Воскресенье, 01:30 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Родительское собрание « Как помочь ребёнку быть успешным в школе?» (для родителей 4 – 5 лет)
07.09.2019, 13:55

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Берёзка»

Павлоградского муниципального района Омской области

 

Завьялова Татьяна Николаевна.

 

Родительское собрание « Как помочь ребёнку быть успешным в школе?»

(для родителей 4 – 5 лет)

Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах профилактики школьной неуспешности и психологической подготовки ребенка к школе.

Задачи:

  1. Создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей, установить с родителями эмоциональный контакт;
  2. Проинформировать родителей о показателях психологической готовности ребенка к школе и о способах устранения школьной неуспешности, о психологической подготовке ребёнка к школе;
  3. Способствовать повышению мотивации родителей к поиску эффективных способов устранения школьной неупешности ребёнка в школе;
  4. Повышать психолого – педагогическую компетентность родителей;
  5. Способствовать организации родителями психологически грамотного взаимодействия с детьми.

Этапы:

  1. Организационный. Содержание деятельности: педагог произносит вступительное слово, сообщает тему собрания, проводит игру «Связующая нить»
  2. Основной. Содержание деятельности: педагог проводит основную работу по теме в виде дискуссий, мини лекции, игры.
  3. Заключительный. Содержание деятельности: подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.

Материал и оборудование:

1)Магнитофон, запись песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» Олега Митяева;

2) клубок ниток;

3) мольберт, карточки с показателями психологической готовности детей к школе;

Ход собрания

1) Звучит запись песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» Олега Митяева.

2) Приветствие педагога и сообщение темы собрания.

- Добрый вечер, уважаемые родители! Наше сегодняшнее собрание посвящено теме « Как помочь ребёнку быть успешным в школе?». Несмотря на то, что до школьной поры нашим детям надо прожить ещё два года, я думаю, что вы уже задавались вопросом о том, будет ли ваш ребёнок успешным в школе?

3)- Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Связующая нить». Нам надо встать в круг. И держа в руках клубок, рассказать, есть ли у вас тревоги связанные с будущим обучением вашего ребёнка, какие и передать клубок соседу.  И так далее по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все, оказывается, «связаны» одной нитью.

         Педагог делает вывод: «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы – единое целое в этом мире и нам по силам справится с нашими тревогами».

4)Беседа « Показатели успешности ребёнка в школе?» Обсуждаются возможные показатели успешности ребёнка в школе. Если звучит какой – либо из показателей успешности ребёнка в школе, педагог вывешивает его на мольберт.

Педагог резюмирует: «Давайте разберёмся, что означает каждый показатель»

5) лекция «Показатели психологической готовности ребенка к школе и о способы устранения школьной неуспешности,  психологическая подготовка ребёнка к школе»

Поступление в школу – важное событие в жизни каждого. С началом систематического обучения сильно изменяется жизнь ребенка, появляются новые для него обязанности, резко возрастают физическая и нервно-психическая нагрузки, значительно увеличивается объем усваиваемой информации. Переход в школьный возраст также связан с серьезными изменениями в деятельности, общении, взаимоотношения с другими людьми, самоощущении. На смену игровой деятельности постепенно приходит учебная деятельность, которая становится ведущей в младшем школьном возрасте. Школа – символ дальнейшего развития, она способствует приобретению ребенком нового статуса и освоению новых социальных ролей. Если будущий школьник не готов к принятию обязанностей, связанных с выполнением новой для него социальной роли, не усвоил новых форм общения и поведения, принятых в ситуации школьного обучения (даже при условии высокого общего интеллектуального развития), он будет испытывать определенные трудности в школе. Таким образом, грамотная подготовка к школе дошкольников является одной из основных задач как педагогов, так и родителей.

Психологи считают, что многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Это не подразумевает того, насколько хорошо умеет он читать и считать, хотя именно такие умения и навыки обычно проверяются при записи в школу. Но, уже в первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса на уроках, нарушают дисциплину, попадают в конфликтные ситуации с учителем и одноклассниками. Получается, получив определенное дошкольное образование, что они еще «не дозрели» до школы психологически.

Итак, психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребенка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника. Это уровень психологического развития ребенка, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школе включает в себя: личностную, умственную и волевую готовность.

Личностная готовность и ее составляющие:

  • мотивационная готовность — сформированность социальных мотивов (потребность в социальном признании, стремление к приобретению социально значимого статуса), а также сформированность и доминирование учебных и познавательных мотивов (желание учиться и узнавать новое);
  • сформированность самооценки и Я-концепции — осознание ребенком cвоих физических возможностей, умений, переживаний, а также способность адекватно оценивать свои достижения и личностные качества;
  • коммуникативная готовность — готовность ребенка к произвольному и продуктивному общению с учителем и сверстниками, в контексте учебной деятельности, наличие коммуникативной инициативы;
  • эмоциональная зрелость — освоение ребенком социальных норм выражения своих чувств, отсутствие импульсивных реакций, сформированность высших чувств — эстетических (чувство прекрасного), интеллектуальных (радость познания), нравственных.

Интеллектуальная готовность и ее составляющие:

  • познавательная готовность — переход к понятийному интеллекту, овладение основными мыслительными операциями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование), понимание причинности явлений, наличие определенного набора знаний, представлений и умений;
  • речевая готовность — сформированность лексической, фонематической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи; становление и развитие различных форм речи (монологическая - диалогическая; внешняя - внутренняя);
  • развитость восприятия, памяти, внимания и воображения; развитие сенсомоторной координации и мелкой моторики.

Волевая готовность и ее составляющие:

  • готовность в сфере воли — возможность целеполагания и сохранения целей, способность к осуществлению волевого усилия;
  • развитие произвольности — способность ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с установленными правилами, осуществление действий по предлагаемым образцам, их контроль и коррекция.

Формирование психологической готовности к школе

К концу дошкольного возраста происходит интенсивное развитие тех психологических качеств и свойств, которые обеспечивают формирование психологической готовности к школе. Ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в которой формируются и закрепляются важные психологические качества и свойства. Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей. Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью. Ребенок, не имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины.

  • Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому нужно отвечать на многочисленные вопросы малышей, как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая и вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку поверить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что у него не сразу получается. Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое дело до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку просто лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится.
  • Большое значение для дошкольного развития и формирования психологической готовности к школе имеют продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.), в которых развиваются высшие формы регуляции деятельности — планирование, коррекция, контроль. Создать положительную установку на учебу также помогают·экскурсии с ребенком в школу; рассказы родителей о своих школьных годах; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей; семейное чтение художественной литературы.
  • Для того чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно и не испытывал трудностей адаптации, нужно заранее, плавно подвести его к новой жизненной ступени. Начинать подготовку к школе лучше таким образом, чтобы ребенок воспринимал это как увлекательную игру и не чувствовал давления. Если ваш малыш пока не хочет идти в школу, важно помочь обрести ему уверенность в том, что он сможет хорошо выполнять свою работу, что это обязанность каждого человека, а интерес придет со временем. Дети, которые с ранних лет посещают детские развивающие центры, более привычны к занятиям, и для них вхождение в новую школьную жизнь становится более спокойным. Тем не менее, для любого ребенка — самое важное — это внимание родителей и их активное участие при переходе на новую жизненную ступень.

 

  1. Предлагаю вам принять участие в нескольких вариантах  игр направленных на психологическую подготовку детей к школе

1)Игра, направленная на формирование желания ребенка учиться, получать новые знания, мотивации к началу учебной работы

 Игра «Зеркало».

Цели: развитие умения отражать эмоции и чувства другого человека.

Описание игры: играющие разбиваются на пары. Ведущий выбирает в каждой паре «зеркало». Родитель, выполняющий роль зеркала, должен отразить показанное партнером эмоциональное состояние. Упражнение показывается молча, с помощью мимики и пантомимы. Каждый участник выполняет упражнение по 2-3 раза (разные эмоциональные состояния). 

 2)Игровое упражнение, направленное на формирование умения получать необходимую информацию в общении; вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; спокойно отстаивать своё мнение.

 Игра  «Совет волшебников».

Цели: развитие умения вести диалог, получать информацию.

 Описание игры: родители и ведущий сидят в кругу. Ведущий рассказывает про мальчика, с которым никто не хотел играть. Но однажды мальчик встретил доброго волшебника, и тот дал ему хороший совет. Каждый родитель придумывает и говорит, что посоветовал волшебник и как мальчик воспользовался этим советом.

 Анализ игры:

-сразу ли ты придумал, что сказал волшебник мальчику?

-совет какого волшебника тебе очень понравился?

-всегда ли тебе хочется играть с другими детьми?

-всегда ли дети хотят играть с тобой?

-какими советами ты можешь воспользоваться?

  3)Игровые ситуации направленные на формирование навыка сотрудничества, умения понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребенку взрослые.

  • Игровая ситуация «Куклы поссорились из-за машинки»

Цели: освоение способов конструктивного взаимодействия, развитие умений разрешения конфликтной ситуации.

Количество играющих: 2 и более человек.

Анализ игровой ситуации:

-почему поссорились куклы?

-можно ли было решить спор без ссоры? Каким образом?

-возникают ли у тебя споры с ребятами?

—как ты думаешь, почему некоторые ребята начинают драться при споре?

-можно ли обойтись без драк?

  • Игровая ситуация «Одна из кукол боится темноты, остальные объясняют, что в темноте ничего страшного нет»

Цели: развитие умения убежать партнера по взаимодействию, аргументировать свою точку зрения.

Количество играющих: 4-6 детей.

Анализ игровой ситуации:

-какое чувство испытывала кукла? Почему это чувство возникло?

— как ты понял, что кукла боится темноты?

-а ты боишься темноты?

-как ты борешься со своим страхом?

-удалось ли тебе убедить куклу?

-какие слова ты произносил, чтобы ее убедить?

         7) Подведение итогов. Педагог предлагает родителям поделиться своими впечатлениями от собрания. И при следующей встречи поделиться играми проведёнными с детьми дома направленными на психологическую подготовку детей к школе.

 

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 21 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА