Среда, 23:18 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Экспресс-конкурсы на 2016-2017 уч.г » Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка"

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках музыки в рамках ФГОС
31.03.2016, 14:33

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках музыки в рамках ФГОС.

        

                                      Музыкальное творчество детей –

    самый действенный способ их развития.

(Б.В.Асафьев)

 

Приоритетной целью школьного образования на современном этапе, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, является развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть, формирование умения учиться.

Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках ФГОС общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной рождать идеи, воплощая их в жизнь.

Уроки музыки в школе помогают развивать у детей фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формировать в процессе музыкального воспитания универсальные способности, необходимые для различных сфер деятельности человека.

При изучении музыки закладываются основы творческого мышления на основе восприятия, анализа и воплощения музыкально-художественных образов,  что приводит детей к поиску нестандартных способов решения проблем.

Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. И задача учителя музыки в общеобразовательной школе, на мой взгляд, не в том, чтобы научить детей музыкальной грамоте, а в том, чтобы помочь детям научиться понимать музыку, её образную основу, образный язык. Изучение музыкального произведения предусматривает его целостное, эмоциональное восприятие, суждение о нем, раскрытие его содержания и тех выразительных средств, которые особенно ярко раскрывают образ. Все это вместе взятое должно привить навыки не только слушать, но и слышать музыку, т.е. понимать её, правильно оценивать, что и способствует воспитанию художественного вкуса.

Творчество детей на уроке понимается как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, нестандартно. «Сыграй, спой, скажи, как ты чувствуешь» - эти магические слова распахивают перед ребёнком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями.

С самых первых встреч детей с музыкой я учу их тому, что они слушают не музыку, а рассказ человека – композитора, который говорит с нами с помощью музыки. Уже на этой стадии формируется осознание того, что музыка – это «язык общения композитора со слушателем», который не требует перевода на разные языки мира, так как это язык чувств и эмоций, которые передаются через музыку.

Слушая музыкальное произведение, каждый ребёнок создаёт в своём сознании образы и картины, рождаемые его собственным творческим воображением. Тем самым он учится понимать замысел композитора.

Воображение у детей, особенно младшего школьного возраста, яркое, живое. Их зрительные ощущения воплощаются в рисунках, навеянные прослушанной музыкой, которые они рисуют на уроке или дома. А учащиеся среднего звена учатся формулировать своё понимание от «разговора» с музыкой письменно в форме рассказа или стихотворения. И некоторые ребята после этого открывают в себе задатки поэта или писателя.

Я применяю в своей работе ещё такие творческие задания как:

ü    «10 фактов из жизни и творчества композитора». Важно учить детей тому, что по музыке можно судить и об её авторе, его жизни, его чувствах и мироощущении. Это задание развивает у детей определённые компетентности: способность к  самостоятельному поиску информации, отбору значимого материала, умению преподнести найденный материал. Выполняя данное задание, ребята стараются найти наиболее яркие и интересные факты. После этого на уроке общими усилиями мы создаём многогранный образ композитора. Важно то, что не учитель дал информацию, а сами дети нашли её.

ü    «История одной песни». Ребята самостоятельно ищут информацию об истории создания отдельных песен на заданную тему. При этом важен не только конечный результат, но и сам поисковый процесс, как способ организации духовного развития.

ü    Мини-проекты: «Моя мама лучшая на свете», «Мама моей мамы», «Песня на войне», «История военной песни» и др. При выполнении данного вида заданий особую ценность имеют личностное отношение и эмоции, рождающиеся в душе  ребёнка.

Творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития. Его результатом является инициативность и самостоятельность мышления, способность к самовыражению в творческой деятельности.

Как сказал Эдвард Григ: «Радость необходима для творчества».

Важно создавать условия для активного выражения себя в творчестве каждому ребенку независимо от индивидуальных его возможностей. Каждый ребёнок должен испытать радость творчества, ибо с ней связана эмоциональная отзывчивость на музыку. Этому способствует детская творческая деятельность, которую я применяю в своей работе.

ü    Очень интересен такой приём, как игра на детских музыкальных инструментах, что не только вызывает огромный интерес у учащихся, но и  помогает развитию музыкальной памяти, ритма, гармонического, тембрового слуха, выработке исполнительских навыков. В данном виде работы учащиеся приобретают навык коллективного творчества, сотрудничества.

Учащиеся младших классов выполняют вместе с родителями задание «Создай свой музыкальный инструмент», а затем на уроке, с удовольствием, играют на своих инструментах. Здесь проявляется совместная творческая деятельность детей и их родителей.

ü    И, конечно же, пение, как активная деятельность, способствующая творческому развитию школьников. Пение – самый простой и в то же время самый эмоциональный способ самовыражения, доступный каждому ребёнку. Наряду с хоровым исполнительством, я практикую сольное и групповое пение, что позволяет детям оказаться и в роли исполнителя, и в роли слушателя. Зачастую, сольное пение перед аудиторией позволяет неуверенному в своих способностях ребёнку раскрепоститься и преодолеть свои страхи и комплексы, что благотворно влияет на его психологическое состояние.

Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, необходимо применять разнообразный комплекс педагогических приёмов:

§     предоставление шанса каждому школьнику для поиска и выявления индивидуальных творческих способностей и способов общения с музыкой;

§     создание на уроке атмосферы творческой активности и личной заинтересованности;

§     различные виды музыкальной деятельности школьников на уроке;

§     разнообразие музыкально - художественной импровизации самого педагога;

§     разработка серий творческих заданий, и наиболее эффективных форм их постановки перед детьми;

§     усложнение творческих заданий от занятия к занятию;

§     развитие природной музыкальности каждого ребёнка;

§     создание ситуации успеха.

Применение метода детского творчества ни в коей мере не исключает из урока объяснение, рассказ, иллюстрацию и т. д. Как раз одна из главных задач метода – помочь учащимся свободно использовать музыкальный опыт, который они получают на уроке. Творчество учащихся должно вплетаться в урок гармонично, наряду с другими видами деятельности, вводиться в процесс обучения.

На уроке музыки дети, на самом деле, всё время действуют творчески, поскольку ставятся в условия, в которых они могут проявлять свою индивидуальность. Важно помнить, что творчески развиваться ребёнок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Всё это способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает активную, целеустремлённую творческую личность.

Как сказал Джон Денискар: «Творчество - момент создания будущего в настоящем». Перефразируя эти слова, можно сказать, что только развитие творческих способностей ребёнка может сформировать гармонично развитую личность в будущем.

 

 

Использованная литература:

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО.
  2. Цитаты  Асафьева Б.В, Денискара Д., Грига Э.
Категория: Всероссийский (Международный) конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: Администратор
Просмотров: 202 | Загрузок: 1 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 оля4   (08.07.2016 12:25)
Содержание учебного курса предмета «Музыка» соответствует ФГОС, т.к. основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания творческой личности. Разнообразный комплекс педагогических приёмов направлен на творческие проявления детей и имеют целенаправленный, активный и эмоциональный характер.
На занятиях используются приемы для активного выражения в творчестве к каждому ребенку независимо от его индивидуальных возможностей.

2 inzia   (03.05.2016 16:51)
Автор статьи"Развитие творческого потенциала учащихся на уроках музыки в рамках ФГОС" затронул актуальную и значимую в современных условиях проблему- восприятия музыки и цели этого предмета в школьном образовании. Действительно,формирование духовной культуры личности также осуществляется через привитие навыков не только слушать, но и слышать музыку, т.е. понимать её, правильно оценивать, что и способствует воспитанию художественного вкуса.Основным достоинством работы является выделение и структурирование отдельных аспектов практического применения форм и методов, предлагаемых новым Федеральным государственным стандартом.Автор привела разнообразный комплекс педагогических приёмов, которые помогут воспринимать мир музыки

1 AnnaVadimovna   (15.04.2016 12:37)
Тема действительно актуальная в наше время.Огромный выбор стоит перед родителями,куда отдать свое чадо. Секция по плаванию,английский,балет,да еще пианино поставить некуда.Достаточно привести несколько достоверных фактов в пользу музыки.Занятия музыке развивают волю и дисциплину:заниматься нужно регулярно,и в праздники,и зимой и летом.Но в отличии от спортсменов,играя на инструменте, сложно сломать шею или руку.Музыка развивает коммуникативные навыки,математические способности.Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как представители слабого пола, а музыканты-женщины стойки и тверды духом. У детей с музыкальным воспитанием другое восприятие и видение мира,другое мышление,подход к решению задач.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА