плод сладок. Леонардо да Винчи
Глядя на фрагмент программы, запишите изречение известного мыслителя (пословицу).
IV.Объявление темы, постановка цели урока
Как вы считаете, данное выражение является простым условием? 0<a<5
Нет.
А какое это условие? Составное.
Это и будет темой нашей урока. Запишите в тетрадях тему: Составное условие в Паскале.
Исходя из этого, давайте сформулируем цель нашего урока.
Цель: научиться решать задачи с составным условием в Паскале.
V.Изучение нового материала
Как вы думаете, какое условие называется составным?
Составное условие – логическое выражение, содержащее несколько простых условий, объединенных логическими операциями.
При решении различных задач иногда возникает необходимость проверять выполнение двух (например 0 < a < 5) и более условий.
Для записи составных условий на языке программирования используют следующие логические операции:
·and–логическое«и»;
·or–логическое«или»;
· not – логическое отрицание.
Правила выполнения логических операций
Ø Составное условие, состоящее из двух простых условий, соединенных операцией and, верно (истинно) только тогда, когда верны оба простых условия.
(2>5) and (2>3) - неверно (ложно)
(1<5) and (1>0) - верно (истинно)
Ø Составное условие, состоящее из двух простых условий, соединенных операцией or, верно тогда, когда верно хотя бы одно из простых условий.
(3>2) or (3<1) - верно
(3>2) or (2>0) - верно
(1>2) or (1<0) - неверно
Ø Составное условие not верно только тогда, когда простое условие ложно.
not (5 > 6) - верно
not (6 > 5) - неверно
Логические операции, операции отношения и арифметические операции часто встречаются в одном выражении. При этом отношения, стоящие слева и справа от знака логической операции, должны быть заключены в скобки, поскольку логические операции имеют более высокий приоритет. Вообще принят следующий приоритет операций:
•not
•and,*,/,div,mod
•or,+,-
• операции отношения.
Рассмотрим применение составных условий на примере.
Задание.
Ввести целое число и, если оно двузначное, найти его цифры, в противном случае вывести сообщение «Не могу найти цифры».

Запишем алгоритм решения этой задачи в виде блок-схемы.

Программа, реализующая данный алгоритм, имеет вид:
program cifry;
var a,c1,c2:integer;
begin
write('Введите целое число: ');
readln(a);
if (a > 9)and (a<100) then
begin
c1:=a div 10;
c2:=a mod 10;
write (c1,' ',c2)
end
else write('Не могу найти цифры');
end.
VI. Первичное закрепление
Работа за компьютером.
Проверьте, выполняется ли наша программа. Если нет, исправить ошибки.
VII. Домашнее задание.
Даны три отрезка. Можно ли из них построить треугольник?
Для любого треугольника сумма его двух сторон должна быть больше третьей стороны (неравенство треугольника). Если a, b, c – стороны предполагаемого треугольника, то нужно сравнить длину каждого отрезка с суммой двух других. Если хотя бы в одном случае отрезок окажется больше суммы двух других, то треугольник из таких отрезков не построить.
Для решения этой задачи используется оператор if-then-else со сложным условием.
VIII.Рефлексия
С какими трудностями вы столкнулись во время урока?
Что вы запомнили очень хорошо?
Что бы вы хотели повторить на следующем уроке?

Дополнительные задания:
1. Определить, является ли введенное число двузначным.
Программа решения задачи может иметь вид:
2. Задан угол. Определить его вид: острый, прямой, тупой, развернутый или плоский.

Приложение
1 группа.
Глядя на фрагмент программы, запишите изречение известного мыслителя(пословицу):
begin
a:=1;
If a>0 then
begin
writeln('Мало иметь хороший ум,');
a:=a+2;
end
else
begin
writeln('Недостаточно знаний');
a:=a+3;
end;
If a<2 then
else
begin
writeln('главное –');
a:=a-1;
end;
If a=2 then
begin
writeln('хорошо его применять.');
a:=a*2;
end
else
begin
writeln('учиться.');
a:=a*4;
end;
If a=4 then writeln('Декарт')
else writeln('Сенека');
end.

2 группа.
Глядя на фрагмент программы, запишите изречение известного мыслителя(пословицу):
begin
a:=1;
If a>0 then
begin
writeln('С малой удачи');
a:=a+2;
end
else
begin
writeln('С точных знаний');
a:=a+3;
end;
If a<2 then
else
begin
writeln('начинается');
a:=a-1;
end;
If a=2 then
begin
writeln('большой успех.');
a:=a*2;
end
else
begin
writeln('личный успех.');
a:=a*4;
end;
If a=4 then writeln('пословица')
else writeln('Сенека');
end.

3 группа.
Глядя на фрагмент программы, запишите изречение известного мыслителя(пословицу):
begin
a:=1;
If a>0 then
begin
writeln('Повторенье');
a:=a+2;
end
else
begin
writeln('Ученье');
a:=a+3;
end;
If a<2 then
else
begin
writeln('-');
a:=a-1;
end;
If a=2 then
begin
writeln('мать ученья.');
a:=a*2;
end
else
begin
writeln('сегодня.');
a:=a*4;
end;
If a=4 then writeln('пословица')
else writeln('Сенека');
end.

4 группа.
Глядя на фрагмент программы, запишите изречение известного мыслителя(пословицу):
begin
a:=1;
If a>0 then
begin
writeln('Лучший способ');
a:=a+2;
end
else
begin
writeln('Наилучший способ');
a:=a+3;
end;
If a<2 then
else
begin
writeln('изучить что-либо - ');
a:=a-1;
end;
If a=2 then
begin
writeln('это открыть самому.');
a:=a*2;
end
else
begin
writeln('зубрить.');
a:=a*4;
end;
If a=4 then writeln('Пойа')
else writeln('Сенека');
end.

5 группа.
Глядя на фрагмент программы, запишите изречение известного мыслителя(пословицу):
begin
a:=1;
If a>0 then
begin
writeln('Величие человека');
a:=a+2;
end
else
begin
writeln('Разум человека');
a:=a+3;
end;
If a<2 then
else
begin
writeln(' - ');
a:=a-1;
end;
If a=2 then
begin
writeln('в его способности мыслить.');
a:=a*2;
end
else
begin
writeln('его сила.');
a:=a*4;
end;
If a=4 then writeln('Б. Паскаль')
else writeln('Сенека');
end.

6 группа.
Глядя на фрагмент программы, запишите изречение известного мыслителя(пословицу):
begin
a:=1;
If a>0 then
begin
writeln('Ученья корень горек,');
a:=a+2;
end
else
begin
writeln('Повторенье');
a:=a+3;
end;
If a<2 then
else
begin
writeln(' да ');
a:=a-1;
end;
If a=2 then
begin
writeln('плод сладок.');
a:=a*2;
end
else
begin
writeln('мать ученья.');
a:=a*4;
end;
If a=4 then writeln('Леонардо да Винчи')
else writeln('пословица');
end.
Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: romantic_season
Просмотров: 172 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА