Воскресенье, 14:13 

Все заявки, поступившие в срок с 10.11 по 22.11 будут обработаны 23.11.2018

Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2018-2019 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Речевые игры для дошкольников консультация для педагогов и родителей
19.01.2018, 14:34

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад № 25 «Пчёлка» города Смоленска

МБДОУ «Детский сад № 25 «Пчёлка»

 

 

 

 

Речевые игры

для дошкольников

 

консультация

для педагогов и родителей

 

 

Учитель-логопед

Наумова И.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017

 

Еще десятилетие назад вопрос о развитии речи у детей не стоял так остро, как сейчас. Статистика неумолима: процент плохо говорящих или вообще не говорящих детей растет. К решению этой проблемы привлечены все заинтересованные стороны - педагоги, врачи, родители. Один из методов развития речи, ее стимулирования – речевая игра для дошкольников – стал наиболее актуальным и приемлемым для занятий с детьми.

 

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний и их закрепление происходит успешнее в игре, чем на учебных занятиях. Как загораются глаза детей, когда вы скажете: «А сейчас будем играть».

Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом игры, как бы не замечает того, что он учится. Он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу

И именно игра помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые стеснительные и необщительные дети раскрываются.

Писатель Джанни Родари говорил, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку».

 

Речь ребенка формируется поэтапно. На каждом возрастном этапе решаются свои задачи. От возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Благодаря многообразию речевых игр и упражнений у дошкольников формируется четкость произношения каждого слова, грамотность, ясность, умение правильно формулировать свою мысль, развиваются монологическая и диалогическая речь. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими.

 

Основными задачами развития речи в детском саду являются:

- обогащение и активизация словаря,

- воспитание звуковой культуры речи (формирование правильного звукопроизношения)

 

- формирование грамматического строя речи,

- развитие связной речи.

 

Речевые игры,

направленные на обогащение и активизацию словарного запаса

 

Докончи предложения

Взрослый задаёт вопрос, бросая мяч ребёнку, ребёнок возвращает мячи и даёт ответ.

- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью…

- Зайчик летом, а зимой...

- Грибы растут..., а огурчики - на...

- Рыба живет в..., а медведь - в...

- Сахар сладкий, а лимон...

- Днем светло, а ночью...

 

Закончи предложение

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу ( что делать?)...

Я умею...

Я помогу...

Я принесу...

 

Догадайся и подскажи

На столе находятся знакомые детям предметы. Педагог называет несколько признаков одного из объектов, а дети называют сам объект.

- круглая, пластмассовая, с дырочками посередине – ПУГОВИЦА,

- блестящее, гладкое... – ЗЕРКАЛО и т.д.

 

Скажи «какой»?

- Карандаш - новый, большой, красивый, цветной, тонкий,..

- Лист - осенний, желтый, большой, маленький, опавший, засохший...

- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький...

- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...

- Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая..

 

 

Речевые игры

по лексическим темам

 

Назови, какую знаешь…посуду (мебель, одежду, фрукты, овощи, деревья и т.п.)

Варианты игры

 – дети называют по одному слову, передавая соседу мяч (эстафетную палочку).        Повторять названные слова нельзя. Кто долго думает или повторяет названное слово или называет неверное  – выходит из круга на «скамейку запасных».

Посуда – тарелка, блюдце,…?., …..,

Овощи – помидор, огурец, фасоль,..…,….,….,

 

Какой, какая?    Посуда (мебель, одежда, фрукты, овощи, деревья и т.п.)

 1 вариант. Подбирается как можно больше признаков к определённому предмету:

 Кастрюля большая, железная, эмалированная, грязная – чистая, новая – старая,

дорогая – дешёвая, дырявая и т.п  .. (желательно с отработкой антонимов)..

  2 вариант. К каждому предмету называется один признак по вопросу воспитателя:

Кастрюля из стали  ?, чашка из фарфора -?, ложка из железа -?, банка из стекла -?,

сковорода из чугуна -? И т.д.и т.п.(на вопрос воспитатель кидает мяч ребёнку, ответ – ребёнок возвращает мяч воспитателю)

 

Веселая семейка 

Взрослый задаёт вопрос, бросая мяч ребёнку, ребёнок возвращает мячи и даёт ответ.

(возможны и другие варианты) мяч можно кидать в руки ребёнку, а можно – с отскоком от пола.

1 вариант. Правильно назвать животных, птиц  и их детенышей (птенчиков)                 Семьями

- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.

- Петух, курица, цыплята.

- Кот, кошка, котята.

- Гусь, гусыня, гусята.

- Медведь, медведица, медвежата.. и т.д.

  2 вариант.

Детёныш

Кошка - котёнок, корова – телёнок, лошадь – жеребёнок и т.д.

3 вариант ( более сложный)

«Кем вырастет?»

  Лисёнок – лисой или лисом;

Цыплёнок – петухом или курицей;

Котёнок – котом или кошкой  и т.д.

 

«Кто как подаёт голос?»

Корова – мычит, волк – воет, лошадь – ржёт , мышонок – пищит и т.д.

 

«Большой – малый  (назови ласково)»

Подобрать ласкательное слово.

  кот - котик,   котёнок – котёночек; кошка – кошечка;

- корова – коровушка, коровка,   телёнок – телёночек; бык – бычок;

 Свинья – свинка, кабан – кабанчик, поросёнок – поросёночек   и.т.д.

 

 «Кто где живёт?»

Собака – в конуре, будке,

Лошадь – в конюшне,

Лиса – в норе, белка – в дупле…и т.д.

 

«Что умеет делать животное?»

кошка сидит, спит, лакает, охотится, ловит мышей, мяучит, играет, прыгает,

             дерёт обои, портит  мебель и т.д..

белка – прыгать по веткам, собирать грибы, прятать грибы, линять

          ( менять шёрстку), прятаться в дупле, срывать орешки т.д..

В данной игре дет , называя одно действие, передают эстафетную палочку( мяч) соседу…

 

 

«Кто умеет плавать, ползать, летать?»

Летать – птицы (можно перечислить), некоторые насекомые (можно перечислить),

ползать – лиса, кошка, собака, мышь и т.д.  

 плавать -  некоторые животные – медведи, собаки, лошади, кошки и.т.д..,

                некоторые птицы – пингвины, утки, гуси  и т.д.

 

«Я знаю три (четыре, пять)»

 Ребёнок перечисляет названия по заданной воспитателем теме, отбивая на каждое слово мяч по полу одной или двумя руками или подбрасывая и ловя мяч:

   я знаю пять имён девочек : Оля – раз, Маша – два, Катя – три  и т.д.

   я знаю пять овощей : морковь – раз, картофель – два, редис – три  и .т.д.

   я знаю пять предметов посуды :  ваза – раз, вилка – два, чашка – три, т .т.д.

   я знаю пят диких животных наших лесов,   я знаю пять домашних животных,

   я знаю пять диких животных жарких стран и т.д..…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевые игры

для  формирования правильного звукопроизношения

Зарядка для язычка с элементами биоэнергопластики

для детей 4-5 лет

 

Рекомендуется проводить в перерывах между занятиями, в качестве оргмомента до или после прогулки. Продолжительность до 10 минут. По возможности начинать изучение упражнений желательно с небольшими группами детей, уделяя особое внимание детям-логопатам, в дальнейшем объединяя их до полного состава группы.

 

Комплекс артикуляционной гимнастики включает как статические, так и динамические упражнения.

Он составлен с соблюдением последовательности выполнения упражнений, начиная от простых, постепенно переходя к выполнению сложных движений.

На начальном этапе артикуляционную гимнастику выполняют в медленном темпе,  ребенку предлагается разучить от 2 до 3 упражнений.

Количество повторов каждого упражнения от 4 до 6 - 7 раз.

Использование счета от 1 до 10 или стихотворных строк помогает развивать и совершенствовать чувство ритма и поддерживать размеренность выполнения упражнений.

При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук.

 

1. Бегемотик

Цель: выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение - сидя на стуле голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2 - 3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет or 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить 4 - 5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Широко открыли ротик -

Получился «бегемотик».

А затем закрыли рот -

Отдыхает бегемот!

 

Описание движений кисти н пальцев руки.

Исходное положение - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь направлена вниз.

На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх .Удерживать кисть в таком положении под счет or 1 до5, затем вернуть в исходное положение и удержи­вать под счет от 1 до 5. Повторить 4 - 5 раз.

                                                                             

 

 

 

 

Далее смотреть материал в архиве

Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 196 | Загрузок: 1 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
4 ladyshvaleva   (14.05.2018 22:25)
Работаю воспитателем в комбинированной группе с детьми с ОНР. Игра является ведущей деятельностью ребенка, а для воспитателя это действенный метод привлечения ребенка к образовательному процессу. Подборка речевых игр замечательная. Использую ваш материал в работе. Спасибо)

3 aldaeva1978   (20.02.2018 20:57)
Проблема развития речи детей решается в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игр, данная подборка игр дает ответ на вопрос.

2 DDTbok   (31.01.2018 08:54)
Хороший материал не только для психологов и логопедов, но и для родителей. Все просто и понятно. Подбор игровых заданий интересный

1 aleksandrkalinkin74   (23.01.2018 12:48)
отличный материал для работы воспитателей и логопедов, пригодится в работе.Спасибо

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА